Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 8
Hardox. Разберемся спокойно
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
 1
Коробки передач компании EATON
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта

Чьи вы, хлопцы, будете?

Персоналии украинского рынка автобусов

Владимир Шляховой

























Рынок украинских автобусов

Корпорация «Богдан»
«Богдан» А-092. В объемах выпуска корпорации «Богдан» 81% приходится на 7-метровый городской А-092 «Богдан», который выпускают с 2003 г. Этот 46-местный автобус построен на шасси Isuzu, сертифицирован на соответствие Euro 3 и экспортируется в девять стран, прежде всего СНГ. В 2007 г. за пределы Украины был поставлен 1491 городской автобус этой модели, из них 760 отправлено в Россию. В планах этого года дальнейшее наращивание экспорта.

Мнение. Алексей Сергеичев, менеджер автотранспортного предприятия (Москва):
«Слабое место автобуса «Богдан-А092» – воздушный компрессор, который украинским инженерам пришлось пристраивать к двигателю, поскольку у японцев на грузовиках потребности в сжатом воздухе нет. У «Богданов» воздух нужен только для управления пассажирскими дверьми и снабжения пневмобаллонов задней подвески. Казалось бы, расход его минимальный, компрессор работает в полсилы, а ресурс меньше, чем у ЗИЛ-130. Быстро изнашиваются кольца, масло попадает в пневмосистему, от этого выходят из строя резиновые уплотнения дверных механизмов. Ремонтный комплект к ним недешев – стоит больше 200 долларов. Компрессор расположен в неудобном месте, и бывает, что рвется масляный шланг в системе смазки. Масло льется на дорогу, и если водитель не замечает потери давления, шатунные вкладыши выплавляются. Правда, эксплуатационники приспособились заменять коварный шланг трубкой с компенсационной петлей, это оказалось надежнее.
Автобусу «Богдан-А092» необходим мощный генератор. Потребителей много –лампочки, электромоторчики. Генератору грузовика, пусть даже Isuzu, такая работа не по силам, а заменить его нечем, на нем еще и вакуумный насос смонтирован. Поставить второй генератор, как это принято на автобусах-иномарках, некуда. Остается душить потребителей – выкручивать «лишние» лампочки, но и это не спасает: обугленные обмотки на генераторах «Богданов» не редкость.
Ресурс сцепления зависит от условий эксплуатации и квалификации водителей. На городских маршрутах однодисковое сцепление служит примерно в два раза меньше, чем на межгороде: около 50...60 тыс. км. С запчастями проблемы, поэтому, в случае если пружины гасителя крутильных колебаний целые, эксплуатационники приспособились переклепывать ведомый диск накладками от ГАЗ-53. Ходят, но чуть хуже фирменных.
Междугородные автобусы не помешает оснастить главной передачей с меньшим передаточным числом – видно, что двигатель на больших скоростях водители «перекручивают».

А-069 «Богдан». Автобус особо малого класса (33-местный), продажи его растут. Производится на шасси Hyundai County в городской и пригородной модификациях, максимально унифицирован по элементам конструкции с автобусом А-092 и пришел на смену моделям А-066 и А-067, собираемым на китайских шасси, которые не оправдали возлагаемых на них надежд.
А-144 «Богдан». Городской автобус среднего класса разработан в начале тысячелетия во львовском «Укравтобуспроме» для производства на «Черкасском Автобусе». Эта заднемоторная машина с несущим кузовом вагонного типа стала первым представителем нового поколения автобусов среднего класса и первой принципиально новой моделью после почти полувекового доминирования общеизвестного ЛАЗ-695 на рынке бывшего Союза. Конструкция ее оказалась достаточно прогрессивной, но из-за небольшого и нестабильного спроса в Украине на автобусы среднего класса в 2007 г. корпорация продала всего 3% А-144 от общего числа автобусов. Пока А-144 выпускают только в модификации Еuro 2, в основном для внутреннего рынка.

