Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 2
Поиск и устранение неисправностей гидропривода
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Современное оборудование щебеночных заводов
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов

Лучшее – враг хорошего

Тенденции краностроения по итогам «СТТ-2012»

Леонид Малютин
АК-40 «Ивановец» с овоидной стрелой на шасси КамАЗ-6520
АК-50 «Ивановец» с псевдоовоидной (многогранной) стрелой на шасси КамАЗ-6560
АК-16 «Ивановец» с овоидной стрелой на шасси «Урал-5557»
АК-25 «Ивановец» с овоидной стрелой на шасси КамАЗ-65115
КС-55713-1К-3 «Клинцы» г/п 25 т с рабочей платформой
КС-99713 «Галичанин» г/п 110 т с крановой установкой Tadano на шасси МЗКТ-790400 10х8
КС-55733-24 «Челябинец» г/п 32 т на шасси КамАЗ-43188
КС-55726-2 «Угличмаш» с 3-секционной 22-метровой стрелой на шасси КамАЗ-43118
КС-55726-1 «Угличмаш» с 3-секционной 22-метровой стрелой на шасси Урал-5557
КС-45726-4 «Угличмаш» с 3-секционной 20-метровой стрелой на шасси КамАЗ-53605
КС-55726-3 «Угличмаш» с 3-секционной 22-метровой стрелой на шасси МАЗ-6303

«СТТ-2012» дала достаточно пищи для размышлений о былом, настоящем и будущем отечественного краностроения. Год назад еще не бывшее столь явным деление кранового рынка на сегменты «премиум», средний и бюджетный оформилось окончательно с формированием «Ивановской маркой» линейки автомобильных кранов со стрелами овоидного профиля и улучшенными грузовысотными характеристиками, которые явно претендуют на премиум-сегмент.

Рассуждение об «Ивановцах» с овоидным и гнутым профилем

Речь идет о представленных на «СТТ-2012» сериях АК-16 и АК-25 с овоидными стрелами. Серия АК-16 получила 3-секционную стрелу длиной 23 м и 9-метровый решетчатый гусек. Предусмотрены 6 исполнений автокранов в зависимости от шасси. Серию АК-25 с 4-секционной стрелой 30,7 м и 9-метровым гуськом будут поставлять на 5 шасси.

Хотя о преимуществах овоидных стрел писали много, стоит напомнить некоторые доводы в пользу овоида. Овоидная стрела представляет собой арочную конструкцию, состоящую из двух арок – верхней и нижней, сваренных по боковой поверхности. Как известно, арка есть наиболее эффективная форма несущей балки, перераспределяющая вертикальную нагрузку в радиальную и работающую на сжатие, а не на растяжение, причем по всей своей поверхности, т. е. напряжения распределяются на большую площадь. Арка не прогибается, а сжимается и работает без потери устойчивости, что делает ее наиболее эффективным решением для повышения устойчивости конструкций стрелы. Овоидный профиль создает благоприятные условия для работы металла и дает возможность снизить массу стрелы. Верхняя поверхность стрелы работает на растяжение, поэтому верхнюю полку делают широкой, а нижний полукороб представляет собой перевернутую арку в чистом виде. Полукороба сваривают по боковым наименее нагруженным поверхностям.

За счет формы овоидная стрела выдерживает большие нагрузки, чем коробчатая с той же площадью сечения, как в плоскости подвеса, так и боковые при повороте крана. За счет этого можно использовать более тонкий металл, сделать стрелу длиннее, с большим числом секций и лучшими грузовысотными характеристиками.

