Российский рынок автогрейдеров

Ловков А., исследовательская компания ID-Marketing
 
 
Динамика российского рынка автогрейдеров в январе–сентябре 2010 г., ед.
Сравнительная динамика российского производства автогрейдеров в 2009 г. и январе–сентябре 2010 г., ед.
Российское производство основных марок автогрейдеров в январе–сентябре 2010 г., ед.
Сравнительная динамика российского экспорта автогрейдеров в 2009-м – январе–сентябре 2010 г., ед.
Российский экспорт основных марок автогрейдеров в январе–сентябре 2010 г., ед.
Сравнительная динамика российского импорта автогрейдеров в 2009-м – январе–сентябре 2010 г., ед.
Российский импорт основных марок автогрейдеров в январе–сентябре 2010 г., ед.

Российский рынок автогрейдеров, как и прочие отрасли, прямо или косвенно зависящие от строительного сектора, постепенно начал выходить из ступора, в который его вогнал экономический кризис. Многие направления российского сектора экономики в 2009 г. испытали настоящее потрясение, показатели были близки к критически низким, а по некоторым направлениям таковыми и являлись. По этой причине значения рынка в году 2010-м можно считать отправной точкой при восстановлении экономики. И, несмотря на то, что в большинстве отраслей экономики наблюдается значительный рост, стоит отметить, что до значений докризисного периода еще далеко, сейчас мы можем наблюдать только первые шаги по преодолению как реальных, так и психологических последствий экономических изменений не только российской, но и всей мировой экономики.

Автогрейдеры находят применение в строительстве и содержании дорог, аэродромов, в сельском хозяйстве, а именно в планировке и профилировании площадей и откосов, разравнивании и перемещении грунта, снега или сыпучих строительных материалов. В 2010 г. рост показателей развития рынка автогрейдеров происходил в основном за счет активности отечественного производителя. Низкие значения экспорта в данной ситуации можно объяснить ориентацией все тех же производителей на российский рынок.

Производство. Структура российского производства в целом соответствует сезонности рынка в данном направлении – стабильные показатели первые 7…8 месяцев, а далее увеличение объемов в начале осени. Отечественный рынок автогрейдеров представлен тремя основными производителями, два из которых – ОАО «Брянский Арсенал» и ЗАО «Челябинский завод строительно-дорожных машин» входят в состав дивизиона «Спецтехника» машиностроительного холдинга Группы ГАЗ. Еще одним представителем рынка данного направления является орловское ЗАО «Дормаш», которое наряду с автогрейдерами выпускает погрузчики, бульдозеры и экскаваторы-погрузчики.

За январь–сентябрь 2010 г. рост выпуска автогрейдеров в России по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличился на 70% и составил 572 ед.

Как и год назад, в лидерах по количественному показателю находятся два предприятия Группы ГАЗ – ОАО «Брянский Арсенал» и ЗАО «ЧСДМ», которые по итогам первых трех кварталов 2010 г. выпустили 347 и 118 автогрейдеров соответственно. При этом рост показателей челябинского предприятия составил 74%, брянского – 55%. В этот период ЗАО «Дормаш» выпустило на 63 автогрейдера больше, чем год назад за аналогичный период, – прирост производственных показателей составил 143%.

Экспорт. Как отмечено выше, экспорт автогрейдеров в 2010 г., как и в 2009-м, имеет низкие показатели. Нацеленность отечественного производителя на удовлетворение потребностей российского покупателя напрямую отразилась на снижении данных на 32% по итогам 9 месяцев 2010 г. по сравнению с показателями 2009 г. за тот же период. При этом чуть менее 50% экспортных поставок 2010 г. было в мае, но август и сентябрь завершились с нулевыми показателями. Майские поставки автогрейдеров осуществлены весной в рамках договоренности завода «Брянский Арсенал» с Венесуэлой в процессе визита парламентской делегации Венесуэлы в Россию. В рамках данного соглашения Венесуэла получила 30 полутяжелых автогрейдеров ГС-18.05 в мае–июле 2010 г.

Нетрудно понять, что основой российского экспорта является техника брянского завода. Среди автогрейдеров, поставляемых за границу, под данной маркой встречаются модели ГС-18.05 и ГС-14.02. Челябинское и орловское предприятия экспортировали 5 и 4 автогрейдера соответственно.

Импорт. Импорт автогрейдеров в январе–сентябре 2010 г. составил 22% от производственных показателей за аналогичный период 2009 г. И это при том, что импорт автогрейдеров за первые три квартала 2010 г. превысил прошлогодние показатели на 48%. Данное обстоятельство свидетельствует об опережающих темпах роста производства по сравнению с показателями ввоза.

В импорте, как и в экспорте, наибольшая активность наблюдалась в мае 2010 г. Далее произошел спад с последующей стабилизацией поставок уже в июле на уровне 10…12 ед. техники в месяц. В целом на данном этапе сложно прогнозировать дальнейшее развитие импортного рынка. В поведении покупателя нет какой-либо закономерности, и данные закупки имеют скорее всего разовый характер.

Среди лидеров в импортных поставках автогрейдеров находится китайская марка Xuzhou Construction Machinery Group (XCMG). В модельном ряде техники, ввезенной на территорию России за январь–сентябрь 2010 г., присутствуют автогрейдеры серий GR215, GR180, GR165 и GR135. Марка Caterpillar находится на второй позиции по общим объемам ввоза с показателем в 21 автогрейдер.

Всего год назад американская компания John Deere впервые представила на российском рынке свою линейку строительной техники, куда вошли и автогрейдеры, и уже сейчас она находится на третьем месте среди остальных иностранных производителей – участников российского рынка. Основу импорта данной марки составляют автогрейдеры 872G и 772G.

Volvo, HBM-Nobas и Komatsu ввезли в Россию за январь–сентябрь 2010 г. 15, 12 и 11 автогрейдеров разных классов соответственно. Из получателей техники стоит отметить такие компании, как ЗАО «Вольво-Восток», филиал корпорации «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк» и ООО «Цеппелин Русланд».

Подводя итог развития рынка автогрейдеров, несомненно, стоит отметить положительную тенденцию, которая наблюдается у российских производителей. Рынок оживает, и это очевидно. Низкие показатели экспорта-импорта еще раз подчеркивают большую востребованность отечественной техники среди российских покупателей.

Статья подготовлена исследовательской компанией ID-Marketing

РЫНОК (статистика, анализ) ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Автогрейдер
Ловков А., исследовательская компания ID-Marketing Основные Средства 12'2010 14 декабря 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru