Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
О выборе гидромолота
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ

Промышленность и транспорт Великобритании

А. Рикошинский (По материалам британской прессы)

Ведущим сектором британской экономики является сфера услуг, дающая 65% ВВП страны, однако велика роль и промышленности – 20% ВВП (в том числе обрабатывающие отрасли – 16%). Транспорт и связь обеспечивают 8% ВВП.

В 2004 г., несмотря на продолжающееся сокращение объемов производства в добывающих отраслях (падение на 7,5%, в том числе в нефтегазодобыче на 8,2%), заметно ускорились темпы роста промышленного производства – они составили 1,3% против 0,4% в 2003 г. Анализ динамики промышленности в разрезе конечного использования продукции показывает, что в 2004 г. относительно высокими темпами росло производство инвестиционных товаров (увеличение на 2,7%) и потребительских товаров длительного пользования (на 3,5%). При этом происходило сокращение объемов производства сырья и материалов на 0,2% и потребительских товаров повседневного спроса на 0,9%. Из отдельных отраслей обрабатывающей промышленности Великобритании относительно высокие темпы роста наблюдались в переработке углеводородного сырья (увеличение на 5,6%), а также машиностроении (на 3,4%), металлургии и металлообработке (на 3,1%), химической промышленности (на 2,3%). В структуре промышленности Великобритании преобладает обрабатывающая промышленность (79,1%), далее идут горнодобывающая промышленность (12,2%), в том числе нефтегазодобывающая (11,2%) и электро-, водо- и газоснабжение (8,7%).

В Великобритании хорошо развита инфраструктура. Основными элементами транспортной инфраструктуры страны являются:

• железные дороги общей протяженностью 34 тыс. км, в том числе электрифицированные около 5 тыс. км, двойные или многопутные – 12,5 тыс. км. Железнодорожная инфраструктура насчитывает 2,5 тыс. станций, 40 тыс. мостов и туннелей. В крупнейших городах, таких как Лондон, Глазго и др., действуют так называемые легкие железные дороги, представленные различными видами наземного метро (221 км и 238 станций);

• автомобильные дороги, общая протяженность которых составляет более 392 тыс. км, из них около 3,5 тыс. км автострад (чуть менее 1% общей протяженности дорог) и более 9,3 тыс. км магистральных дорог (около 2,4%);

• внутренние водные пути (5 тыс. км), более 70 морских и 200 речных торговых портов;

• 140 лицензированных аэропортов, из них 25 наиболее крупных омологированы Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

В транспортном секторе Великобритании и в смежных отраслях занято 1,4 млн. чел.

Правительство Великобритании не без оснований относит инфраструктуру транспорта к стратегически важным секторам экономики страны – пятый год подряд последовательно реализуется специальная долгосрочная программа по развитию транспортной инфраструктуры страны на период до 2011 г., общая стоимость которой оценивается в 180 млрд. ф. ст., из которых 50 млрд. планируется привлечь из частного сектора. В рамках ее осуществления будет проведена реформа ж.-д. транспорта с целью увеличения пассажирских перевозок на 50% и грузоперевозок на 80%, для чего в эксплуатацию будут переданы 6 тыс. новых вагонов и локомотивов, модернизирована система безопасности движения. В соответствии с планом развития автотранспортной инфраструктуры намечено построить 80 новых и 100 объездных дорог, уложить шумопоглощающее покрытие на 60% магистральных дорог, увеличить на 10% автобусные перевозки, увеличить сеть скоростных дорог на 5% (на 580 км), а также улучшить систему контроля за движением автотранспорта.

Железнодорожный транспорт

За первые три квартала 2004 г. объем пассажироперевозок ж.-д. транспортом возрос на 2,3% по сравнению с таким же периодом 2003 г. и составил 31 млрд. пассажиро-км (I...III кварталы 2003 г. – 30,3 млрд. пассажиро-км). Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом за первые 9 месяцев 2004 г. снизился на 1,2% – до 66,6 млн. т (за такой же период 2003 г. – 67,4 млн. т). Проведенный анализ ситуации на железной дороге показал, что причинами продолжающихся аварий и нарушений расписания движения поездов являются неудовлетворительное состояние железнодорожных путей и неэффективность существующей системы управления железнодорожным транспортом.