Какие преимущества у овоидных стрел в нашем конкретном случае – у АК-16 и АК-25? Если взять такие же 15- и 25-тонные «Ивановцы» последних серий со стрелами с гнутым профилем, то при тех же размерных характеристиках у АК-16 с овоидным профилем грузоподъемность на рабочих вылетах на 15–20% больше, у АК-25 грузоподъемность больше на 20–30%. Секции стрел с гнутым профилем сваривают из двух полукоробов, форма которых получена гибом листов на прессе. По сути, это улучшенный вариант коробчатой стрелы. Одна из основных проблем коробчатой стрелы – это сохранение устойчивости боковой стенки. Чтобы ее «подпереть», ставят ребра жесткости, которые утяжеляют стрелу. Небольшие скругления углов у гнутого профиля практически ничего не меняют в картине нагрузок. Гнутый профиль выигрывает у сварного коробчатого за счет монолитности конструкции и меньшей массы. Значительный выигрыш в грузоподъемности наблюдается при переходе к большим радиусам скругления – к овоидному или псевдоовоидному профилю.

При этом очевидно, что себестоимость овоидного профиля выше, чем гнутого. Чтобы создать собственное производство овоидных стрел, пришлось провести на «Автокране» масштабное техническое и технологическое перевооружение. Технологический комплекс включает несколько участков: очистки листа, правки листа, транспортировки листа, пресса для гибки полукоробов, станции лазерной обрезки кромок полукоробов под сварку, станции сборки-сварки коробов, станции плазменной обрезки коробов в размер, посты роботизированной обварки коробов и окраски готовых секций. Догоростоящее, громоздкое оборудование требует деликатной наладки, которая чрезмерно затянулась. «Автокран» занимается этим комплексом уже пятый год, и он до сих пор не запущен в промышленную эксплуатацию.

Надо сказать, что руководство «Автокрана» и ассоциации НАМС осознанно пошло на этот шаг. Как лидер рынка, «Автокран» стремится к превосходству не только в тираже, но и в технологиях, задает тренд развития крановой отрасли. «Автокран» – единственный крановый завод, который мог решиться на столь значительные инвестиции, поскольку только его объемы продаж могут хоть как-то оправдать такие вложения. Как пример прогресса «Автокрана» можно привести 25-тонник КС-45717-К1 с 3-секционной стрелой длиной 21 м. За 4 года модернизаций грузовысотные характеристики этого самого востребованного крана выросли на 80%.

Совместно с НИИ Краностроения «Автокран» первым начал эксперименты со стреловыми профилями. Пробным камнем стал первый 100-тонник в 2004 г. с покупной овоидной стрелой. В «Автокране» увидели, с одной стороны, перспективность этого направления, с другой – узость сегмента большегрузных кранов и направили усилия вниз по линейке грузоподъемности, начав эксперименты с различными профилями в поисках оптимальной формы. И в конце концов пришли к выводу о целесообразности собственного производства овоидных стрел и их широкого распространения на линейку автокранов, так как он создает серьезные конкурентные преимущества и уникальную позицию на рынке.

Параллельно ивановский «Автокран», НИИ Краностроения и Брянский автомобильный завод начали работу над шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой. Сегодня краны на этих шасси выпускают, продают, их эксплуатируют. Да, заводы движутся методом проб и ошибок, шасси еще далеки от совершенства, но потенциал у этого направления есть.

Другой аспект проблемы автокранов малой грузоподъемности с овоидной стрелой – как они поведут себя в эксплуатации. Чрезмерно дорогая эксплуатация за счет ремонтов и простоев может подпортить репутацию. Рискованно выходить на рынок с еще недостаточно отработанной технологией. Но, видимо, у «Автокрана» уже не остается выбора. В технологический комплекс вложены огромные инвестиции, он должен работать, а «разогнать» его можно только на самых массовых кранах – 25 и 16 т. Краны большей грузоподъемности пока практически штучный товар. Вот экономическая причина весьма стремительного вывода на рынок 15- и 25-тонников с овоидными стрелами. А маркетинг должен и будет привлекательным, по крайней мере, на первоначальном этапе, ибо задача тиража должна решаться.