БАЗ
Бориспольский автозавод (с. Пролиски под Киевом), входящий в корпорацию «Эталон», выпускает два модельных ряда автобусов: БАЗ-А079 и БАЗ-А148.
БАЗ-А079 «Эталон». Автобус малого класса на шасси ТАТА LP-613 (лицензионный Mercedes-Benz) выпускают с 2002 г. в большом числе модификаций – городской, пригородный, междугородный, туристский, «люкс». В 2007 г. предприятие изготовило 2250 автобусов БАЗ-А079, из них 60 экспортировано в страны СНГ (в том числе 15 поставлено в Россию для зондирования рынка). При этом примерно 55% продаж на внутреннем рынке составили туристские автобусы и 45% городские.
В этом году намечено изготовить 3050 автобусов БАЗ-А079 разных модификаций, и ожидается, что по-прежнему сохранится пропорция 55/ 45 в пользу туристских машин. Несмотря на то, что внутренний рынок остается ненасыщенным, 300 автобусов разных модификаций (примерно 50/ 50) намечено экспортировать, в том числе около двухсот машин во втором полугодии поставить в Россию. Для этого на предприятии еще в начале весны изготовили автобус по нормам Euro 3, который в настоящее время проходит сертификацию.
БАЗ-А148. В 2007 г. в Пролисках построили 24 автобуса среднего класса БАЗ-А148 длиной 10 м заднемоторной компоновки на шасси китайской корпорации FAW, в том числе 1 городской, 1 пригородный и 22 туристских. Их стоимость составляет соответственно 78,8; 89 и 104 тыс. USD. Пригородный и туристский автобусы имеют один и тот же кузов с увеличенными багажными отсеками (4 куб.м) и различаются лишь наличием кондиционера, видеодвойки и другого дополнительного оборудования. В настоящее время на заводе уже создан автобус БАЗ-А148, соответствующий нормам Euro 3, который сейчас проходит сертификацию и может появиться в продаже уже этим летом. Однако на заводе считают, что в ближайшее время экспорт автобусов этого семейства маловероятен.
В планах этого года – всего 80 автобусов семейства А148, хотя на БАЗе готовы выпустить гораздо больше. К сожалению, спрос на Украине на машины среднего класса сейчас небольшой.

I-Van
Автобус I-Van, выпускаемый на шасси ТАТА LP-613 на Ильичевском заводе автоагрегатов, входящем в структуру ЗАО «ЗАЗ» (Корпорация «УкрАвто»), производят в двух модификациях – городской А07А (37 400 USD) и пригородный А07А1, соотношение между которыми определяется спросом. Выпуск городских автобусов в 2007 г. составил 65%.
Производство I-Van началось летом 2006 г., а в 2007-м изготовлено около пятисот таких автобусов. По официальной информации, «производственные мощности в Ильичевске в настоящее время составляют 900 автобусов, а на этот год запланировано значительное увеличение мощностей». В каких именно объемах намечено выпускать I-Van, в корпорации не называют. Можно предположить, что в случае освоения второй производственной площадки в этом году изготовят 1000…1200 автобусов этой модели. Пока автобус I-Van не экспортировали, и хотя в настоящее время спрос на него на внутреннем рынке превышает предложение, уже ведется работа над его адаптацией для российского рынка, куда в этом году, по неофициальным сведениям, планируется поставить около 150 таких машин (официально эта информация также не оглашается). Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что производство в Ильичёвске уже готово к выпуску автобусов, соответствующих нормам Euro 3, и в настоящее время ведутся работы по получению соответствующих сертификатов.

«АнтоРус»
Херсонский автозавод «АнтоРус» создан в 2001 г. и изначально занимался сборкой автомобилей ВАЗ, а 2004 г. начал делать автобусы «Скиф» на базе «Бычка». Сейчас здесь выпускают автобусы малого класса «Антон» 3250 и автобус среднего класса «Руслан» А-103. Объем производства автобусов, изготовленных в 2007 г., на «АнтоРусе» не называют, отмечая лишь, что их продажи выросли на 23%, а основными покупателями стали восточные и южные области Украины – Одесская, Днепропетровская, Николаевская, Донецкая и, конечно, Херсонская. В настоящее время предприятие ведет переговоры по экспорту автобусов, прежде всего в страны СНГ, из которых наиболее перспективными здесь считают Россию и Казахстан. С оглядкой на экспорт «АнтоРус» заключил договор с корпорацией DaimlerChrysler о поставке комплектующих для производства новой модели туристского автобуса на агрегатной базе Mercedes-Benz (Euro 3), который должен появиться в конце лета.
«Антон». Эти автобусы малого класса сконструированы на шасси Dong Feng (по официальной версии, на базе агрегатов Nissan и Cummins), их выпускают с 2005 г. По информации «АнтоРуса», наибольшим спросом из пяти существующих модификаций пользуются городской 3250.02 и пригородный 3250, объемы производства которых не сообщаются. На предприятии убеждены, что эти машины имеют хороший экспортный потенциал, и после адаптации к нормам Euro 3 их намерены поставлять в Россию и другие страны СНГ.
«Руслан». Автобус среднего класса построен на том же шасси Dong Feng (по официальной версии, на базе агрегатов Nissan) и производится с июля 2007 г. В настоящее время «Руслан» выпускают только в городской модификации, хотя он может успешно работать и на пригородных маршрутах. Количество автобусов этой модели, выпущенных в 2007 г., и планы производства на этот год не оглашают. Объявлено только, что с этой машиной «АнтоРус» намерен занять четверть украинского рынка автобусов среднего класса. После адаптации к нормам Euro 3 «Руслан» также будет активно пробивать себе дорогу на российский рынок.

ЛАЗ
На Львовском автозаводе избегают говорить как об объемах, так и о планах производства автобусов. Не афишируется ни процентное соотношение выпускаемых моделей, ни даже цена выпускаемых здесь автобусов. По информации из источников, заслуживающих доверия, основным в линейке выпускаемых ЛАЗов является низкопольный городской автобус среднего класса CityЛАЗ-12 (А183), доля которого в общем объеме производства также не оглашается.

«Виктория»
Галицкий автозавод (г. Львов) с 2006 г. выпускает 42-местный автобус малого класса ГалАЗ-3207 «Виктория» на шасси грузовика ГАЗ-331041 «Валдай» с двигателем ММЗ Д-245.7 в нескольких модификациях – городской ГалАЗ-320705, туристский и пригородный ГалАЗ-320725. В 2007 г. предприятие изготовило 61 автобус, из них 57 городских. В этом году планируется изготовить 226 автобусов (на поставку шасси для них уже заключен контракт), в том числе 95 городских, 7 туристских, 117 удлиненных модели ГалАЗ-320760 (в городской и туристской модификациях), которая в настоящее время проходит испытания. До настоящего момента «Викторию» продавали только на Украине, но теперь намечено поставлять ее и на экспорт, прежде всего в Россию, куда в этом году намечено отправить 30 таких машин. «Валдай» изначально адаптирован к российскому рынку и имеет уже сертифицированную платформу Euro 3, что существенно усиливает экспортный потенциал предприятия.

ЧАЗ
Черниговский автозавод входит в корпорацию «Эталон» и выпускает автобусы особо малого класса БАЗ-2215 «Дельфин», автобусы малого класса ЧАЗ-А074 и в кооперации с Бориспольским автозаводом БАЗ-А079.
БАЗ-2215 «Дельфин». Модель построена на шасси «ГАЗели» и коренным образом отличается от «маршруток» на базе микроавтобусов «ГАЗель» ГАЗ-32213 прежде всего высоким салоном (190 см) и специально сконструированным кузовом с высоким остеклением. За высокое ветровое стекло, чем-то напоминающее дельфиний лоб, автобус и получил свое название. Этот городской автобус выпускают уже четыре года, и он успел завоевать признание перевозчиков и пассажиров и тоже вошел в разряд дефицита. В последнее время стала намечаться тенденция перераспределения спроса в сторону автобусов большей вместимости, однако на «Дельфины» по-прежнему существует неудовлетворенный спрос, и, как ожидается, эта модель продержится на конвейере еще не менее двух лет.
ЧАЗ-А074. 41-местный городской ЧАЗ-А074, серийное производство которого началось осенью 2007 года, изготавливается на шасси FAW и по техническим параметрам довольно близок к «Эталону» БАЗ-А079. А074 отличается наличием двери в переднем свесе, что позволило увеличить длину салона и облегчить водителю контроль оплаты проезда. Этот автобус дешевле, поскольку оснащен менее мощным двигателем, ресурс которого до капремонта оценивается в 500 тыс. км. Несмотря на китайское происхождение пока в плане надежности автобус полностью оправдывает ожидания.
В 2007 г. изготовлено всего 24 автобуса ЧАЗ-А074, что, конечно, не сделало погоды на рынке автобусов. В планах этого года – примерно двести таких машин, хотя при наличии спроса их могут изготовить и больше. Несмотря на то, что в Чернигове уже работают над машиной, отвечающей нормам Euro 3 (с двигателем Deutz), ЧАЗ-А074 – один из немногих украинских автобусов, не имеющих пока экспортного потенциала.

