1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
 2
Ковши для землеройной техники
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
 1
Ведущие мосты грузовиков
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp

Варяги гидроманипуляторы в России

Ю. Петров

Ситуация на отечественном рынке краноманипуляторных установок (КМУ) далека от идеальной хотя бы потому, что соотношение сил производителей и структуру парка приходится определять на глаз. В рамках города и области такую статистику еще можно собрать, но в масштабах страны почти нереально. Дилеры пытаются проделать это собственными силами, но это все равно, что попасть пальцем в небо. Один лишь факт, что аналитикой интересуются все без исключения компании, свидетельствует о серьезной конкуренции и их далеко идущих планах.

Ситуация осложнена тремя факторами: в статистику импорта не попадают крановые установки, уже смонтированные на грузовые шасси; не прозрачна схема учета импорта новых и б/у установок; органы технадзора не могут собрать достоверные данные по структуре парка гидроманипуляторов, поскольку КМУ применяются весьма широко – на коммунальных, аварийно-ремонтных, лесных машинах, бортовых грузовиках, самосвалах, тракторах и дрезинах. Сюда можно отнести и неурегулированность терминологии, ведь гидроманипуляторами комплектуют большинство мусоровозов с боковой загрузкой, а ряд машин могут идти уже в комплекте со спецоборудованием как гидроподъемники и оборудованы рабочими люльками для обслуживания воздушных линий электропередачи. Чтобы избежать противоречий в данной статье, лучше остановимся только на «традиционных» краноманипуляторных установках.

Перечень представленных на рынке России зарубежных брендов широкий: это Amco Veba, Epsilon, Fiscars, Foresteri, HIAB, HMF, Jonsered, Kato, Loglift, LIV Hidravlika, Maeda, Musterbau, Nansei, Palfinger, PM (Autogru PM), Sakai, Shin Neiwa, Shinmeja, Tadano, Unic (Furukawa), V-Kran и др. Здесь же присутствуют отечественные марки – БАКМ, «Берендей», «Инман», КРАСТ, «Уралтерминалмаш», «Велмаш-С», пушкинский «Лесхозмаш», соломбальский и майкопский машзаводы. Раньше гидроманипуляторы в основном применяли на металловозах и скраповозах, сортиментовозах, форвардерах, лесовозах, агрегатах ремонта и обслуживания скважин, а сейчас ими широко оснащают также грузовые автомобили, автоэвакуаторы, машины техпомощи.

Всего на рынке представлено порядка 1000 моделей c широким диапазоном грузоподъемности от 0,5 до 80,0 т. Емкость внутреннего рынка КМУ – а она оценивается в 2000 ед. при фактически проданных 1600 – в большей степени определяется импортом, и насыщение рынка заставляет отечественных производителей корректировать планы в сторону сокращения производства.

Симптоматично, что импортные гидроманипуляторы успешно конкурируют с отечественной продукцией, косвенным подтверждением чему служат встречающиеся в Центральном регионе объявления о покупке лесовозов «Урал», в которых упор делается на оснащение иностранным гидроманипулятором. Прежде растущий уровень продаж отечественных гидроманипуляторов хотя и свидетельствовал о потенциальной возможности наращивания выпуска, но не отражал глубинных процессов, происходящих на внутреннем рынке и ведущих к утрате позиций. В итоге только БАКМ снизил производство в 2005 году на 77,6% (выпущено 189 гидроманипуляторов). Еще хуже ситуация на заводах «Уралтерминалмаш» и КРАСТ. По приблизительным оценкам, КМУ отечественного производства оснащено не более четверти всех машин с гидроманипуляторами, при этом доля лидера рынка БАКМ составляет лишь 6%. В чем же проблема?

У российских автопроизводителей очень ограниченный типаж автомобилей, а то, что было предложено за последние три года (обновление модельного ряда на АМУРе, ГАЗе и МАЗе), производители КМУ откровенно прошляпили – потребитель не был информирован о возможности доукомплектования новых машин пусть даже старыми манипуляторами! У компаний, представляющих иностранных производителей гидроманипуляторов, продажи, наоборот, выросли: например, компании ООО «В-Кран» и «Чайка-Сервис» предложили потребителям уже готовые решения оснащения КМУ Amco Veba, HMF, Copma, Palfinger, HIAB, Foresteri, Loglift, Epsilon, Jonsered, Fiskars и V-Kran на шасси как отечественных грузовых машин, так и зарубежных.

В числе первых мер по усилению своих позиций на новом рынке компании сертифицируют продукцию на соответствие российским стандартам. В итоге подавляющее большинство потребителей покупают автомобиль с уже установленной КМУ.

Дала о себе знать и революция в сознании дилеров, которые взяли за основу западный менеджмент с твердыми условиями поставки оборудования и запчастей и гарантировали качество предлагаемого товара на уровне производителя. Вещь неслыханная по меркам даже пятилетней давности! Банальная экспансия ради кошелька потребителя – расширение сферы производства или торговли производителем или продавцом за счет включения в нее новых продуктов или услуг. Что будет дальше, догадаться нетрудно.

Рынок автотехники избавился от полудармовых конверсионных грузовиков советской постройки. Высокие расходы на обслуживание и топливно-смазочные материалы заставили потребителя считать деньги, а бурно развивающийся авторизованный сервис стал одной из причин распространения кредитования и финансового лизинга. Окупаемость манипулятора, по заверениям производителей, составляет 6…12 месяцев, а простейший подсчет показывает, что увеличение цены машины на 5% за счет установки импортного гидроманипулятора вместо отечественного незначительно увеличивает стоимость обслуживания кредита. Однако и без этих бизнес-инструментов благоприятная конъюнктура позволила компании «Чайка-Сервис» (которая помимо прочего занимается еще доработкой и спецнадстройками к автомобилям ГАЗ) продать в 2005 году почти 120 КМУ Amco Veba.

На примере дальневосточного авторынка, ставшего вотчиной японско-корейского «секонд-хенда», видно, что грузоперевозчики всерьез заинтересовались покупками подержанных бортовых автомобилей с уже установленной КМУ. Ежегодно там продают не менее 500 таких грузовиков. Эти машины имеют высокую ликвидность даже через четыре года эксплуатации и хороши для выполнения как мелких подрядных строительных работ, так и обычных грузоперевозок. В европейской части России эта мода только набирает силу, но такой мощный финансовый инструмент, как лизинг, и ужесточение конкуренции на рынке грузоперевозок могут в кратчайший срок заставить мелкие транспортные компании изменить выбор в пользу покупки автомобиля с КМУ, поскольку экономическая эффективность важнее, а транспортное средство с краноманипуляторной установкой является одновременно и автокраном, и грузовым автомобилем. Широкий выбор навесного оборудования (ковши, захваты, крюки, полип-грейферы, вилочные подхваты, и т. д.) позволяет менять назначение КМУ. Появляется возможность сократить численность бригад, занятых в производственном процессе, и высвободить энергоемкую и дорогостоящую технику.

Потребители обращают внимание на такие характеристики, как ремонтопригодность, ресурс и межремонтный интервал, возможность установки на транспорт отечественного производства (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, «Урал») и зарубежного (МАЗ, КрАЗ, Volvo, Scania, Mercedes, MAN). Большинство КМУ изготавливают из стали высшего качества, что обеспечивает меньшую массу, прочность и долговечность конструкции.

Все это есть у российских КМУ, однако непонятно, почему отечественные производители проигрывают у себя дома варягам, ведь в их активе – неприхотливость, доступность запчастей и меньшая стоимость техники. Западные компании для оценки своих шансов применяют целый набор параметров: информированность о состоянии и потенциале рынка, наличие технологических преимуществ и финансовых ресурсов, маркетинговых преимуществ; они учитывают барьеры для выхода на рынок.

А самое главное, иностранные компании не забывают информировать клиента о гамме продукции. Наглядным подтверждением этому стала огромная гора проспектов импортных КМУ на моем столе и тоненькая стопочка ксероксов отечественных гидроманипуляторов, добытых с огромными усилиями на выставках. Одессит бы сказал, что это две большие разницы.



Умные краны-манипуляторы

Нижегородское производственное объединение «Чайка-Сервис», устанавливающее краноманипуляторные установки (КМУ) итальянской фирмы Amco Veba на шасси отечественных и импортных автомобилей, намерено дополнить свое коммерческое предложение оригинальными опциями. Манипуляторы Amco Veba теперь возможно оснастить грузоподъемными лебедками, либо стандартными, либо так называемыми «умными». Под этим понятием подразумеваются лебедки в базовой комплектации с электронным регистратором типа «черный ящик».