На овоидный профиль переведена вся линейка автокранов. Краны грузоподъемностью 35 т получили 4-секционную стрелу длиной 30,3 м и 8-метровый гусек. Краны грузоподъемностью 40 т получили 5-секционную стрелу длиной 36,8 м с 8-метровым гуськом. Универсальная накладная опорная рама с минимальными доработками допускает установку на ряд автомобильных шасси. При создании семейств 35 и 40 т проведена унификация по опорному контуру, обеспечивающему рабочую зону 360°. Аналогичную модернизацию прошли 50-тонные краны. Для них создана 5-секционная стрела длиной 40 м и 2-секционный гусек длиной 9,15 м. Универсальная опорная рама позволяет адаптировать крановую установку к различным шасси.

Параллельно с овоидными стрелами Ивановский и Камышинский заводы продолжат выпуск кранов с коробчатыми и гнутыми стрелами. Таким образом, «Ивановская марка» достигает максимально широкого охвата всех сегментов автокранового рынка по цене, грузоподъемности, типу и длине стрелы, шасси.

Создадут ли краны с овоидными стрелами заметное движение на рынке? По крайней мере, в течение ближайших 5 лет будет сохраняться существующее положение. «Автокран» создает нишу внутри собственной рыночной доли, в которую будут перетекать свои же лояльные клиенты, обновляющие парк и желающие опробовать новинку. Переток клиентов других крановых заводов к «Ивановской марке» вряд ли будет значительным и будет компенсироваться обратным движением клиентов. Вот когда «Автокран» создаст «кран-убийцу», который будет работать как часы и никогда не ломаться, тогда да, он заберет себе весь рынок. Но это из области фантастики.

Тем временем в параллельной вселенной

«Автокран» дал толчок всей крановой промышленности. Вслед за ним гнутыми профилями занялись в Галиче, Клинцах и Челябинске и достигли в этом направлении определенных успехов. Но стратегии этих заводов отличаются от «Ивановской марки».

Клинцовский и Галичский заводы создали полные линейки автокранов грузоподъемностью 15, 16, 20, 25, 32, 40, 50, 60, 80 т на всех распространенных шасси. На кранах малой грузоподъемности 15–25 т используют коробчатые стрелы, на кранах г/п 25–50 т стрелы с гнутым профилем, на кранах г/п 50–80 т стрелы с овоидным профилем. Таким образом, заводы постарались максимально охватить все сегменты и ниши. Стрелы с гнутым профилем заводы выпускают сами, для чего инвестировали оборудование для резки и гибки металла. Овоидные стрелы для 60-тонников, первую модель которого представили на шасси Volvo, а затем «пересадили» на МЗКТ и КамАЗ, собирают из покупных секций. На этом сходства с «Ивановской маркой» заканчиваются и начинаются различия.

На «СТТ-2012» Галичский завод представил кран КС-99713 г/п 110 т на специальном шасси автомобильного типа МЗКТ-790400 10х8, специально разработанном для этого крана по спецификации Галичского завода. Особый интерес вызывает тот факт, что целиком закуплена крановая установка Tadano–Faun ATF110G-5, а не секции стрелы или даже стрела в сборе. Галичский завод в этом бизнесе выступает инициатором, разработчиком и интегратором шасси и крановой установки. Ничего зазорного в данном подходе нет. Более того, этот путь проще, гибче и эффективнее с точки зрения инвестиций. Нет глобальных вложений – и производство легко регулируется в зависимости от конъюнктуры рынка. Лидер европейского рынка Liebherr уже давно покупает стрелы у специализированных компаний.

Второе отличие группы КАЗ–ГАКЗ–«Кудесник» – в курсе на диверсификацию. Особенно это касается Клинцовского завода, который достаточно успешно выпускает гусеничный кран RDK-36. Но на этом диверсификация гусеничного направления не заканчивается. На «СТТ-2012» завод демонстрировал возможности крана по использованию в других шинах, в частности как сваебойной машины. Гусеничный кран можно использовать как базу для буровой установки и экскаватора-драглайна. Не стоит пока сбрасывать со счетов затянувшиеся проекты башенных кранов Клинцовского завода. Когда-нибудь они выстрелят. Может быть.

