Где сейчас российское сельскохозяйственное машиностроение?

А. Рикошинский

9 марта на заседании Правительства Российской Федерации были заслушаны данные Министерства промышленности и энергетики «О мерах по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения». Исходя из официальных цифр редакция журнала сделала выводы, что перед Россией стоят большие проблемы, связанные с ситуацией в отечественном сельскохозяйственном машиностроении. Решать их надо быстро и аккуратно, поскольку они могут иметь стратегически важные последствия для агропромышленного комплекса России.

Обеспеченность регионов сельхозтехникой составляет 50...70% нормативной. По состоянию на начало 2006 г. в России насчитывалось 572,5 тыс. тракторов – 64% необходимого количества, зерноуборочных комбайнов – 156,6 тыс. (52%), кормоуборочных – 40,3 тыс. (63%), культиваторов – 199,1 тыс. (53%), сеялок – 248,2 тыс. (68%). Срок службы двух третьих парка этой техники свыше 20 лет, а обеспеченность посевных работ исправными тракторами в России снизилась до 5...6 машин на 1000 га пашни, т. е. примерно до 65% норматива, обеспеченность уборочных работ исправными зерноуборочными комбайнами – 2...3 комбайна на 1000 га посевных площадей (50% нормативного). Обеспеченность техникой ежегодно снижалась, начиная с 1990 г.

Реальная потребность России в технике достаточно велика, но она не удовлетворяется из-за низкого уровня платежеспособности в секторе сельского хозяйства. Так, в прошлом году с.-х. предприятия закупили технику на сумму 63,8 млрд. руб., но эти закупки не позволяют преодолеть сложившееся отставание от показателей современных аграрных технологий. Чтобы ликвидировать разрыв между потребностью в технике и ее фактическим поступлением в сельское хозяйство, требуется более интенсивное пополнение парка сельхозмашин.

Ежегодные закупки с.-х. техники должны составлять примерно 85...90 млрд. руб. по ценам российских производителей. Увеличение доли импортной техники в структуре закупок неизбежно приведет и к увеличению необходимого объема финансирования.

Кто к нам с трактором придет...

Увеличение в процентном отношении на российском рынке импортной техники резко обостряет конкуренцию между поставщиками с.-х. техники, и отечественные производители постепенно уступают рынок зарубежным конкурентам. Такая тенденция возникла не случайно: дело в том, что показатель наработки на отказ для отечественной техники меньше в три раза и более, чем для европейских и американских аналогов. У нашей техники больший расход топлива и недостаточная комфортность рабочего места. В результате при прочих равных условиях платежеспособные покупатели отдают предпочтение производительным и экономичным зарубежным машинам.

В 2004 г. в стоимостном выражении доля отечественных ресурсов на российском рынке сельхозтехники составляла 59%, а в 2005-м – только 46%, т. е. уже менее половины. Из всех видов техники российская преобладает только на рынке зерноуборочных комбайнов, обеспечивая 70% поставок, однако по сравнению с 2004 г. число проданных отечественных машин сократилось почти на 2 тыс., а возросшая платежеспособность рынка была закрыта импортными поставками (доля импорта возросла с 17 до 30%). В 2005 г. доля закупленных по импорту тракторов составила 73%, в том числе из Белоруссии – 53,4%. В этом сегменте также наблюдается тенденция к снижению доли российских производителей (за год – с 31 до 27%).

Высокая доля импортных тракторов в структуре российского рынка объясняется прежде всего отсутствием производства в России некоторых востребованных на внутреннем рынке моделей тракторов, что стало следствием региональной компоновки отрасли в рамках планового хозяйства СССР, а также отсутствием на протяжении 1990-х годов реального внимания к состоянию дел в отрасли. В 2005 г. увеличился импорт техники по большинству товарных позиций.

Рост импорта во многом связан и с тем, что российские производители с.-х. техники оказываются в неравных конкурентных условиях с импортерами, использующими пробелы в российском таможенном и налоговом законодательстве для получения искусственных преференций. Например, согласно таможенной статистике ежегодно ввоз комбайнов с освобождением от уплаты таможенных платежей (НДС и пошлины) путем их передачи в уставной капитал организации возрастает. В 2002 г. в данном режиме было ввезено 23 комбайна, в 2003 г. – 26, в 2004 г. – 108, в 2005-м – 173. Расширяется и практика ввоза с.-х. техники с занижением таможенной стоимости, что позволяет импортерам избегать уплаты таможенной пошлины и НДС в полном объеме. Для получения искусственных таможенных и налоговых преференций импортеры используют также режим временного ввоза с.-х. техники.

