Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
 2
Моторные масла
Первый параметр – вязкость
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана

Автобусы для особых условий

Ю. Петров

Использование автомобилей высокой проходимости в качестве шасси для вахтовых автобусов (о них можно прочесть также в № 1 нашего журнала за этот год) позволяет снизить издержки на развитие и поддержание постоянной транспортной инфраструктуры. Это актуально в строительстве, лесном хозяйстве и добывающих отраслях промышленности. Для них характерны временные подъездные пути, не постоянная дислокация удаленных кустов и рассредоточенных объектов. При невозможности или сложности доставки вахтовых смен автомобильным транспортом используют снегоболотоходы, гусеничные вездеходы, а также вертолетную авиацию.

В сельском и коммунальном хозяйстве, горной, металлургической и ряде других отраслей промышленности, где есть качественные дороги, поддерживаемые для технологических нужд круглый год в хорошем состоянии, и где проходимость не актуальна, использование вахтовых автобусов с полным приводом нецелесообразно. Для этих целей производители выпускают пассажирские машины на шасси заднеприводных автомобилей, преимущественно ГАЗ-3307. К началу 1990-х более половины парка «вахтовок» в СССР составляли именно модели на шасси среднетоннажных ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, но причина их популярности в другом: в СССР была острая нехватка автобусов малой вместимости и технологического пассажирского транспорта. Для перевозки рабочих даже при нехватке вахтовых автобусов широко использовали линейные машины типа ЛМ и аварийно-ремонтные машины с КУНГами, оборудованными пассажирскими местами. На железной дороге для оперативной доставки рабочих и локомотивных бригад применяли летучки АЛК-2-У1, Л-53 и Л-3307 производства столичного механического завода «Красный Путь». В основе такого подхода – экономический подтекст: считалось, что применение съемного пассажирского кузова позволяет эксплуатировать грузовой автомобиль с кузовами разных типов и пассажирский кузов в случае мобилизации можно легко демонтировать или переоборудовать. Однако только в режиме жесткой экономии или при повальной нехватке средств транспорта в масштабах всего хозяйства страны эти диссертационные достоинства могли быть востребованы.

ГАЗ-59037А – пассажирская конверсия БТР-80

На деле производители сами подчеркивают, что вахтовые автобусы не могут быть использованы в качестве транспортного средства общественного пользования. К слову, соблазна выпускать пассажирские кузова для грузовых автомобилей не избежали многие страны мира с собственным автомобилестроением. Экономический подсчет показал, насколько невыгодно такое решение. Время «вахтовок» на шасси заднеприводных автомобилей заканчивается, и эксперименты по выпуску тяжелых машин на шасси КрАЗа объясняются лишь желанием найти хоть какое-то применение мало востребованной продукции.

Производители игнорируют сектор большегрузных автомобилей с колесной формулой 6х4: их проходимость не выше, чем полноприводных автобусов СЕМАР, ПАЗ и КАвЗ при той же пассажировместимости (до 30 чел.), а для серьезного бездорожья в арсенале автопроизводителей есть немало машин 6х6.

Абсолютное большинство полноприводных автомобилей с колесной формулой 6х6 и 4х4, выпускаемых в странах СНГ, рассчитаны на эксплуатацию в сложных климатических зонах и экстремальных дорожных условиях; при отсутствии другой альтернативы они остаются востребованными в качестве шасси для вахтовых автобусов. У автомобилей с полным приводом изначально высокие характеристики геометрической проходимости, достаточный запас мощности и прочности. Усиленная конструкция и большая монтажная база трехосных моделей позволяет монтировать на шасси вахтовых автобусов также специальное оборудование для энергетиков, нефтяников, газовиков, пожарных служб, МЧС и др., а также создавать полугрузовые модификации.

Грузопассажирский КАвЗ-327851 вагонной компановки

Какое-то время назад наметился спад в производстве грузопассажирских моделей, изготовленных на базе вахтовых автобусов. Основные потребители этих машин – энергетики и предприятия нефтегазодобычи. Причиной падения интереса к грузовым версиям вахтовых автобусов послужило освоение в производстве специальных ремонтных агрегатов типа АРОК, которые помимо пассажирской кабины и грузового отсека оснащены крано-манипуляторной установкой грузоподъемностью до 4 т, рабочей люлькой и комплектом ремонтно-диагностического оборудования. Обычно их изготавливают на шасси большегрузных «Уралов» и КамАЗов 6х6. Однако одними из первых грузопассажирских моделей стали 12-местные КАвЗ-3278 с колесной формулой 4х4, производство которых с 1992 года наладило ООО «Вика», дочернее подразделение Курганского автобусного завода. Они были выполнены с использованием агрегатной базы ГАЗ-33074, оборудованы гидроманипулятором и могли перевозить от 1,5 до 2 т груза. В настоящее время большинство производителей предлагает модификации фургонов с грузовым отсеком, в том числе крытым. Подобные версии для бригад технического обслуживания и ликвидации аварий (жилой модуль и грузовая платформа), для охоты, рыбалки и отдыха (жилой отсек и хозблок разделены перегородкой с открытым проходом вдоль боковины) выпускает ОАО «НефАЗ».

