Эстетика промышленного трактора
Промышленный трактор как изделие не относится к потребительским товарам, а значит, имеет утилитарные формы. На развитие его внешнего вида повлияло, главным образом, ужесточение требований, налагаемых эргономикой и взаимодействием с окружающей средой. Это взаимодействие происходит в двух направлениях. Трактор, например, создает шум, оказывает давление на грунт. Но и сам он нуждается в защите от атмосферного воздействия, а кабине требуется силовая защита, обеспечивающая безопасность работы оператора.
Развитие художественного оформления инженерной конструкции дошло до тонкой нюансировки форм, но осталось в рамках утилитарности. Оно направлено на выявление композиционной основы – силовой структуры объекта. Мода оказывает чуть заметное влияние на общие формы: от одутловатых, массивных поверхностей с четкими горизонтальными и вертикальными членениями, к современной форме, образуемой наклонными плоскостями с жесткими гранями, близкими, но не совпадающими с вертикалями и горизонталями.
1. С-65
Конструкция и форма предельно просты – требование времени.
Читаются контуры и ритмы:
капот обрамляет двигатель, содержащий ритм толкателей,
и гусеницы с ритмом катков.
2. KOMATSU
Элементы концентрируются вокруг массивного капота. Подчеркнут контраст плоскостей и линий. Наклонные элементы – подрезы крыши, стекол, козырек капота – нюансы, дополняющие контраст. Масштаб конструкции подчеркнут полуоткрытой силовой защитой кабины. Динамика композиции организуется общей асимметрией
и наклонами силовых элементов.
3. Т-330
Положение кабины спереди улучшает обзор и снижает общую высоту трактора. Серьезный
недостаток – повышение психологического напряжения оператора. Композиция построена на контрасте массивного низа и ажурной надстройки. Подчеркнутое горизонтальное членение, наклоны стоек, асимметрия формы создают динамичный образ.
4. ДЭТ-250
Кабина посередине улучшает обзорность. Мощь передана массивностью общей формы и подчеркнута тонкими поручнями и подштамповками. Статичность симметричной композиции нарушена горизонтальными членениями отделки.
5. CAT D6
Форма подчинена передовой инженерной конструкции. Своеобразие силовой схемы придает внешнему облику лаконизм, а нетрадиционные решения обеспечивают максимум обзорности.