Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Полосы для движения автобусов BRT
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Секреты воздушного фильтра
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин

Промышленность и транспорт Великобритании

А. Рикошинский (По материалам британской прессы)

Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг, дающая 65% ВВП страны, однако велика роль и промышленности – 20% ВВП (в том числе обрабатывающие отрасли – 16%). Транспорт и связь обеспечивают 8% ВВП.

В 2004 г., несмотря на продолжающееся сокращение объемов производства в добывающих отраслях (падение на 7,5%, в том числе в нефтегазодобыче на 8,2%), заметно ускорились темпы роста промышленного производства – они составили 1,3% против 0,4% в 2003 г. Анализ динамики промышленности в разрезе конечного использования продукции показывает, что в 2004 г. относительно высокими темпами росло производство инвестиционных товаров (увеличение на 2,7%) и потребительских товаров длительного пользования (на 3,5%). При этом происходило сокращение объемов производства сырья и материалов на 0,2% и потребительских товаров повседневного спроса на 0,9%. Из отдельных отраслей обрабатывающей промышленности Великобритании относительно высокие темпы роста наблюдались в переработке углеводородного сырья (увеличение на 5,6%), а также машиностроении (на 3,4%), металлургии и металлообработке (на 3,1%), химической промышленности (на 2,3%). В структуре промышленности Великобритании преобладает обрабатывающая промышленность (79,1%), далее идут горнодобывающая промышленность (12,2%), в том числе нефтегазодобывающая (11,2%) и электро-, водо- и газоснабжение (8,7%).

В Великобритании хорошо развита инфраструктура. Основными элементами транспортной инфраструктуры страны являются:

• железные дороги общей протяженностью 34 тыс. км, в том числе электрифицированные около 5 тыс. км, двойные или многопутные – 12,5 тыс. км. Железнодорожная инфраструктура насчитывает 2,5 тыс. станций, 40 тыс. мостов и туннелей. В крупнейших городах, таких как Лондон, Глазго и др., действуют так называемые легкие железные дороги, представленные различными видами наземного метро (221 км и 238 станций);

• автомобильные дороги, общая протяженность которых составляет более 392 тыс. км, из них около 3,5 тыс. км автострад (чуть менее 1% общей протяженности дорог) и более 9,3 тыс. км магистральных дорог (около 2,4%);

• внутренние водные пути (5 тыс. км), более 70 морских и 200 речных торговых портов;

• 140 лицензированных аэропортов, из них 25 наиболее крупных омологированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

В транспортном секторе Великобритании и в смежных отраслях занято 1,4 млн. чел.

Правительство Великобритании не без оснований относит инфраструктуру транспорта к стратегически важным секторам экономики страны – пятый год подряд последовательно реализуется специальная долгосрочная программа по развитию транспортной инфраструктуры страны на период до 2011 г., общая стоимость которой оценивается в 180 млрд. ф. ст., из которых 50 млрд. планируется привлечь из частного сектора. В рамках ее осуществления будет проведена реформа ж.-д. транспорта с целью увеличения пассажирских перевозок на 50% и грузоперевозок на 80%, для чего в эксплуатацию будут переданы 6 тыс. новых вагонов и локомотивов, модернизирована система безопасности движения. В соответствии с планом развития автотранспортной инфраструктуры намечено построить 80 новых и 100 объездных дорог, уложить шумопоглощающее покрытие на 60% магистральных дорог, увеличить на 10% автобусные перевозки, увеличить сеть скоростных дорог на 5% (на 580 км), а также улучшить систему контроля за движением автотранспорта.

Железнодорожный транспорт

За первые три квартала 2004 г. объем пассажироперевозок ж.-д. транспортом возрос на 2,3% по сравнению с таким же периодом 2003 г. и составил 31 млрд. пассажиро-км (I...III кварталы 2003 г. – 30,3 млрд. пассажиро-км). Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом за первые 9 месяцев 2004 г. снизился на 1,2% – до 66,6 млн. т (за такой же период 2003 г. – 67,4 млн. т). Проведенный анализ ситуации на железной дороге показал, что причинами продолжающихся аварий и нарушений расписания движения поездов являются неудовлетворительное состояние железнодорожных путей и неэффективность существующей системы управления железнодорожным транспортом.

Для улучшения ситуации на железных дорогах правительство лейбористов разработало специальный план развития железных дорог Великобритании до 2010 г., в соответствии с которым в отрасль будут привлечены частные инвестиции в размере до 40 млрд. ф. ст., что вместе с бюджетным финансированием отрасли в целом составит 73,5 млрд. ф. ст. Эти средства в основном будут направлены на обновление и модернизацию подвижного состава, железнодорожного полотна, систем безопасности движения поездов и железнодорожных вокзалов с целью качественного повышения уровня предоставляемых услуг и повышения привлекательности железнодорожного транспорта среди потенциальных пассажиров в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими видами транспорта.

В 2004 г. Министерство транспорта Великобритании опубликовало «Белую книгу: Будущее железнодорожного транспорта», дополнительно раскрывающую долгосрочные планы правительства по реорганизации этой отрасли. Так, для исправления складывающейся ситуации на железнодорожном транспорте Великобритании Министерство транспорта планирует к 2006 г. сократить число компаний – операторов пассажирского ж.-д. транспорта с 25 до 16, к 2010 г. – до 10. В этих целях в скором времени начнется процесс пересмотра франчайзинговых договоров с компаниями-операторами, срок действия которых затем будет устанавливаться на период от 2 до 15 лет.

При этом условия франшиз будут пересматриваться через 5 лет для достижения операторами установленных показателей повышения качества пассажироперевозок, увеличения числа поездов и обеспечения безопасности движения.
Политика правительства Великобритании в данной области непосредственно реализуется Министерством транспорта, которое в своей работе опирается на три неправительственные организации.

Автомобильный транспорт

На грузовой автомобильный транспорт Великобритании приходится 82% суммарного тоннажа перемещенных грузов и 62% общего объема грузоперевозок, который оценивается в 150 млрд. т·км. Среднее плечо перевозки грузов составляет 90...95 км. В Соединенном Королевстве зарегистрировано 426 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т, из них 16% – массой 38 т. Общее число компаний – операторов грузовых перевозок составляет 105 тыс., 84% из них располагают автопарком не более 5 грузовиков. Перевозка грузов в основном осуществляется большегрузными автомобилями. Автотранспортом грузоподъемностью более 25 т перемещают 88% грузов. Динамика грузоперевозок большегрузными автомобилями представлена в табл. 1.

В 2004 г. в Соединенном Королевстве насчитывалось более 96 тыс. автобусов, из них 16 400 двухэтажные и 43 200 стандартные автобусы на 40 пассажирских мест и более. Практически все автобусные компании – частные, за исключением 17, которые принадлежат местным органам власти. В Лондоне оперируют 25 автобусных компаний, обслуживающих более 700 маршрутов. На их деятельности весьма положительно сказалось введение платы (5 ф. ст.) за въезд в центр города автомобилей с числом пассажирских мест менее 9.

Авиационный транспорт

В 2004 г. объем перевозок авиационным транспортом, прошедший через аэропорты Великобритании, оценивается в 2,1 млн. т грузов и 176,9 млн. пассажиров, из них британскими авиакомпаниями – 1 млн т грузов и 110 млн. пассажиров. Основная часть перевозок приходится на международные рейсы. В эксплуатации находилось более 920 самолетов, которые обслуживали около 640 внутренних и международных рейсов. Авиационные перевозки в Великобритании осуществляются 50 частными компаниями. Деятельность авиационных компаний Великобритании регулируется Службой гражданской авиации CAA, в задачи которой входят вопросы безопасности полетов, защита прав пассажиров, исследования в природоохранной области, консалтинг и т. п., а также сертификация пассажирских авиалайнеров и их экипажей, выдача лицензий авиационным операторам, контроль за ценами пассажирских билетов на внутренних авиалиниях и размерами сборов в британских аэропортах.

Несмотря на значительные проблемы, возникшие в отрасли за последние несколько лет из-за высоких цен на горючее и реакции рынка на теракты в США, прогнозы развития индустрии авиаперевозок достаточно оптимистичны, так как основные негативные изменения (падение прибылей за счет снижения числа пассажиров и др.) в данной отрасли остались позади. Объемы грузовых и, что важнее, пассажирских перевозок, осуществляемых британскими авиакомпаниями на международных маршрутах, увеличились на 1 и 4,5% соответственно.

В Великобритании имеется около 140 лицензированных гражданских аэропортов. Семь наиболее крупных контролируется коммерческим оператором «British Airport Authority» (ВАА). Вторым по величине оператором аэропортов является компания TBI, которая управляет тремя аэропортами – London Luton, Cardiff International и Belfast International.

Британские власти разработали «Доктрину развития авиационного транспорта», которая предусматривает развитие существующих аэропортов. Только ВАА планирует вложить до 2014 г. в развитие принадлежащих ей аэропортов 8,6 млрд. ф. ст. Согласно прогнозам число авиапассажиров будет увеличиваться на 4% ежегодно в течение следующего десятилетия, а к 2030 г. может вырасти в 2...3 раза. Кроме того, за последние 10 лет перевозка грузов уже увеличилась вдвое.

Морской транспорт

Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность – 15 млн. т. Среди них:

• 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов;

• 453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;

• 47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т.

По данным британского статистического ведомства, 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.

Для обслуживания морских торговых судов и пассажиров, а также обработки грузов в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн. т грузов (из них около 220 млн. т импортных и 180 млн. т экспортных), а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

В Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. Здесь же находятся ведущие регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20% тоннажа мирового морского торгового флота.

Автомобильная промышленность

В автомобильной промышленности страны работает 18 компаний, из которых 11 производят легковые и 7 – грузовые автомобили и автобусы. Число занятых в данном секторе экономики превышает 700 тыс. чел.

Около 80% выпускаемых на территории страны автомобилей производят компании с иностранным капиталом. Единственной национальной компанией по серийному выпуску автомобилей является MG Rover. Из британских заводов иностранных компаний можно отметить Honda в г. Свиндон, Nissan в г. Сандерленд, Toyota в г. Бурнастон (графство Дербишир), BMW в г. Оксфорд, PSA Peugeot Citroёn в г. Ритон (около г. Ковентри).

Интересен тот факт, что в 2004 г. российский бизнесмен Н. Смоленский приобрел компанию TVR, выпускающую около 1 тыс. спортивных автомобилей в год стоимостью около 50 тыс. ф. ст. каждый. Всего в 2004 г. в Великобритании произведено 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 0,7% меньше, чем в 2003 г.

Производство коммерческих автомобилей находится на уровне 190...210 тыс. Выпуск легковых автомобилей для экспорта в 2004 г. по сравнению с 2003 г. повысился на 3,1% – до 1,1 млн. ед., выпуск продукции для внутреннего рынка упал на 9,1% (до 0,5 млн. ед.). Более 70 из каждых 100 автомобилей, производимых в Великобритании, идет на экспорт.

Рынок коммерческих автомобилей Великобритании в 2004 г. характеризовался ростом спроса. В этой связи их производство за год увеличилось на 10,8% (до 209 тыс.). Данный показатель является самым высоким с 1999 г.

Всего в Великобритании в 2004 г. было зарегистрировано 3,4 млн. новых автомобилей, и их число выросло по сравнению с 2003 г. на 5,4%. Наиболее продаваемым автомобилем в Великобритании является Ford Focus, за ним следуют Vauxhall Corsa и Ford Fiesta.

А. Рикошинский (По материалам британской прессы) Основные Средства 10'2005 16 января 2006

Комментарии (0)