Производство машиностроительной продукции в I квартале 2008 года

По данным Росстата

А. Рикошинский















Ситуация в отечественной промышленности в начале года формировалась под влиянием тенденций, сложившихся в 2007 г. По данным официальной статистики, в январе–марте рост промышленного производства продолжился. После некоторого замедления в январе темпы экономического роста в феврале–марте ускорились, и в целом за I квартал в этом году прирост ВВП к I кварталу 2007 г. составил 8,0% (в I квартале 2007 г. – 7,4 %). При этом в марте 2008 г. прирост ВВП составил 7,8%. Ускорение темпов экономического роста в феврале–марте обеспечивалось высокими темпами роста потребительского и инвестиционного спроса на фоне существенного ускорения в феврале–марте обрабатывающих производств.

В I квартале продолжилось действие тенденции, существующей на протяжении последних трех лет, – опережающий рост обрабатывающих производств по сравнению с добывающими. Прирост добывающих производств в I квартале 2008 г. составил 0,7%, что заметно ниже, чем в I квартале 2007 г. (4,0 %). Прирост обрабатывающих производств в I квартале 2008 г. составил 8,7 %. При этом рост промышленного производства в России в I квартале 2008 г. составил 6,2% к соответствующему периоду 2007 г. Заметим, что в феврале–марте 2008 г. рост промышленного производства восстановился после некоторого замедления в январе. По итогам января–марта индекс промышленного производства превысил показатель января–февраля, который составлял 6,0% по сравнению с январем–февралем 2007 г.

По итогам января–февраля 2008 г. Россия заняла 6-е место среди стран СНГ по темпам промышленного роста. В среднем по странам СНГ промышленное производство в январе–феврале 2008 г. возросло на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидером по темпам промышленного роста среди стран СНГ в январе–феврале 2008 г. стал Азербайджан с показателем на уровне 13,3%. Второе место заняла Белоруссия – там производство увеличилось на 12,9%. На третьем месте Молдавия – 9,6%. Промышленное производство на Украине возросло на 8,8% по сравнению с январем–февралем 2007 г., в Киргизии – на 7,4%, в Казахстане – на 3,4%, в Армении – на 3,0%. Снижение промышленного производства в январе–феврале 2008 г. зафиксировано в Таджикистане – на 14,7%.
В условиях роста инвестиционного спроса позиции машиностроения в российской экономике выглядят достаточно благоприятно с точки зрения краткосрочной перспективы. За январь–март 2008 г. производство машин и оборудования увеличилось на 16,4% относительно аналогичного периода прошлого года. Увеличение производства отмечено по всем подклассам данного раздела. Основной вклад в это внесло увеличение производства по подклассам «Производство механического оборудования» (на 26,0%), «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства» (на 18,0%). Опережающими темпами развивалось производство механического оборудования (126%) – динамика производства по данному подклассу характеризуется сильными колебаниями, что связано со спецификой производственного цикла по этой группе товаров.
Устойчивый рост производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (118%) обусловлен реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и укреплением финансового состояния с.-х. сектора. Рост спроса на указанную технику (в том числе со стороны с.-х. товаропроизводителей и строительных организаций) обусловлен развитием государственной системы лизинга техники, проведением структурных преобразований в отрасли (консолидация производителей сельхозтехники на базе концерна «Тракторные заводы»), расширением производств на отечественных предприятиях, развитием сборочных производств, в частности, компанией Claas. Наибольший рост выпуска тракторов обеспечили ОАО «Волгоградский тракторный завод», ООО «Челябинский тракторный завод «Уралтрак», ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод». Производство тракторов на колесном ходу увеличилось в 2,1 раза, а на гусеничном ходу – на 40,7%.
За рассматриваемый период производство плугов тракторных увеличилось в 1,8 раза, сеялок тракторных – в 1,7 раза, комбайнов кормоуборочных – в 1,6 раза, косилок тракторных – в 1,6 раза, культиваторов тракторных – на 38,5%, комбайнов зерноуборочных – на 33,8%.
Сохраняется тенденция увеличения производства машин и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве, в частности бульдозеров (на 29,4%), кранов (башенных – на 22,0%, на автомобильном ходу – на 34,1%), экскаваторов (на 54,0%), которая в основном обусловлена увеличением объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство».
Рост производства станков (114,4% к январю–марту 2007 г.) во многом обусловлен необходимостью обновлять и модернизировать парк технологического оборудования, в том числе осваивать производство новых моделей с использованием импортных комплектующих. При этом производство кузнечно-прессовых машин увеличилось на 17,2%, металлорежущих станков с числовым программным управлением – на 9,5%, деревообрабатывающих станков – на 4,9%, рам лесопильных – на 60%, оборудования электросварочного – на 22,5%.
В январе–марте 2008 г. рост производства машин и оборудования специального назначения составил 112% к январю–марту 2007 г., в том числе машин шахтных погрузочных – 172%, экскаваторов – 154%, конвейеров шахтных ленточных – 145,5%, тракторов на гусеничном ходу – 140,7%, автогрейдеров – 130%, бульдозеров – 129,4%, обогатительного оборудования – 125,4%, установок буровых для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения – 119%.
Индекс производства транспортных средств и оборудования в I квартале 2008 г. составил 114,4% по отношению к I кварталу 2007 г., в том числе производства автомобилей, прицепов и полуприцепов – 114,8%. При этом производство прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям возросло на 35,5%, автомобилей-фургонов и автоцистерн специализированных – на 20,3%, машин для городского коммунального хозяйства – на 7,4%. Рост производства во многом обусловлен интенсивным развертыванием сборочных производств в автомобилестроении, увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов, а также ростом поставок на экспорт некоторых видов машиностроительной продукции. В то же время на 9,7% сократилось производство автобусов.
В январе–марте 2008 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 2,0% (в том числе г/п свыше 3 т – на 21,8%). Рост спроса на грузовые автомобили (как отечественного, так и импортного производства) обусловлен общим подъемом экономики страны, увеличением объемов грузоперевозок, ростом платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, предприятий нефтегазового сектора, силовых структур. На фоне благоприятной конъюнктуры рынка практически все основные игроки рынка демонстрируют высокие темпы прироста производства и продаж. Заметим, что все большая доля внутреннего спроса удовлетворяется за счет иностранных моделей, выпускаемых на территории РФ. С учетом уже начатого или намечающегося строительства в России новых заводов зарубежных производителей можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост этого сегмента рынка.

