Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Мультилифты
Новинки на рынке
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
 2
Ковши для землеройной техники
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Из истории создания гидравлических молотов
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники

Выше, дальше, больше!

Л. Малютин

Строительство сегодня уже немыслимо без современных технологий подачи бетона и раствора на большую высоту, глубину и дистанцию, способных в несколько раз сократить сроки возведения объекта. Автобетононасосы применяют на многих этапах строительства. Благодаря высокой мобильности и скорости развертывания в рабочее положение одна установка в течение смены обслуживает несколько объектов. Кроме того, бетононасос позволяет рациональнее использовать башенный кран, что избавляет от необходимости подавать
краном бетон в бадьях.

Основная задача, стоящая перед конструкторами при разработке новых моделей, – увеличить высоту подачи бетона при одновременном повышении надежности конструкции, снижении или сохранении на прежнем уровне массы и габаритной длины установки в транспортном положении, ее устойчивости при работе и безопасности. Вторая задача – совершенствование систем гидравлики и электроники с целью обеспечить равномерную подачу, с тем чтобы минимизировать колебания стрелы. Для российских строителей большое значение имеет то, что наиболее востребованные модели бетононасосов с подачей на высоту 30...40 м можно устанавливать на отечественные шасси МАЗ, КамАЗ – это делает установку существенно доступнее по цене. К сожалению, для более мощных установок российский автопром пока не готов предложить достойную альтернативу.

Немецкая компания Putzmeister AG была образована в 1958 г. и изготовила свой первый бетононасос в 1968-м, а сегодня входит в тридцатку крупнейших производителей строительного оборудования мира. Модельный ряд компании представлен 12 бетононасосами, начиная от легкого М 16 с высотой подачи 16,4 м на двухосном шасси и заканчивая 62-метровым М 62 на шестиосном шасси.

Putzmeister M 36 с высотой подачи 35,6 м на шасси МАЗ

Применяемые компанией С- и S-образные шиберы обеспечивают работу под давлением до 130 бар и производительность до 200 м3/ч со смесями с твердыми включениями размером до 50 мм. С-образный шибер создает для потока бетона более короткий путь от цилиндра к бетоноводу и соответственно менее интенсивный износ шибера. Для работы с тяжелыми смесями и подачи на большую высоту шире применяют толстостенный S-образный шибер постоянного сечения. Так, при строительстве электростанции «Рива дель Гарда» (Италия) стационарный насос с S-образным шибером подавал бетон на высоту 532 м. При подаче на большие дистанции становятся ощутимыми колебания стрелы, передающиеся от нагнетающего насоса и влияющие на точность подачи и безопасность работ. Компания разработала систему EBC (Ergonic Boom Control), связывающую в единый комплекс механические, гидравлические и электронные компоненты установки. ЕВС контролирует положение стрелы и существенно снижает амплитуду колебаний. С помощью дистанционного пульта оператор управляет всеми движениями стрелы, используя для этого один джойстик. В системе предусмотрена возможность фиксировать положение первой и последней секций стрелы, что необходимо при работе через препятствие.

Schwing KVM 34 XG с высотой подачи 33,7 м на шасси МАЗ

Свой первый 62-метровый бетононасос на шестиосном шасси с четырехсекционной стрелой компания разработала еще в 1986 г. Позже машину оснастили пятисекционной стрелой. На BAUMA 2004 компания представила 62-метровый бетононасос нового поколения М 62-6 с шестисекционной стрелой, раскладывающейся по схеме RZ. На бетононасосе установлен нагнетающий насос с подачей до 200 м3/ч на высоту до 61,6 м и дальностью подачи до 57,6 м. Среди новинок BAUMA 2004 также демонстрировалась новая версия 40-метрового бетононасоса – М 47-5 9 с пятисекционной стрелой, складывающейся по RZ-схеме, который устанавливают на четырехосное, более короткое, чем у предшественника М 46-5, шасси. Общая длина машины менее 12 м.

Немецкая компания Schwing GmbH, входящая в группу Schwing-Stetter, занимается технологиями подачи бетона с 1950-х гг. В 1957-м был разработан первый двухцилиндровый гидравлический бетононасос, на базе которого созданы стационарные установки. Первую насосную установку на автомобильном шасси компания Schwing представила в 1965 г., а спустя три года установка получила распределительную стрелу.

