Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Секреты воздушного фильтра
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Большие возможности маленьких КМУ
Краноманипуляторные установки в строительстве
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин

Универсальная дорожно-строительная машина

Обзор российского рынка грейдеров

Л. Толмачёв

Производство автогрейдеров в России регламентировано двумя государственными стандартами: ГОСТ 27535–87 «Машины землеройные. Автогрейдеры. Термины, определения и технические характеристики для коммерческой документации» и ГОСТ 11030–93 «Автогрейдеры. Общие технические условия».

ГОСТ 11030–93 устанавливает гарантийный срок эксплуатации автогрейдеров 18 месяцев после ввода в эксплуатацию при наработке не более 2000 мото-ч.

Он также принят с 01.01.95 г. в республиках Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В соответствии с ним автогрейдеры разделены на четыре класса по эксплуатационной мощности двигателей:

Отечественные грейдеры

Среди отечественных заводов лидерство принадлежит ОАО «Брянский Арсенал», которое ежегодно выпускает около половины российских автогрейдеров. Завод производит полную гамму автогрейдеров от легких до тяжелых.

ЗАО «Челябинские дорожно-строительные машины» (Группа ГАЗ) производит автогрейдер класса 250 ДЗ-98В эксплуатационной массой 19 800 кг с двигателем ЯМЗ-238НД3 (176 кВт) или Cummins М-11С (202 кВт). Эта модель с колесной формулой 1х3х3 и высокой скоростью движения, до 46 км/ч, имеет по шесть передач переднего и заднего хода. Продается по цене приблизительно 3 400 000…3 600 000 руб.

В Брянске помимо «Брянского Арсенала» производством автогрейдеров занимаются еще два завода холдинговой компании «Строительные машины и механизмы» (СММ-Холдинг) – Радицкий машиностроительный завод (ООО «РаМЗ») и ООО »Машиностроитель».

РаМЗ за сравнительно короткий срок, с 1996-го по 2001 г., выпустил на отечественный рынок автогрейдеры классов 100 и 180. Легкий автогрейдер ДЗ-201 являет собой гибрид трактора МТЗ-80/ 82 с автогрейдерной рамой и отвалом. Автогрейдер ДЗ-201.01, производство которого ведется с 1999 г., отличается от ДЗ-201 маркой базового трактора – ЛТЗ-60АВ и некоторыми конструктивными деталями. Этот же завод производит автогрейдер полутяжелого класса ГС-18.04 с двигателем ЯМЗ-236М2 мощностью 132 кВт.

ООО «Машиностроитель» выпускает автогрейдер среднего класса ГС-1803, оснащенный двигателем ЯМЗ-236М (132 кВт). Машина массой 18 000 кг имеет шарнирно-сочлененную раму и способна развивать скорость до 40 км/ч.

Автогрейдер ДЗ-122Б класса 140 и его модификации изготавливает ЗАО «ОПК-Дормаш» (г. Орёл). Машина массой 14 600 кг имеет шарнирно-сочлененную раму, оснащается двигателем ЯМЗ-236Г4 (97 кВт) или Cummins (123 кВт), 6-ступенчатой механической трансмиссией. Стоимость ДЗ-122Б – приблизительно 3 000 000…3 220 000 руб. в зависимости от комплектации.

Зарубежные игроки рынка

С 1995 г. корпорация Caterpillar изготавливает автогрейдеры новой, усовершенствованной серии Н, состоящей из десяти моделей, с двигателями мощностью от 92 до 368 кВт. Из них четыре модели, производимые заводами Caterpillar в Китае и Бразилии, поставляются в страны СНГ: это 12Н, 120Н, 140Н и 160Н.

Двигатели собственного изготовления отвечают всем экологическим требованиям. Специально разработана для автогрейдеров коробка передач с прямым приводом, переключением под нагрузкой и высоким к.п.д. Уникальная гидравлическая система PPPC обеспечивает не зависящую от нагрузки двигателя и количества одновременно задействованных гидромеханизмов постоянную скорость срабатывания гидроприводов. Система регулирования мощности двигателя VHP предотвращает пробуксовку колес на низких передачах. Рычаги управления гидроприводами имеют короткий, плавный ход и расположены так, что оператор может одновременно управлять несколькими гидроцилиндрами. Места обслуживания машины легко доступны. В кабине обеспечен отличный обзор, предусмотрены места для личных вещей, установлено эргономичное, регулируемое сиденье. По заказу устанавливают кондиционер и отопитель. Модульная конструкция агрегатов позволяет легко снимать узлы для обслуживания и ремонта.

В 2000 г. Caterpillar открыл завод в г. Тосно (Ленинградская обл.), который специализируется на производстве и поставке комплектующих для строительного оборудования на его сборочные предприятия в Европе. В настоящее время на заводах Caterpillar в США производятся автогрейдеры новейшей серии М с мощностью двигателя от 129 до 397 кВт, их также поставляют в Россию и страны СНГ.

Компания New Holland предлагает гамму автогрейдеров из пяти моделей от средних тяжелых.

Вместе с ними на отечественных строительных площадках можно встретить автогрейдеры компании Terex.

На российском рынке широко представлено также семейство из семи автогрейдеров G-900 фирмы Volvo Construction: пять с тандемным приводом и два полноприводных.

Двигатели нового поколения D-7 и D-9 характеризуются высокой экономичностью и низким уровнем токсичности отработавших газов, отвечающим требованиям стандарта Tier/ Stage IIIA. Система управления двигателя может устанавливать три диапазона мощности в зависимости от нагрузки на трансмиссию, что повышает производительность и топливную экономичность машины. Мощность двигателя связана с работой трансмиссии и изменяется в зависимости от передачи.

Автогрейдеры оснащаются трансмиссией собственной конструкции Volvo НТЕ 840 и в качестве опции трансмиссией НТЕ 1160. НТЕ 840 имеет 8 передач переднего и 4 передачи заднего хода, НТЕ 1160 – 11 передач переднего и 6 передач заднего хода. По желанию заказчика может быть установлена трансмиссия с тремя режимами переключения – ручным, автоматическим и транспортным, а также с автоматической функцией Autoshift, при которой от оператора требуется только определить нужную передачу в рабочем диапазоне. Переключение скоростей в поворотах и на уклоне будет происходить автоматически. При повышенных нагрузках на отвал система полного привода обеспечивает грейдерам моделей G-946 и G-976 дополнительное тяговое усилие, подключая привод на передние колеса. При уменьшении нагрузки этот привод отключается.

Машины оборудуются системой Contronics, которая регистрирует и сохраняет данные о работе всех основных систем, до 25 параметров, что помогает при обслуживании и ремонте. Шарнир рамы имеет оригинальную надежную конструкцию: покупателю может быть представлена пожизненная гарантия на раму, не требующие обслуживания пальцы и подшипники шарнира. Модульная конструкция силовой передачи упрощает ремонт основных узлов. Ко всем точкам обслуживания двигателя обеспечен удобный доступ с уровня земли. Помимо прочего автогрейдеры Volvo имеют элегантный внешний вид, являя собой прекрасный образец промышленного дизайна.

В последние годы российский рынок активно осваивает торговая марка Mitsuber, созданная в 2004 г. специально для торговли с Россией и странами СНГ. Mitsuber предлагает три модели автогрейдеров.

По заказу покупателю предлагается кондиционер, ультразвуковая или лазерная система автоматического нивелирования Topcom или МОВА, передний отвал или рыхлитель. Цена автогрейдеров Mitsuber сопоставима с ценами отечественных автогрейдеров такой же мощности. Например, модель GR165 стоит 2 910 600 руб., GR215 – 3 645 600 руб.

Немецкая компания HBM-Nobas выпускает автогрейдеры серий SHM, HBM и BG. Цену автогрейдеров Nobas поставщики, как правило, открыто не объявляют, видимо потому, что она выше, чем у российских и китайских машин.

Прекрасно зарекомендовали себя в России автогрейдеры Komatsu. Их поставляют в страну с 1969 г. (GD37), мод. GD521 поставляется с 1989 г., остальные модели – с 1990-х годов. Сегодня Komatsu предлагает в России шесть моделей серии GD, а их общее число гораздо больше. Автогрейдеры Komatsu с шарнирно-сочлененной рамой оснащают двигателями собственного производства, коробкой передач Hydroshift с гидравлическим приводом и многодисковым сцеплением с принудительной смазкой, герметизировнными для защиты от абразивных частиц маслоохлаждаемыми дисковыми тормозами. Переключение скоростей и изменение направления движения осуществляется одним рычагом.

Китайские гости

В последние годы российский рынок автогрейдеров осваивают производители из Китая. В конструкции китайских машин используется много узлов, разработанных американскими и европейскими компаниями. Кроме того, китайцы используют все известные современные схемы финансирования – кредит, лизинг, рассрочка платежей.

Концерн XCMG предлагает четыре модели автогрейдеров серии GR (от среднего до тяжелого класса). В их конструкции применены гидравлические компоненты Rexroth, коробка передач ZF с электрическим приводом. По желанию покупателя автогрейдеры могут быть оснащены кондиционером, ультразвуковой или лазерной системой нивелирования.

Компания Dingsheng Tiangong выпускает 11 моделей автогрейдеров, самая малая из них PY120G имеет мощность двигателя 88 кВт и эксплуатационную массу с передним отвалом и задним рыхлителем 10 900 кг. Цена – 2 398 000 руб., у самой большой модели PY280 мощность 231 кВт и масса 27 540 кг.

LiuGong Machinery Co., Ltd. предлагает автогрейдер CLG 418 массой 15 500 кг с двигателем мощностью 140 кВт. Zoomlion реализует автогрейдер PY 190 мощностью 140 кВт, массой 15 400 кг по цене 3 975 000 руб.

Также предлагают автогрейдеры китайские компании Sany, YTO, Shantui.

Заключение

В последнее время в развитии конструкций автогрейдеров определились такие тенденции: повышение мощности двигателей без значительного увеличения массы машины; улучшение способности работать при большом крене, а также в условиях низких и высоких температур, сильной запыленности воздуха; повышение транспортной и рабочей скоростей, автоматизация управления профилированием по заданным параметрам; повышение эргономичности и комфортности кабины; соответствие возрастающим требованиям по экологии.

Отечественным производителям автогрейдеров противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает российские фирмы следовать тенденциям мирового технического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Автогрейдер
Л. Толмачёв Основные Средства 01'2008 30 июня 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru