Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
 1
Коробки передач компании EATON
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
 1
Ведущие мосты грузовиков
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот

Промышленное производство в России в I полугодии 2008 года (По официальным данным)

А. Рикошинский

















Производственная динамика промышленного производства в I полугодии 2008 г. снизилась по сравнению с I полугодием 2007 г. Рост промышленного производства составил 105,8% против 107,1% в I полугодии 2007 г. При этом снижающуюся динамику роста показывают обрабатывающие производства (108,4% против 111,4%) и добыча полезных ископаемых (100,5% против 103%).

Прирост ВВП в январе–июне 2008 г. к январю–июню 2007 г. составил 8,0%, в том числе в I квартале 8,5%, во II квартале 7,6%. Экономический рост в I полугодии характеризовался неравномерностью. После значительного роста ВВП в феврале–апреле в мае–июне произошло замедление роста. Оценка очищенных от сезонного и календарного факторов прироста ВВП показывает тенденцию его снижения в мае (рост 0,5%) и июне (рост 0,2%) против роста 0,9% в марте–апреле. Во II квартале прирост ВВП составил 0,5% против 0,8% в I квартале, а в целом за I полугодие 2008 г. – 0,6%. Замедление экономического роста объясняется торможением промышленного производства (особенно обрабатывающего) и строительства, снижением динамики инвестиций, в том числе из-за ужесточения кредитной политики банков.
Состояние российской экономики в первой половине 2008 г. определялось сочетанием двух групп факторов. Во-первых, сохранялась благоприятная внешнеторговая конъюнктура, это поддерживало высокие темпы доходов и соответственно потребительского и инвестиционного спроса, способствуя сохранению экономического роста. Во-вторых, росли цены на сырьевые компоненты производственных издержек, продолжалось наращивание импорта и усиливалась зависимость от него внутреннего спроса, исчерпались возможности по наращиванию экспорта энергоносителей, сырья и продуктов первичной переработки, ужесточалась кредитная политика банков, что ограничивало динамику внутреннего производства.
Снижение экономического роста во II квартале связано прежде всего со снижением промышленного производства, особенно в июне (до 0,9% к уровню июня прошлого года против 9,2% в апреле), что обусловлено замедлением роста обрабатывающих производств (в июне до 0,6% против 14,5% в апреле). Во II квартале экономическое развитие происходило на фоне замедления динамики потребления, инвестиций, строительства (особенно жилищного), а также отчасти относительно высокой базы прошлого года в обрабатывающих производствах.
В I полугодии 2008 г. рост промышленного производства составил 5,8% к тому же периоду 2007 г. В целом в январе–июне 2008 г. динамика промышленного производства была крайне неустойчива. Максимальный прирост наблюдался в апреле – 9,2%, минимальный в июне (–0,9%). Снижение темпов роста промышленного производства обусловлено замедлением обрабатывающих производств.
Зафиксирован спад производства транспортных средств и оборудования в июне 2008 г. на 0,8% при росте производства автомобилей легковых на 0,2%, грузовых вагонов на 3,1%, пассажирских вагонов на 1,9%, машин для городского коммунального хозяйства на 1,2% и снижении производства автобусов на 1,6%, автомобилей грузовых на 0,5%. Спад производства машин и оборудования в июне составил 7,3% (снизился выпуск насосов центробежных, паровых и приводных на 2,5%, станков металлорежущих на 2,6%, комбайнов зерноуборочных на 4,0%, кранов на автомобильном ходу на 0,9%, подшипников качения на 1,2%, компрессоров воздушных и газовых на 2,0%). Зафиксирован рост производства кузнечно-прессовых машин на 7,5%.
В целом за I полугодие 2008 г. рост производства транспортных средств и оборудования составил 116,8% по отношению к соответствующему периоду 2007 г. В этом году сохраняется тенденция увеличения объемов производства железнодорожной техники, в частности электровозов магистральных, тепловозов маневровых, грузовых и пассажирских вагонов (на 67,6; 19,6; 15,1 и 14,3% соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и частных компаний на подвижной и тяговый состав, обусловленного необходимостью модернизации существующего парка ж.-д. техники.
В январе–июне 2008 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 6,8%, что во многом обусловлено ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций. Рост спроса отмечается как по отечественной, так и по импортной технике.
По данным ФТС (с учетом данных Республики Беларусь), экспорт грузовых автомобилей за январь–май 2008 г. составил 19,6 тыс. шт. на 354,3 млн. USD (за тот же период 2007 г. экспорт составил 20,3 тыс. шт. на 304,7 млн. долл.). Импорт за этот же период 2008 г. составил 52,3 тыс. шт. на 1893,5 млн. USD (в 2007 г. – 39,2 тыс. шт. на 1053,3 млн. USD).
В целом по итогам января–июня 2008 г. производство машин и оборудования увеличилось на 10,4%, и основной вклад в это внесли производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (увеличение производства на 11,2%) и производство бытовых приборов, не включенных в другие группировки (на 10,8%).
В июне 2008 г. сократилось производство машин и оборудования по сравнению с июнем 2007 г. на 29,8%, в том числе по подклассу «Производство механического оборудования» на 74,8%, что обусловлено отсутствием выпуска в этот период гидравлических турбин. Эти колебания связаны со спецификой производственного цикла по данной группе товаров.
За рассматриваемый период отмечено увеличение производства тракторов (на колесном ходу в 2 раза, на гусеничном ходу на 26,3%), а также зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов (на 19,5 и 8,1% соответственно), что обусловлено ростом спроса со стороны строительных организаций, развитием государственной системы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе в части лизинга сельхозтехники) и расширением производства на отечественных предприятиях, а также развитием сборочных производств.
В I полугодии сохранилась тенденция увеличения производства машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве, в частности кранов (башенных на 36,2%, на автомобильном ходу на 26,4%), автогрейдеров (на 28,0%), бульдозеров (на 25,3%), экскаваторов (на 22,9%), лифтов (на 15,7%), которая в основном обусловлена увеличением объемов работ по виду деятельности «Строительство» (на 22,4%).
В I полугодии 2008 г. по сравнению с I полугодием 2007 г. снизилось производство шин для грузовых автомобилей на 0,6%, шин для легковых автомобилей – на 0,1%, при этом производство шин для с.-х. машин возросло на 15,4%.
Динамика внешней торговли складывается не в пользу отечественной промышленности. Доля экспорта продукции машиностроения в январе–мае 2008 г. в общем объеме экспорта снизилась до 4,7% против 5,1% в январе–мае 2007 г. Вместе с тем значительно возросла доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме импорта – до 52,8% (против 48,2%). В ряде секторов при снижении темпов или даже объемов производства вырос импорт аналогичной продукции. Например, при снижении производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (93%) рост его импорта, по оценкам, составил более чем 1,5 раза. Снижение производства автомобильных шин (в I полугодии 2008 г. выпуск шин для грузовых и легковых автомобилей снизился: 99,4% и 99,9% соответственно) происходило на фоне роста импорта, который составил в этот период примерно 150%.
Такая динамика экспорта-импорта продукции обрабатывающих отраслей во многом обусловлена сравнительно низкими технико-технологическим уровнем ее производства и конкурентоспособностью и нехваткой и дороговизной средств на проведение технического перевооружения предприятий.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в I полугодии 2008 г. увеличился до 63% против 61% в I полугодии 2007 г. Максимальная загрузка производственных мощностей достигнута в производстве кокса и нефтепродуктов (87%), а также в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (78%). Наименьшая загрузка производственных мощностей сохранилась в текстильном и швейном производстве (52%), в производстве машин и оборудования (57%).
Из данных на июнь видно, что российским промышленным предприятиям все с большим трудом удается удерживать приемлемый уровень конкурентоспособности. Происходит замедление темпов роста отдельных отраслей промышленности, в первую очередь из-за инфляции издержек, усиления национальной валюты, растущей цены кредита и при этом нехватки ресурсов для проведения модернизации производства, необходимой для улучшения показателей его эффективности (производительности труда, энерго- и материалоемкости).