Процесс их создания проходил параллельно с разработкой КМУ, и потому данные механизмы отличаются гибкостью и универсальностью в применении, идеально подходят и для манипуляторов, смонтированных на автомобилях, и для бурильно-крановых машин, и для судовых и стационарных кранов. Электронный управляющий блок (УБ) позволяет интегрировать лебедку в системы управления и предохранительные устройства современных кранов или бурильно-крановых машин, еще более повышая их безопасность. Крутящий момент передаточной коробки (статический и динамический) считывается непрерывно, поэтому точно определяются любые возможные рабочие режимы, включая перегрузочные, которые мгновенно отсекаются. УБ подает точный линейный выходной сигнал, пропорциональный нагрузке. Это означает, что лебедка с таким блоком полностью и легко стыкуется с любым новейшим краном. Более того, УБ также подает электрический сигнал, когда на барабане остается три заданных витка безопасности троса.

Линейный сигнал, вырабатываемый УБ, можно использовать для разных целей: программирования ограничителей перегрузки; блокировки лебедки, когда на барабане остается минимально необходимое число витков троса; подключения видеомонитора для контроля нагрузки; подачи звуковых предупредительных сигналов; плавной многоступенчатой настройки перегрузок; компенсации неравномерностей натяжения троса. Преимуществами УБ являются непрерывный контроль нагрузки на лебедку, точность измерений в соответствии с международными «крановыми» стандартами, прямое включение в электронную систему управления КМУ, распознавание конца троса.

Компактные краны большого типоразмера

Компания «В-Кран» представила российским покупателям новые модели кранов-манипуляторов HMF Thor. Вся линейка состоит из семи моделей, внешне очень похожих и различающихся лишь грузоподъемностью и вылетом стрелы. Самая малая модель этого ряда – Thor K2 с вылетом стрелы 8,3 м и грузовым моментом 72 тс·м. Стрела оснащена двумя телескопируемыми секциями.

Самая крупная модель Thor K8 с грузовым моментом 65 тс·м оснащена восьмисекционной стрелой с вылетом 20,5 м. Специалисты HMF утверждают, что использовали в конструкции нового подъемного механизма принципы работы кранов большего типоразмера. Все краны-манипуляторы оснащают встроенным в систему дистанционным управлением и системой регенерации масла. Шестисекционная модель Thor оборудована удлинителем, с которым высота подъема и вылет стрелы составляют 35 м.

Идеальный кран для эвакуатора

Датская компания HMF основана в 1945 году. Сегодня это бесспорно мировой лидер по производству специализированных кранов-манипуляторов. Как показали недавно проведенные маркетинговые исследования, продукция HMF оптимальна по соотношению цена/качество. У компании самый большой модельный ряд эвакуаторных кранов-манипуляторов грузоподъемностью от 9 до 17 т среди всех производителей подобной техники. Все эвакуаторы производства HMF помимо крана-манипулятора оснащены универсальными колесными захватами и траверсами.

Для монтажа на шасси грузоподъемностью не менее 5,5 т российского и зарубежного производства оптимально подходят модели кранов-манипуляторов HMF 1022Т3 и 1222Т3. Подъемный момент HMF 1022Т3 составляет 9,8 т·м, HMF 1222Т3 – 12 т·м. Все краны-манипуляторы компании HMF, включая комплектующие и гидравлические компоненты, собирают в Дании. Подъемное оборудование из стали высшего качества позволяет увеличивать грузоподъемность эвакуатора, обеспечивает прочность и долговечность конструкции. Повышает производительность эвакуатора особая конструкция стрелы, позволяющая работать быстро и точно. Краны-манипуляторы HMF идеально подходят к российским условиям эксплуатации, они прекрасно работают при температурах от –50 до +50 °С.

Все манипуляторы HMF оснащены универсальной системой обеспечения безопасности RCL: она защищает оператора, окружающих людей, перевозимую технику, а также кран-манипулятор от перегрузки. Независимо от действий оператора система предотвращает превышение максимально допустимого момента нагрузки.


Ю. Петров Основные Средства 05'2006 29 сентября 2006

Комментарии (0)