Среднемесячная начисленная заработная плата за январь–февраль 2008 г. в машиностроительном комплексе возросла в 1,3 раза к уровню января–февраля 2007 г. и составила 14 914 руб. (в том числе в производстве машин и оборудования – 14 955 руб., в производстве транспортных средств и оборудования – 15 258 руб.). Наиболее высокий уровень заработной платы достигнут на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования, который превысил уровень средней заработной платы по обрабатывающим отраслям промышленности на 7,3%.
Среднесписочная численность работников машиностроительного комплекса (по полному кругу предприятий) составила 3,25 млн. чел., т. е. 100,7% к январю–февралю 2007 г. (в том числе в производстве машин и оборудования – 1,14 млн. чел. (97,9%), в производстве транспортных средств и оборудования – 1,19 млн. чел. (102%).
При анализе тенденций развития машиностроения обратим внимание и на существенное ускорение темпов роста импорта машин и оборудования относительно динамики отечественного машиностроения. Темпы роста экспорта отставали от темпов роста импорта. Экспорт машиностроительной продукции за январь–февраль 2008 г. составил 2,8 млрд. USD, или 158% к январю–февралю 2007 г. Импорт – 17,1 млрд. USD, или 163,7% к соответствующему периоду прошлого года. При этом доля машин и оборудования в товарной структуре российского экспорта составляет 4,1%, в товарной структуре импорта – 51,3%.
Отрицательное сальдо внешнеторговых операций за январь–февраль 2007 г. увеличилось с 8,7 млрд. до 14,3 млрд. USD (164,4% к соответствующему периоду 2008 г.).

Производство некоторых видов техники в I квартале 2008 г.

Вид техники Январь Февраль Март Всего за I квартал
Автобусы, тыс. ед. 4,3 6,1 6,6 17
Автомобили грузовые, тыс. ед. 17,7 23,7 24,5 65,9
Автомобили легковые, тыс. ед. 90 120 122 332
Бульдозеры, ед. 294 303 323 920
Экскаваторы, ед. 463 533 578 1574
Краны на автомобильном ходу, ед. 573 618 664 1855
Краны башенные, ед. 44 40 60 144
Тракторы, тыс. ед. 0,71 1,1 1,1 2,91
Комбайны зерноуборочные, ед. 634 549 651 1834
Машины для городского и коммунального хозяйства, тыс. ед. 0,82 0,1 1,9 2,8



А. Рикошинский Основные Средства 06'2008 1 апреля 2009

Комментарии (0)