Возрождение 12-метровых

И. Зотов

В журнале «ОС» № 10 за 2003 г. мы рассказали о регулярно проводимых в г. Чандлере (штат Аризона, США) тестовых соревнованиях различных подъемно-транспортных механизмов. По аналогии американцы назвали это мероприятие «Родео». В прошлой публикации речь шла о телескопических погрузчиках. В ноябре 2003 г. состоялось Родео, где состязались три известных в Центральной Америке производителя подъемников с рабочими платформами – компании Genie, Manlift и Snorkel.

Grove MZ46CXT

На этот раз выбор остановили на телескопических подъемниках с высотой подъема 12,2 м. Если сейчас и существует такое понятие, как «типичный подъемник», то под ним подразумевают именно такие модели. Более 40 лет назад John Grove впервые продемонстрировал свой первый самоходный подъемник, который имел высоту подъема платформы 12 м (40 футов). Когда компания Snorkel, решив посоревноваться с JLG, вышла на рынок подъемников, она начала именно с 12-метровых подъемных механизмов. А потому можно считать, что выбор устроителей Родео был не случайным.

Трудно подсчитать, сколько подъемников этого класса используется сейчас в различных отраслях. По самым приблизительным подсчетам получается цифра свыше 70 тысяч. У многих компаний годовой выпуск таких машин приближается к 2 400. Их популярность можно объяснить тем, что машины этого класса выполняют горизонтальные перемещения стрелы почти так же, как вертикальные. Механизмы с большей высотой подъема, а также ножничные подъемники предназначены в основном для вертикальных перемещений.

Grove MZ46CXT

Большая часть строительных и реконструктивных работ с использованием подъемников ведется на высоте не более двух этажей (около 8 м), и возможности 12-метровых подъемников по горизонтальному и вертикальному доступу – идеальное решение львиной доли проблем этого плана. Популярность этих моделей объясняется также тенденциями в строительстве – стремительным ростом числа малоэтажных зданий, таких как школы, общежития, торговые центры, жилые дома в пригородной зоне. Благодаря усовершенствованной трансмиссии эти механизмы применяются на наружных работах практически любых малоэтажных зданий. Хорошие параметры горизонтального доступа вместе с отличными показателями маневренности позволяют таким подъемникам преодолевать большинство наземных препятствий.

Первые подъемники с рабочими платформами появились в начале 1960-х. В те годы по меньшей мере 10 компаний-изготовителей конкурировали только на рынке Северной Америки. Трудно поверить, что всего два года назад в этом регионе было лишь две фирмы, производящие 12-метровые телескопические подъемники. Производство подъемников Manlift приостановила компания Grove, исчезли машины Snorkel, на американском рынке остались только JLG и Genie. Фирма Snorkel возродилась, когда группа частных инвесторов купила ее у OmniQuip Textron. Manlift тоже оставалась в тени, пока компания Manitowoc не присоединила к себе заводы Grove. Следом за этим Manitowoc сообщила, что спустя некоторое время на неопределенный срок приостановит производство подъемников Manlift с подъемной платформой. Сегодня несколько североамериканских производителей, включая Genie, JLG и Snorkel, выпускают подъемники с рабочими платформами. Появился и четвертый производитель – после того, как UpRight представила свою новую модель на выставке ARA в Атланте. Специально для американского рынка производит подъемники и французская компания Haulotte.

Genie S-45

Соревнование среди телескопических подъемников состояло из четырех главных фаз: первый взгляд, проверка параметров, Test-drive и оценка производительности. У каждого изготовителя был шанс показать машину с лучшей стороны. Среди главных параметров особое внимание обращали на скорость передвижения, скорость подъема и спуска рабочей платформы, радиус и скорость поворота стрелы. Именно эти показатели напрямую влияют на производительность, а потому являются ключом к успеху. Test-drive давал возможность специалистам попробовать машины в деле, на инстинктивном уровне почувствовать, чего стоит каждый подъемник, насколько удобно управление, какова маневренность механизма, посмотреть на качество и количество рабочих операций. На тестовых заданиях операторы выполняли специальные работы, демонстрирующие достоинства и недостатки машин.

По многим причинам полная масса машины является одной из самых критических характеристик для любой модели строительного и складского оборудования. Она оказывает влияние на безопасность при эксплуатации и легальность транспортировки в городской зоне. Данные о полной массе необходимы для того, чтобы правильно рассчитать несущую возможность покрытия. Если подъемник небольшого размера, а его полная масса невелика, то на некоторых предприятиях такие машины транспортируют посредством другого подъемно-транспортного оборудования. Например, в портах их ставят на корабли для ремонта и техобслуживания. Они даже могут перемещаться по палубе во время плавания, использоваться для ремонта барж, при работах на мостах, стадионах и верхних этажах больших аэропортов. Всех возможностей и не перечесть. Масса машины зависит от характеристик двигателя, количества топлива, способа наполнения шин (пена или воздух).

Возможно, по этой причине подъемник Genie оказался на 160 кг легче заявленной массы и весил 5 260 кг. Реальная масса подъемника Manlift составила 5 700 кг и оказалась меньше заявленной на 225 кг. В то же время Snorkel оказался на 585 кг тяжелее, чем было заявлено. Как оказалось, такое несоответствие вполне могло возникнуть. Машина, которую взвешивал Snorkel для заявки, имела привод на два колеса, на Родео же была выставлена полноприводная версия. Кроме этого, машина Snorkel была оснащена тяжелым дизелем Cummins. Отсюда следует вывод: комплектацию подъемника компания-производитель может изменить без предупреждения. Так что прежде, чем принимать какие-либо критические решения по использованию подъемников, когда каждый килограмм груза может оказаться решающим, следует проконсультироваться у представителей завода.

Скорость работы – один из главных факторов производительности. Ее, как и безопасность, ничем нельзя компенсировать. Скорость передвижения, скорость подъема-спуска платформы, скорость поворота башни оказывают сильнейшее влияние на производительность. Чем раньше вы займете рабочее положение, тем больше и быстрее сможете сделать. Одним словом, время – деньги. Тест на скорость передвижения самоходного подъемника оказался на Родео самым простым – проехать 30 м и подсчитать, сколько это займет времени. Еще до официальных тестов, понаблюдав за работой подъемника Genie, мы не удивились, что именно он оказался самым быстрым.

Shorkel TB-42

Скорость подъема-спуска показывает, за какое время оператор может из сложенного состояния поднять платформу на максимальную высоту и опять сложить. По этому показателю рекордсменом стал подъемник Manlift, который продемонстрировал потрясающие скоростные данные. У Snorkel все три секции телескопической стрелы могут раздвигаться одновременно, поэтому ставки зрители сделали на него.

В тесте на скорость поворота башни подъемника на 360° Snorkel и Genie показали мало различающиеся результаты, а вот Manlift почему-то оказался далеко позади них, затратив вдвое больше времени. Поясняя такую оплошность, инженеры компании Manlift сетовали на плохие настройки подъемника.

Радиус поворота подъемника измеряется просто: оператор ведет машину по кругу с настолько маленьким радиусом, насколько способен подъемник. У Genie с Manlift разница во внутреннем радиусе поворота – 50 мм, а во внешнем радиусе – целых 700 мм. Но это перестает быть странным, когда узнаешь, что у Genie оказалась самая короткая колесная база (у Genie – 1,88 м, у Manlift – 2,43 м). Что касается подъемника Snorkel, то расхождения в заявленных и фактических результатах не поддаются объяснению. Разве что можно оправдываться тем, что на заводе Snorkel тестировали машину с приводом на два колеса, а на Родео привезли полноприводный подъемник.

В тесте на производительность подъемников оператор должен проехать расстояние около 300 м и, выполняя различные задачи, демонстрировать возможности техники. В качестве препятствий использовали песчаные насыпи, всевозможные впадины и ухабы, а также лужи с грязью. Ось на мягкой подвеске Genie помогала подъемнику с легкостью преодолевать особенно сложные участки пути. Однако Snorkel и Manlift без качающейся оси вели себя не менее достойно. Одним из первых препятствий была яма с грязью. Когда подъемник Genie застрял по самую ось, показалось, что придется вызывать бригаду с экскаватором, чтобы его вытащить. Однако самоходный подъемник выбрался сам. Genie отличился и на полосе проверки маневренности. Его малый радиус поворота и укороченная колесная база сделали свое дело – подъемник прошел участок на удивление легко.

Чандлерское Родео интересно нашему читателю только с одной стороны – оно демонстрирует возможности современных подъемников с рабочими платформами. Не беремся судить, какая из трех представленных машин лучше, ведь реальная оценка не может основываться на данных только одного тестирования. Тем не менее мы надеемся, что эта публикация поможет сделать правильный шаг при выборе нужного оборудования.