Сильную конкуренцию российским производителям оказывает импорт подержанной техники, доля которой постоянно возрастает. Ценовой демпинг образуется из-за реализуемых в ряде европейских стран программ финансовой поддержки технического перевооружения фермерских хозяйств, что становится причиной снижения цен на подержанную с.-х. технику западноевропейского производства. Эта тенденция является стратегически опасной для всей отрасли сельскохозяйственного машиностроения.

В чем секрет рентабельности продаж

Российская отрасль тракторного и с.-х. машиностроения по своим характеристикам сегодня не относится к числу крупнейших. Объем выпуска продукции в 2005 г. составил 33,5 млрд. руб., доля отрасли составляет 1,5% общего объема выпуска продукции машиностроения, или около 0,3% совокупного объема производства российской промышленности. Тем не менее ежегодно вкладываются средства в создание новых видов техники и обновление технологий. «Ростсельмаш» инвестировал в 2005 г. в развитие 20 млн. USD, а за период с 2000 г. общая сумма инвестиций в предприятие составила 100 млн. USD. Реструктуризации и модернизации производства способствует то, что в сельхозмашиностроении, как и в других отраслях промышленности, сформированы крупные корпорации и холдинги, в том числе концерн «Тракторные заводы» (Липецкий, Владимирский, Онежский тракторные заводы, Промтрактор, Курганмашзавод и др.), Промышленный союз «Новое содружество» (Ростсельмаш, Морозовсксельмаш и др.), «Агромашхолдинг» (Красноярский комбайновый, Волгоградский тракторный заводы и др.), Кировский завод (Петербургский тракторный завод, «Кировец-Ландтехник»). Это позволяет поднять технический уровень зерноуборочных комбайнов и тракторов и расширить их модельные ряды. Важно отметить, что за последние годы разработано и выпущено несколько новых моделей тракторов: К-318 АТМ, ВТ-150, ВТ-200, ВТЗ-2048 и комбайнов – «Вектор», «Руслан», «Садко». По некоторым характеристикам они не уступают мировым аналогам.

Сейчас российская промышленность стоит у своего рода «развилки»: либо с.-х. машиностроение решит задачи модернизации и станет по всем параметрам конкурентоспособной, либо пойдет процесс вытеснения отечественных производителей зарубежными. Поэтому главная цель – повышение конкурентоспособности отечественной техники, и первые шаги для этого уже сделаны. Планируется разработка ведомственных целевых программ по созданию нового гусеничного трактора класса 5,0, нового зерноуборочного комбайна 6-го класса, а также модельного ряда дизельных двигателей мощностью от 60 до 240 л.с. Новая техника будет соответствовать экологическим нормам Euro 3 и Euro 4. Кроме того, Минсельхоз и Минпромэнерго совместно с ОАО «Газпром» разрабатывают проект программы по созданию перспективных двигателей внутреннего сгорания, использующих альтернативные виды топлива, что тоже не менее актуально, ведь сегодня расходы на топливо достигают 30% в себестоимости с.-х. продукции.

Кому протянет руку государство

В ближайшее время предприятия отрасли подготовят предложения технического перевооружения по инвестиционным проектам для участия в конкурсе на выделение средств из Инвестиционного фонда. Вполне возможно, что в процессе подготовки таких заявок предприятиям необходимо будет скооперироваться. Разработан и согласовывается проект технического регламента «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства». Принятие технических регламентов позволит сформировать современную законодательную базу, регулирующую вопросы качества сельхозтехники, экологии и безопасности человека, работающего в сельской местности. Эти документы касаются всех производителей и распространяются на отечественную и импортную технику.

Некоторые экономисты предлагают по аналогии с автомобилестроением распространить на с.-х. машиностроение режим промышленной сборки. При этом будут поощряться предприятия по промышленной сборке сельхозтехники, не имеющей отечественных аналогов. Введение в отрасли режима промышленной сборки позволит «вернуть» в Россию ту часть внутреннего спроса на технику, которая сейчас удовлетворяется за счет импорта и «отверточной» сборки.