США
В июне 2008 г. промышленное производство в США выросло на 0,5% после падения на 0,2% в мае. Загруженность производственных мощностей выросла до 79,9% с 79,6% в мае. Среднее значение показателя с 1972-го до 2007 г. составило 81,0%.
В июне 2008 г. относительно июня прошлого года показатель загруженности производственных мощностей вырос на 0,3%. Промышленное производство в июне 2008 г. выросло на 0,2% после падения на 0,1% в мае. Производительность предприятий коммунальной сферы выросло в июне на 2,1%. Не по сезону теплая погода стимулировала рост производства в этом секторе, которое упало в мае на 2,1% из-за холодной погоды.
Автомобильное производство и производство запасных частей к автомобилям увеличилось на 5,4% относительно мая. Забастовка, начатая American Axle в феврале, когда отраслевой профсоюз UAW объявил забастовку на заводах American Axle, протестуя против сокращений заработной платы поставщиком трансмиссий, была урегулирована в мае.

Европа
Объем промышленного производства в Европе в мае упал до самого низкого уровня почти за 16 лет, и самый значительный спад отмечен в Германии и Франции.
По данным статистического управления Европейского Союза, объем производства в 15 государствах еврозоны в мае упал на 1,9% по сравнению с апрелем, что является самым значительным спадом с декабря 1992 г. По сравнению с предыдущим годом он снизился на 0,6%, что является первым годовым спадом за три года.
Европейские компании замедляют производство, поскольку рост евро по отношению к доллару, составивший с начала года 8,8%, негативно влияет на конкурентоспособность экспорта и увеличивает затраты. По мнению экспертов (Сильвия Пепино (Silvia Pepino), экономист JPMorgan Chase & Co.), «ослабление спроса за границей, ударит по региональному экспорту, в особенности из-за того, что укрепление евро чувствуется все сильнее. Капиталовложения и появление новых рабочих мест ощутимо замедлятся, поскольку экономика вступает в период псевдостагнации».
Индекс промышленного производства (Industrial Production) зоны евро в % к предшествующему месяцу составил в январе 100,8%, в феврале 100,2%, в марте 99,4%, в апреле 101,0%, в мае 98,1%.

Динамика производства и использования грузовых автомобилей

Показатель2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.6 мес. 2007 г.6 мес. 2008 г.
Ресурсы, тыс. шт.238,8260,7309,1423,2180204,8
Темпы роста, %98,5109,2118,6136,9128,9113,8
Производство, тыс. шт.200,1210,6245,7286133142
Темпы роста, %103,7105,2116,7116,4118,8106,8
Импорт, тыс. шт.38,750,163,4137,24762,8
Темпы роста, %78,2129,5126,6216,4169,8133,6
Использование, тыс. шт.238,8260,7309,1423,2180204,8
Темпы роста, %98,5109,2118,6136,9128,9113,8
Экспорт, тыс. шт.41,449,251,655,124,423,5
Темпы роста, %111,3118,8105106,7112,496,6
Внутреннее потребление, тыс. шт.197,4211,5257,5368,1155,6181,2
Темпы роста, %96,2107,1121,7143131,9116,5

Динамика производства отдельных видов машин и оборудования (I полугодие 2008 г. в % к I полугодию 2007 г.)

Краны мостовые электрические96,6
Краны на автомобильном ходу126,4
Краны башенные136,2
Лифты115,7
Погрузчики строительные84,2
Тракторы на колесном ходуВ 2,0 раза
Мотоблоки и мотокультиваторы со сменными орудиями106,1
Машины трелевочные чокерные146,6
Мини-тракторы53
Тракторные плуги156,8
Тракторные сеялки142,9
Культиваторы тракторные142,4
Зерноуборочные комбайны119,5
Тракторные косилки125
Комбайны кормоуборочные108,1
Доильные установкиВ 2,0 раза
Дробилки для кормов67,9
Конвейеры шахтные ленточные120,4
Экскаваторы122,9
Бульдозеры125,3
Автогрейдеры128
Дробилки110,2
Тракторы на гусеничном ходу126,3
Установки буровые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения115,6
Троллейбусы112,5
Грузовые автомобили106,8
В том числе грузоподъемностью свыше 3,0 т119,2
Легковые автомобили119,1
В том числе с двигателем мощностью до 90,0 л.с./ свыше 90,0 л.с.93,5/ 181,9
Автобусы91,8
В том числе с дизельными двигателями108,7
Автомобили-фургоны и автоцистерны специализированные111,3
Машины для городского коммунального хозяйства119,5
Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям123,8
Прицепы и полуприцепы тракторные121,1


А. Рикошинский Основные Средства 09'2008 20 апреля 2009

Комментарии (0)