С премьеры в карьер

КРАНЭКС ЕК 450FS

Юрий Петров

С 1998 года вершиной модельного ряда ОАО «МК КРАНЭКС» оставалась модель ЕК 400. Проведенная два года назад модернизация этой 42-тонной модели позволила увеличить усилие копания, повысить прочность и надежность узлов и агрегатов. Новый ивановский экскаватор ЕК 400-05 с высокими технико-эксплуатационными показателями можно эффективно использовать на различных видах работ: мелиоративных, в строительстве, при разрушении железобетонных конструкций, а также на открытых горных разработках.

Однако в большей мере ЕК 400-05 остается все же строительной машиной, поскольку он оборудован ковшом «обратная лопата» со всеми вытекающими особенностями: разработка грунтов с низким коэффициентом крепости ниже уровня стояния экскаватора, что не высоко котируется в карьерах с высокими темпами производства. В горном деле для экскавации полезных ископаемых с высокой крепостью, а также предварительно разрыхленных пород и для увеличения производительности наиболее целесообразно применять оборудование «прямая лопата», так как оно объединяет в себе достоинства трех видов строительной техники: экскаватора, погрузчика и бульдозера. На «КРАНЭКСе» все предпосылки для создания этого типа экскаваторов уже имелись.

Главным фактором послужило то обстоятельство, что в 6-й размерной группе (масса 50...71 т) гидравлических экскаваторов в России не делает никто! Ранее в этом сегменте присутствовали воронежские ЭО-6123А-1, ЭО-6124 и отчасти украинские 35,6-тонные АТЕК-782 (5-я размерная группа). «Крастяжмаш» и ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», куда входят Уралмаш и Ижорские заводы, предлагают лишь сверхтяжелые машины 120...350-тонные машины. Остальные экскаваторы с гибкой подвеской рабочего органа (50...80-тонные драглайны и «механические лопаты») адекватны лишь в условиях сильной запыленности. К этому надо добавить проблему модернизации основных фондов на фоне развития горной индустрии – ГОКи избавляются от парка устаревшей карьерной техники.

В мае 2006 года первый экскаватор ЕК 450FS был создан. По традиции первый показ провели на ежегодной выставке «Строительная техника и технологии», и он стал одним из главных событий сезона.

Машину специально проектировали для работы в карьерах, угольных разрезах, для разработки и погрузки горных пород с двумя типами ковша «прямая лопата» одинаковой вместимости 2,6 м3: с разгрузкой опрокидыванием и с донной разгрузкой. Применение ковша с донной разгрузкой позволяет увеличить высоту выгрузки на 70%, что важно при работе с карьерными самосвалами грузоподъемностью 140...270 т, уровень загрузки по борту которых составляет 4...8 м. Новый экскаватор эффективно можно использовать также для работ в песчаных и гравийных карьерах, на вскрышных работах в горной промышленности, для погрузки грунтов и различных материалов в автомобильный и рельсовый транспорт (в полувагоны), а также (внимание!) для проведения планировочных работ в строительстве.

О сравнении с отечественными аналогами речи пока не идет, ведь их попросту нет, а по своим техническим и эксплуатационным показателям ЕК 450FS, по заявлению ивановских машиностроителей, способен на равных конкурировать с японскими, европейскими или американскими «одноклассниками». Цена приобретения и последующие эксплуатационные затраты предположительно ниже, чем у иностранных моделей, хотя, впрочем, этот вопрос всегда решается на переговорном уровне и стоимость каждый раз зависит от условий поставки.

Высокое качество экскаватора заложено на ранней стадии проектирования. Все элементы металлоконструкций выполнены только из качественных материалов: сталь 10ХСНД с высокими прочностными характеристиками, используются также износостойкие и высокопрочные шведские стали Hardox.

В стандартной комплектации ЕК 450FS оборудуют стрелой 4,25 м, рукоятью 3,1 м, комплектом траков шириной 700 мм (с ними удельное давление на грунт составляет 75 кН), а также ковшами двух типов из стали HARDOX 400. Изюминка ЕК 450FS – возможность автоматического горизонтального движения ковша вперед-назад при заборе грунта. Горизонтальное движение происходит за счет синхронизации гидросистемой движений стелы и рукояти. Это оптимизирует процесс копания, облегчает работу машиниста, позволяет максимально наполнить ковш грунтом и обеспечивает ровную площадку при планировочных работах. Примененная гидросистема удобна в эксплуатации, универсальна и позволяет использовать дополнительное оборудование: гидромолот, рыхлитель, шнековый бур, грейфер. При максимальной подаче насоса, развивающего рабочее давление до 30 МПа, можно достичь максимальной производительности при снижении непроизводительных потерь.

Для заправки дизельным топливом предусмотрен 560-литровый бак. В качестве силового агрегата выбран длинноходный ярославский дизель ЯМЗ-238Б, который перед установкой на экскаватор проходит предустановочные испытания на стенде в специально созданной лаборатории. Электромеханическая система управления двигателя позволяет с пульта изменять частоту вращения коленвала, информируя при этом оператора о максимально допустимых и минимально устойчивых оборотах. Для обеспечения повышенной надежности двигателя установлен новый усиленный привод вентилятора системы охлаждения. Сдвоенный аксиально-поршневой насос крепится непосредственно к двигателю. Крутящий момент от двигателя к насосу передается посредством надежной, не требующей ухода и регулировок муфты Centa (Германия).

Гусеничная рама Х-образной конструкции снабжена гидромоторами хода Bosch Rexroth и редукторами Trasmital Bonfiglioli (возможна также установка немецких редукторов Lohmann Stolterfoht). В гусеничном ходу используются те же элементы что и в модели ЕК 400-05: производства итальянских компаний Italtractor или Berco.

Дополнительный список оборудования помимо привычных опций (стереомагнитола, кондиционер и подогреватель Webasto) включает также немецкие фильтры Internormen, комплект инструмента Gedore, насос для закачки топлива Jabsco с подачей 50 л/мин, комплект уплотнений гидроцилиндров и измерения рабочего давления в гидросистеме, гидрозамки Bosch Rexroth, фару рассеянного света ФГ 30.3711, коронку ковша Esco (США). Интересно, что вместе с этим в опцию прилагается 170-литровая бочка летнего гидравлического масла (ESSO Univis N-46 или Shell Tellus 46) и на выбор баррель зимнего гидравлического масла двух марок (Univis NVI 13 или Shell Tellus Arctic 32).