CIFA K40 XRZ с высотой подачи 39,8 м на четырехосном шасси MAN TGA 32.413

Сегодня модельный ряд Schwing представлен дюжиной моделей с подачей от 90 до 163 м3/ч на высоту от 23 до 58 м. Весной 2004 г. компания представила новинки. Модель S 39 SX с рамой, устойчивой к скручивающим усилиям, и высотой подачи 39 м установлена на трехосном шасси полной массой менее 26 т. Как утверждает компания, у этой модели самая большая дистанция подачи бетона среди бетононасосов на трехосных шасси. Другая новинка – бетононасос S 58 SX. Установка монтируется на шестиосное шасси. Бетононасос, приводимый от гидросистемы третьего поколения, с помощью четырехсекционной стрелы подает бетон на высоту до 58 м. С учетом значительно возросшей нагрузки доработали проверенную временем конструкцию оригинального шибера Rock valve. Работа установки контролируется новой электронной системой Vector. Передние телескопические опоры, уложенные в транспортном положении вдоль бортов в направлении кабины, раскладываются на угол, задаваемый оператором в зависимости от условий работы. Задние эллиптические опоры, в транспортном положении полностью скрытые внутри платформы, при развертывании выдвигаются наружу, занимая положение, обеспечивающее устойчивость машины. Для американского рынка компания разработала модель S 61 SX аналогичной конструкции с высотой подачи 61 м.

47-метровый бетононасос MECBO

Итальянская компания CIFA SpА составляет достойную конкуренцию немецким фирмам на российском рынке. Свой первый автобетононасос компания выпустила в конце 1960-х гг. В современных моделях компании применяется S-образный шибер постоянного сечения и многосекционные стрелы, складывающиеся по Z- или R-схеме, а для моделей с высотой подачи 40 м и более – стрелы, складывающиеся по смешанной RZ-схеме. Модели с высотой подачи 40 и 47 м поставляют с гидравликой и с открытым контуром, и с закрытым. Весной прошлого года на выставке BAUMA компания представила новинку – 47-метровый бетононасос К47 RZ на четырехосном шасси полной массой 40 т и длиной 12 м. Компания, учитывая ограниченные габариты шасси, применила выдвижные трехсекционные передние аутригеры, пятисекционную стрелу, складывающуюся по RZ-схеме, гидравлику с открытым контуром, обеспечивающую подачу 150 м3/ч. В настоящее время в модельном ряду компании 10 бетононасосов с подачей от 87 до 180 м3/ч на высоту от 24 до 52 м. Для России автобетононасосы CIFA оснащают «северным» пакетом – морозоустойчивыми уплотнениями, электроподогревом водяных баков. Установки монтируют на шасси ведущих автомобильных компаний, преимущественно MAN и IVECO, в России 32-метровую модель с автономным двигателем Deutz устанавливают на шасси МАЗ. В 2005 г. компания продолжит модернизацию модельного ряда, 40- и 47-метровые стрелы планируется удлинить до 41 и 48 м при сохранении той же массы машины.

S-шибер Pulsar компании MECBO

Итальянская компания MECBO, s.r.l. выпустила первое оборудование для подачи бетона в 1972 г. Помимо стационарных и автобетононасосов компания освоила производство широкой гаммы специальных и гибридных насосных установок: для перекачки шлама, напыления бетона, заполнения буронабивных свай и т. д.

Конструкторы, убедившись в эффективности S-образного шибера, сконцентрировали усилия на развитии этой системы. Через 10 лет после начала производства бетононасосов компания внедрила и защитила патентом оригинальную разработку – S-образный шибер Pulsar, перемещающийся не рычажным механизмом, а с помощью зубчатой передачи. На выходной конец шибера насажено зубчатое колесо, которое вращается рейкой. Рейка помещена в масляный картер и работает как шток гидроцилиндра. Гидравлическая жидкость поочередно подается к противоположным торцам рейки, заставляя ее совершать возвратно-поступательные движения. Таким образом, усилие, прилагаемое по касательной по отношению к оси вращения шибера, остается постоянным в любом положении шибера. Механизм требует на 30% меньше мощности и гасит гидроудар и колебания стрелы.

Подготовка к промывке бетоновода

К особенностям бетононасосов MECBO относятся также откидывающийся приемный бункер Hopper 01.K, который значительно упрощает обслуживание цилиндров бетононасоса, и система Stopper для очистки бетоновода. Откинув при помощи гидравлики бункер назад, оператор получает доступ к насосной группе для проверки остатков бетона в S-шибере, контроля износа узлов и замены резиновых поршней. Это может оказаться полезным и в случае аварийной ситуации с главным двигателем. Система Stopper позволяет очищать бетоновод легко, безопасно и без потерь бетона. К основанию бетоновода подключается трубопровод пневмокомпрессора, который «продувает» весь бетоновод, подавая остатки бетона в нужное место.

Сегодня компания выпускает установки с четырехсекционной стрелой (высота подачи от 24 до 39 м), с пятисекционной (высота подачи 42...53 м), в том числе 28-, 33- и 37-метровые установки с опорами, разворачивающимися по Х-схеме, и 5-секционный 42-метровый насос. Большинство стрел складывается по Z-схеме. Установки монтируют на любые отвечающие требованиям по грузоподъемности и габаритам шасси, в том числе МАЗ и КамАЗ.

Daewoo (Hanwoo) DCP36-III с высотой подачи 35,7 м на трехосном шасси Daewoo K8C

Корейская компания Hanwoo TNC, начав свою деятельность в 1994 г. с продажи подержанной строительной техники, уже в следующем году приступила к производству гидравлического навесного оборудования и успешно закрепилась в этом сегменте рынка. Производство автобетононасосов было налажено с использованием лицензии компании Putzmeister. Не ограничившись простой сборкой, компания вносит усовершенствования в конструкцию установок и ряд разработок подтвердила патентами. Шасси поставляет корпорация Daewoo, которая в свою очередь продвигает бетононасосы по собственным маркетинговым каналам под торговой маркой Daewoo.

Основу модельного ряда Hanwoo составляют три модели бетононасосов со стрелами, складывающимися по R-схеме: «младшая» модель DCP32-II с подачей 130 м3/ч на высоту 31,6 м на трехосном шасси Daewoo K7C, средняя модель DCP36-III с подачей 150 м3/ч на высоту 35,7 м на трехосном шасси Daewoo K8C и «старшая» DCP43 с подачей также 150 м3/ч и высотой подачи 42,55 м на пятиосном шасси Daewoo M9C. Установки оснащены S-шибером и бункером вместимостью 750 л. В транспортном положении передние опоры уложены вдоль бортов и разворачиваются в направлении кабины, а задние выдвигаются из надстройки поперек оси автомобиля. В базовую комплектацию входит кабельный пульт дистанционного управления, беспроводной пульт поставляется дополнительно. Россияне освоили монтаж установок Hanwoo на российские шасси. Так, питерцы поставляют их под торговой маркой «Питон» на шасси МАЗ и КамАЗ.

Новинка 2005 года – Hanwoo DCP37.15XZ с высотой подачи 36,4 м на трехосном шасси Daewoo K8CEA

В 2005 г. Hanwoo планирует укрепить свое предложение в сегменте 30...40 м, выведя на рынок новую модель DCP 37.15XZ с четырехсекционной стрелой, складывающейся по схеме Z, высота подачи которой 36,4 м. Опоры разворачиваются по схеме Х: направляющие передних выдвижных опор расположены крест-накрест в надстройке, а задние уложены назад вдоль бортов. Установка монтируется на трехосное шасси Daewoo. При сохранении прежних массы и габаритов новичок получает выигрыш в дальности подачи бетона и скорости развертывания.

При эксплуатации автобетононасоса следует обращать внимание на соответствие бетонной смеси ГОСТу, размер наполнителя и чистоту смеси. От куска арматуры, попавшего в смесь, не спасет виброрешетка, а размеры ущерба трудно представить. Важно также, чтобы не было перерывов в подаче бетона. Для промывки бетоновода по окончании работы необходим доступ к воде, в холодное время года – к горячей воде. При этом используются принадлежности – промывочные шары, конусы и т. п., входящие в комплектацию установки. Существуют и специальные жидкости, смывающие застывший бетон с металлических поверхностей.

Л. Малютин Основные Средства 02'2005 28 апреля 2005

Комментарии (0)