«Стрый»
ОАО «Стрый-Авто» в 2007 г. выпустило всего 12 школьных автобусов А0752 на 27 мест на шасси ЗИЛ-5301Е2. В автобусе все сиденья оснащены ремнями безопасности и есть сетки для ранцев. Из других средств безопасности назову антиблокировочную систему открытия дверей; автоматическую блокировку задних дверей, предотвращающую их открытие во время движения, проблесковые маячки и звуковую сигнализацию, срабатывающую при остановке автобуса и открытии дверей.
Несмотря на небольшие объемы производства в 2007 г. один школьный А0752 нашел владельцев в Москве, где его в торжественной обстановке вручил лично мэр столицы Ю. Лужков. В планах этого года изготовить не менее ста аналогичных автобусов по «школьной» программе.

 

Технические характеристики автобусов украинского производства

Параметр А-092 «Богдан» А-069 «Богдан» А-144 «Богдан» БАЗ-А079.14 «Эталон» городской БАЗ-А079.23 «Эталон» туристский БАЗ-А148 городской БАЗ-А148 туристский I-Van А07А городской «АнтоРус» «Антон» 3250.02 городской «АнтоРус» «Антон»3250.23 пригородный «АнтоРус» «Руслан» А-103 CityЛАЗ-12 (А183) ГалАЗ-320705 «Виктория» БАЗ-2215 «Дельфин» ЧАЗ-А074 А0752
Тип кузова Несущий вагонного типа Несущий вагонного типа Несущий вагонного типа Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный Рамный
Габаритные размеры, мм 7420х2380х2850 6690х2180х2880 9880х2500х2960 7150х2260х2888 8120х2260х2888 0 280х2480х3000 0 280х2480х3000 7400х2240х2920 6480х2262х2830 7200х2262х2830 8930х2410х2920 12 000х2550х3060 7430х2270х2960 5680х2070х2630 7190х2240х3308 7460х2280х2800
Снаряженная/ полная масса, кг 5000/ 8360 4090/ 6700 8600/ 13 645 4750/ 7730 5540/ 7730 9000/ 13 200 9000/ 13 200 4820/ 7700 4380/ 6800 4650/ 7000 6310/ 10 390 11 200/ 18 000 4620/ 7400 2620/ 3980 4600/ 7500 4900/ 6950
Число мест общее/ для сидения 46/ 22 33/ 15 80/ 31 40/ 19 28 79/ 23 43+1 41/ 23 34/ 20 33/ 25 60/ 31 120/ 24 42/ 22 18/ 14 41/ 20 27+1
Двигатель Турбодизель Isuzu 4HE1XS Euro 3 Турбодизель Hyundai D4AL Euro 2 Турбодизель Isuzu 6HE1TС E2 Турбодизель ММЗ Д-245.7 E2 Турбодизель ММЗ Д-245.7 E2 FAW CA6DE2-18 FAW CA6DE2-18 Турбодизель ТАТА 697 NA Euro 2 Nissan Euro 2 Cummins Euro 2 Турбодизель Nissan Euro 2 Deutz BF6M1013 Еurо 3; MAN D0836 Еurо 3 Турбодизель ММЗ Д-245.7 E2 ЗМЗ-40522.10 Euro 2 Турбодизель FAW CA4D32-12 Euro 2 Турбодизель ММЗ Д-245.9 E2
Рабочий объем, куб.см 4751 3298 7127 4750 4750 7127 7127 5675 3857 3900 4257 ??????? 4750 2464 3168 4750
