Рынок строительного оборудования Франции

А. Малышев, фото Л. Малютина

Франция является абсолютным мировым дилером по числу действующих в стране строительных компаний (около 302 тыс. с общим числом занятых 1196 тыс. чел., в том числе 284 тыс. индивидуальных предпринимателей). Крупные строительные компании обеспечивают выполнение свыше 35% совокупного объема строительных работ, мелкие и средние – около 60%, остальные 5% – государственные и кооперативные предприятия. На долю Франции приходится около 10% европейского рынка объектов капитального строительства.

По видимому потреблению строительного оборудования Франция занимает 4-е место в мире и 2-е в Европе (после Великобритании). Согласно данным экспертов Министерства торговли США, в 2005 г. продажи указанного оборудования на французском рынке были эквивалентны 5,59 млрд. USD, а в 2006 г. – 5,79 млрд. USD. По данным британской консалтинговой компании Off-Highway Research, в 2006 г. во Франции реализовано 33,3 тыс. строительных машин, что соответствует 18% общего объема в Евросоюзе. Поступления компаний, занимающихся сдачей строительной техники в аренду, возросли в 2005 г. на 19% и в 2006 г. на 24%.

Большинство крупнейших мировых производителей строительной техники имеют во Франции предприятия. Так, Caterpillar (США) изготавливает там гидравлические экскаваторы на гусеничном ходу и колесные погрузчики, контролируя соответственно 20% и 30% местного рынка, Case-New Holland (США) – тяжелые одноковшовые экскаваторы и тракторы, а Liebherr (ФРГ) – гидравлические одноковшовые экскаваторы. Кроме того, свою продукцию на французский рынок поставляют такие известные компании, как Komatsu (Япония, мировые продажи в 2005 г. – 14,5 млрд. USD), JCB (Великобритания, продажи в 2005 г. составили 2,3 млрд. USD, имеет во Франции сбытовую дочернюю компанию, через которую реализует, в частности, экскаваторы-погрузчики с ковшом «обратная лопата» и экскаваторы на гусеничном ходу), Volvo Construction (Швеция, продажи в 2005 г. – 4,4 млрд. USD).

Совокупный импорт рассматриваемого оборудования во Францию в 2005 г. составил 2,5 млрд. USD против 3 млрд. USD в 2004 г.; свыше 85% импортных поставок приходится на долю стран – членов Евросоюза.

В последние годы во Франции повышенным спросом пользуются малогабаритные строительные машины для работ в городских условиях.

Конечные пользователи тяжелого строительного оборудования во Франции могут быть поделены на три большие группы: строительно-подрядные компании, фирмы, занимающиеся арендой оборудования, и государственные организации, включая муниципальные и региональные. В первой группе доминируют Vinci, Bouygues, SPIE и Eiffage, входящие в число 20 крупнейших международных строительно-подрядных компаний (по рейтингу американского еженедельника Engineering News-Record) и проявляющие значительный интерес к новым машинам и технологиям.

Вторая группа представлена в основном мелкими и средними фирмами регионального масштаба, специализирующимися на сдаче в аренду определенных видов оборудования, а третья – Министерством оборудования, транспорта, туризма и морских вопросов, а также региональными и муниципальными организациями, ответственными за общественные работы.

При импорте строительной техники во Францию взимаются таможенные пошлины, ставки которых составляют 3,8...6,5%, и налог на добавленную стоимость, равный 19,6%. Ввозимое оборудование должно иметь маркировку «CE», которая означает, что оно полностью соответствует европейским стандартам и требованиям. В отношении новой строительной техники действуют жесткие нормы по уровню шума и токсичности отработавших газов.