«Урал-3255-0010»

В начале 1980-х кузов первых «вахтовок» КАвЗ-4224 на шасси «Урал-4320-01» собрали с использованием стандартного кузова автобуса КАвЗ-685, у которого были увеличены ниши арок колес и добавлена передняя стенка с небольшим окошечком, чем достигалась полная унификация с уже выпускаемыми серийными моделями. Тем временем НЗАС (ныне НефАЗ) начал выпускать собственные кузова для «Уралов», КамАЗов и ГАЗ-66, унифицированные между собой. Их принципиальная конструкция практически оставалась неизменной все эти годы и послужила примерной основой для других заводов – изготовителей вахтовых автобусов, подчиненных Минобороны и МВД РФ.

Все производимые современные пассажирские кузова вахтовых автобусов – цельнометаллические каркасные, с пространственной рамой, теплоизоляцией из пенопласта толщиной до 40 мм. Наружная обшивка изготовлена из плакированного оцинкованного металла, внутренняя обшивка – декоративная, из ДВП или пластика. Пол покрыт неогнеопасным ПВХ линолеумом «автолин».

Некоторые производители собирают «вахтовки» из военных кузовов типа КУНГ, оборудуя салон посадочными местами и системами жизнеобеспечения. Используется и технология быстрой сборки из сэндвич-панелей, однако недостаточная конструкционная прочность не позволяет применять эту технологию широко – такие кузова, как правило, устанавливают на шасси среднетоннажных автомобилей ГАЗ-3307, -3308 и 3309. Вход в салон сделан через боковую дверь. В корме или в заднем свесе сбоку предусмотрен запасный выход, а в крыше – аварийный люк. Отопитель салона расположен либо под полом пассажирского кузова, либо вверху (в последнем случае он совмещает отопительно-вентиляционные функции, причем наиболее часто применяют установку ОВ-65). Салон оснащен также общим или индивидуальным освещением, зуммером и может быть оборудован радиосвязью с кабиной водителя. Базовые автомобили дополнительно комплектуют предпусковым жидкостным подогревателем двигателя (ПЖД), механической лебедкой, держателем запасного колеса и др.

КрАЗ-5133КЕ

Комфортабельность вахтовых автобусов долгое время не рассматривалась в качестве основного параметра, поскольку дальность доставки рабочих на объект редко превышала 50 км, по причине чего сиденья обычно применяют не раздельные. По заказу многие предприятия устанавливают индивидуальные комфортные регулируемые анатомические кресла с интегрированными подголовниками и двухточечными ремнями безопасности. Для удобства входа в салон под лестничным маршем располагают убираемую (складываемую внутрь или откидную снаружи), неубираемую лесенку или петлю для ноги. В двух последних случаях выход из салона затруднен, поскольку упор для ноги будет находиться прямо под ступенью.

Автобусы с полным приводом применяют для вахтовых перевозок с момента их появления в 1960-х годах. Сейчас малые автобусы повышенной проходимости выпускают заводы ГАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и КАвЗ (с 2005 года). В этой категории модель ПАЗ является менее предпочтительной, поскольку ее разрабатывали как сельский вариант, и задний мост оборудован двускатной ошиновкой, что на бездорожье не добавляет проходимости.

Эти автомобили, безусловно, могли бы заместить на рынке вахтовые автобусы типа 4х2 и 4х4 на шасси среднетоннажных ГАЗов, если бы не их высокая стоимость: цена СЕМАР и КАвЗ «Садко» – 490...780 тыс. руб., тогда как за грузовик с кузовом ВМ-3284 просят 400...440 тыс. руб. Трехосные вездеходы-вахтовки КамАЗ и «Урал», несмотря на более высокую цену (до 1,5 млн. руб.), остаются наиболее предпочтительными вариантами.



Ю. Петров Основные Средства 04'2006 18 сентября 2006

Комментарии (0)