Системной проблемой является узкий рынок сбыта. Низкий внутренний спрос на отечественную технику порождает недостаточную загрузку производственных мощностей и почти нулевую рентабельность предприятий отрасли. В результате российские производители с.-х. техники не могут не только выплачивать заработную плату, но и самостоятельно сконцентрировать финансовые ресурсы для более масштабной модернизации производства. Рентабельность продаж в среднем в отрасли не превышает 4%. Загрузка мощностей составляет 10...20% (кроме комбайностроения). Убыточных предприятий в отрасли более 45%. Эти и другие показатели, характеризующие финансовые результаты работы даже наиболее эффективных предприятий отрасли, ниже, чем в среднем в машиностроении.

В настоящее время значительная часть техники для села приобретается через систему Росагролизинга, т. е. за счет государственной поддержки сельского хозяйства. Осуществляется и льготное кредитование с.-х. производителей по линии Россельхозбанка, в основном физических лиц, под одну третью часть ставки рефинансирования. На 01.01.2006 г. кредитный портфель составил 44,4 млрд. руб. Принято решение о снижении ставки лизинга с 4 до 2%, а также увеличении его срока по оборудованию для животноводческих комплексов с 7 до 10 лет. Большое значение имеет и решение по увеличению на 8 млрд. руб. в 2006 г. уставного капитала Росагролизинга, в итоге уставной капитал составил 27 320 млрд. руб.

И все же централизованные закупки за счет средств федерального и региональных бюджетов должны играть более заметную роль. Практика субсидирования крестьян имеет широкое распространение в мире. В ЕС закупки сельхозтехники (производства ЕС) субсидируются на 50%. В США размер субсидий составляет от 15 до 25%.

Более эффективному развитию отрасли должно способствовать также развитие экспорта. До 90% экспорта российской с.-х. техники в настоящее время осуществляется в страны СНГ. Возможности рынков развивающихся стран дальнего зарубежья, где недорогая российская сельхозтехника может быть конкурентоспособной, почти не используются. Вместе с тем расширение географии экспорта продукции российского с.-х. машиностроения – один из вероятных путей решения проблемы недостаточного внутреннего спроса.

На фоне этой безрадостной сельскохозяйственной картины уместно поговорить о влиянии на российскую промышленность торговых отношений с Белоруссией, в первую очередь на тракторостроение. Минский тракторный завод в 2005 г. выпустил 42 тыс. тракторов, около 12 тыс. из них было продано в Россию.

В основном это тракторы мощностью от 80 до 160 л.с. На Елабужском автомобильном заводе было собрано 1600 тракторов. На этом предприятии уже созданы мощности для сборки до 5 тыс. тракторов, с перспективой развития до 7 тыс. Тем самым созданы большие препятствия для организации производства подобных тракторов на Владимирском и Липецком тракторных заводах, имеющих собственные разработки.

Утешительные выводы

Один из базовых принципов современной промышленной политики состоит в том, что выпуск продукции должен ориентироваться на обеспечение имеющегося внутреннего спроса. Другой, не менее важный принцип требует от наших производителей успешно конкурировать с иностранными производителями – как на внутреннем, так и на внешних рынках. Соответственно задача государства состоит в выработке мер, стимулирующих комплексное достижение указанных целей. Эти меры лежат не только в плоскости технической, инновационной или инвестиционной политики. Как показывает мировой опыт, экономический успех может быть достигнут только при наличии скоординированной промышленной, торговой, финансовой и кадровой политики. В рамках такого подхода целесообразно делать ставку на государственно-частное партнерство, рассматривая его как гарантию эффективности использования привлекаемых ресурсов и залог стратегического характера предпринимаемых мер.

Планируется, что в 2006 г. произойдет крупное увеличение выпуска продукции по сравнению с 2005 г.: тракторов – на 18%, кормоуборочных комбайнов – на 15%, зерноуборочных комбайнов – на 33%.



А. Рикошинский Основные Средства 06'2006 3 ноября 2006

Комментарии (1)

нкл.ru
В июне 2010г. можно констатировать, что точка бифуркации (развилка) российским с.х.машиностроением пройдена. практически все заводы в стадии остановки. Читайте завтра.ru, А.И. Фурсова и других - о том что нам усиленно готовят к 2015-18г.г.
16 июня 2010 – 16:42 Ответить