Мощность, кВт (л.с.) 107 (145) при 2300 мин–1 85 (114) при 3400 мин–1 186 (250) при 2500 мин–1 86,2 (117,2) при 2400 мин–1 86,2 (117,2) при 2400 мин–1 132 (179,5) при 2300 мин–1 132 (179,5) при 2300 мин–1 130 при 2400 мин–1 88 (120) при 2800 мин–1 92 (125) при 2800 мин–1 110 (143) при 2600 мин–1 210 (286); 206 (280) 86,2 (117,2) при 2400 мин–1 111,8 (152) при 5200 мин–1 88 (119) при 2300 мин–1 100 (136) при 2400 мин–1
Крутящий момент, Н·м 470 при 1600 мин–1 284 при 2000 мин–1 579 при 1500 мин–1 416 при 1400 мин–1 416 при 1400 мин–1 680 при 1400 мин–1 680 при 1400 мин–1 416 при 1400…1700 мин–1 443 при 1400…1800 мин–1 410 при 1400…1800 мин–1 449 при 1400…1800 мин–1 н. д. 422 (43,1) при 1300 мин–1 111,8 (152) при 5200 мин–1 300 при 1400 мин–1 460 при 1560 мин–1
Коробка передач Isuzu MZZ6U Hyundai М355 Isuzu MLD6Q Механическая Механическая Механическая Механическая ТАТА GBS-40 Механическая Механическая Механическая Автоматическая ZF ELCOMAT 6HP-502 Механическая Механическая Механическая Механическая
Подвеска передняя/ задняя Пневматическая/ зависимая пневморессорная Зависимая рессорная Зависимая пневматическая Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая пневматическая Wabco Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная Зависимая рессорная
Тормозная система Гидравлическая двухконтурная с гидроусилителем и AБС Гидравлическая двухконтурная Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС и ASR Пневматическая двухконтурная с АБС Гидравлическая двухконтурная Пневматическая двухконтурная с АБС Пневматическая двухконтурная с АБС
Тормоза передние/ задние Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Барабанные Дисковые Дисковые Барабанные Барабанные Барабанные
Расход топлива в режиме 60 км/ч/ городском, л/100 км 16/ 24 15 26/ 32 15/ 22 15/ 22 24/ 33 24/ 33 15/ – 14…16 16…18 18 24* 13,5/ 16** 10/ 12** 17/ 20** Н. д./ 16
Максимальная скорость, км/ч 120 100 80 90 90 85 100 90 90 90 90 100 95 90 90 95
Шины 215/75 R17,5 7,00-16/10РR 11/70 R22,5 215/75 R17,5 215/75 R17,5 9,00-20 9,00-20 215/75 R17,5         215/75 R17,5 175 (185) R16С 215/75 R17,5 225/75 R16С
Гарантия 2 года или 100 тыс. км 2 года или 100 тыс. км 1 год или 30 тыс. км 1 год или 40 тыс. км 1 год или 40 тыс. км 1 год или 40 тыс. км 1 год или 40 тыс. км 1 год или 50 тыс. км 1,5 года или 100 тыс. км 1,5 года или 100 тыс. км 1,5 года или 100 тыс. км 1 год или 60 тыс. км 1 год или 20 тыс. км 1 год или 20 тыс. км 1 год или 40 тыс. км 1 год или 30 тыс. км
Цена, USD 48515 34059 96040 37400 45200 78800 104000 37400 33600 39500 66300 Договорная 36900 24740 33100 35600



ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Автобус
Владимир Шляховой Основные Средства 09'2008 22 апреля 2009

Комментарии (0)