Если вернуться к автокранам, то и здесь есть поле для маневра. Как пример – клинцовский 25-тонник с рабочей платформой. Решение интересное, рынком машины такого рода востребованы, но развитие этой ниши сдерживает цена.

Еще один пример диверсификации, теперь уже по шасси, – 25-тонник КС-557135К-1 на шасси с газовым двигателем. Плюсы очевидны – интересная цена на газ и экологичность. Трудности разработки таких машин связаны с тем, что газовые баллоны отнимают много полезного места. Но эта проблема, как мы видим, решается. Основной сдерживающий фактор в этом направлении – недостаточное развитие сети газовых заправок.

Что касается Челябинского механического завода, то он принял нишевую стратегию, ориентированную на бездорожье, и достиг в этом успехов: годовые продажи порядка 500 автокранов – совсем неплохо для нишевой стратегии. Завод выпускает 25-, 32- и 40-тонные краны на 3-осных серийных шасси КамАЗ, «Урал» и МАЗ со стрелами с гнутым профилем. Кроме того, завод предлагает 32-тонный кран на шасси-снегоболотоходе КМП 8х8, разработанный совместно с ОКБ «Вездеходные транспортные системы» для ОАО «Газпром».

Вторая часть этой стратегии – кастомизация кранов. Заказчик сам определяет комплектацию, выбирая из списка наиболее подходящие для него компоненты. По этой программе, названной «Индивидуальный кран», собирают более трети автокранов.

Другая традиционно сильная сторона ЧМЗ – гусеничные краны. ЧМЗ – один из старейших и успешных отечественных предприятий в этом сегменте. При этом завод предлагает как отработанные технологии, так и инновационные. Их последняя модель ДЭК-401 с применением ряда инновационных решений – в лидерах продаж. Также в топе продаж автокраны: 25-тонный КС-45721-24 на шасси КамАЗ-43118, 25-тонный КС-55732 на шасси «Урал», КамАЗ, МАЗ и 32-тонный КС-55733-17 на шасси «Урал-4320».

Жизнь показывает, что можно жить и за рамками современных трендов и инноваций. Угличский машиностроительный завод придерживается бюджетной стратегии и старается полностью реализовать ее преимущества – контроль над себестоимостью и полная линейка в интересующих завод типоразмерах – 16, 20 и 25 т. Контроль над себестоимостью реализуется за счет использования традиционных технологий – сварной стрелы коробчатого сечения и аккуратных вложений в перевооружение. Полная линейка подразумевает адаптацию крановой установки ко всем «ходовым» шасси и даже сверх того, например к гусеничному шасси Т-147. Таким образом, покупатель может выбрать кран по привлекательной цене на приглянувшемся ему шасси с быстрым сроком исполнения заказа.

Что в результате? А в результате интрига: как рынок примет ивановские автокраны с овоидной стрелой, как «Автокран» справится со взятыми обязательствами и как это отразится на рынке? Конкуренты будут внимательно следить за «телодвижениями» «Автокрана» и исходя из этого предпринимать ответные действия. Крайне преждевременно прогнозировать, получат ли автокраны малой грузоподъемности существенное распространение. Не стоит упускать из вида грядущий переход желтой майки лидера от 25-тонных к 32–35-тонникам.

В любом случае покупатель получает более широкое предложение, что, с одной стороны, хорошо. Оборотная сторона медали – разрастание номенклатуры запасных частей, необходимость дополнительного обучения крановщиков работе на кранах с овоидным профилем, новоприобретенные «детские болезни» кранов.

ТЕХНИКА (обзоры) ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Леонид Малютин Основные Средства 09'2012 14 сентября 2012

Комментарии (0)