Для улучшения ситуации на железных дорогах правительство лейбористов разработало специальный план развития железных дорог Великобритании до 2010 г., в соответствии с которым в отрасль будут привлечены частные инвестиции в размере до 40 млрд. ф. ст., что вместе с бюджетным финансированием отрасли в целом составит 73,5 млрд. ф. ст. Эти средства в основном будут направлены на обновление и модернизацию подвижного состава, железнодорожного полотна, систем безопасности движения поездов и железнодорожных вокзалов с целью качественного повышения уровня предоставляемых услуг и повышения привлекательности железнодорожного транспорта среди потенциальных пассажиров в условиях ужесточения конкурентной борьбы с другими видами транспорта.

В 2004 г. Министерство транспорта Великобритании опубликовало «Белую книгу: Будущее железнодорожного транспорта», дополнительно раскрывающую долгосрочные планы правительства по реорганизации этой отрасли. Так, для исправления складывающейся ситуации на железнодорожном транспорте Великобритании Министерство транспорта планирует к 2006 г. сократить число компаний – операторов пассажирского ж.-д. транспорта с 25 до 16, к 2010 г. – до 10. В этих целях в скором времени начнется процесс пересмотра франчайзинговых договоров с компаниями-операторами, срок действия которых затем будет устанавливаться на период от 2 до 15 лет.

При этом условия франшиз будут пересматриваться через 5 лет для достижения операторами установленных показателей повышения качества пассажироперевозок, увеличения числа поездов и обеспечения безопасности движения.
Политика правительства Великобритании в данной области непосредственно реализуется Министерством транспорта, которое в своей работе опирается на три неправительственные организации.

Автомобильный транспорт

На грузовой автомобильный транспорт Великобритании приходится 82% суммарного тоннажа перемещенных грузов и 62% общего объема грузоперевозок, который оценивается в 150 млрд. т·км. Среднее плечо перевозки грузов составляет 90...95 км. В Соединенном Королевстве зарегистрировано 426 тыс. грузовых автомобилей массой более 3,5 т, из них 16% – массой 38 т. Общее число компаний – операторов грузовых перевозок составляет 105 тыс., 84% из них располагают автопарком не более 5 грузовиков. Перевозка грузов в основном осуществляется большегрузными автомобилями. Автотранспортом грузоподъемностью более 25 т перемещают 88% грузов. Динамика грузоперевозок большегрузными автомобилями представлена в табл. 1.

В 2004 г. в Соединенном Королевстве насчитывалось более 96 тыс. автобусов, из них 16 400 двухэтажные и 43 200 стандартные автобусы на 40 пассажирских мест и более. Практически все автобусные компании – частные, за исключением 17, которые принадлежат местным органам власти. В Лондоне оперируют 25 автобусных компаний, обслуживающих более 700 маршрутов. На их деятельности весьма положительно сказалось введение платы (5 ф. ст.) за въезд в центр города автомобилей с числом пассажирских мест менее 9.

Авиационный транспорт

В 2004 г. объем перевозок авиационным транспортом, прошедший через аэропорты Великобритании, оценивается в 2,1 млн. т грузов и 176,9 млн. пассажиров, из них британскими авиакомпаниями – 1 млн т грузов и 110 млн. пассажиров. Основная часть перевозок приходится на международные рейсы. В эксплуатации находилось более 920 самолетов, которые обслуживали около 640 внутренних и международных рейсов. Авиационные перевозки в Великобритании осуществляются 50 частными компаниями. Деятельность авиационных компаний Великобритании регулируется Службой гражданской авиации CAA, в задачи которой входят вопросы безопасности полетов, защита прав пассажиров, исследования в природоохранной области, консалтинг и т. п., а также сертификация пассажирских авиалайнеров и их экипажей, выдача лицензий авиационным операторам, контроль за ценами пассажирских билетов на внутренних авиалиниях и размерами сборов в британских аэропортах.

Несмотря на значительные проблемы, возникшие в отрасли за последние несколько лет из-за высоких цен на горючее и реакции рынка на теракты в США, прогнозы развития индустрии авиаперевозок достаточно оптимистичны, так как основные негативные изменения (падение прибылей за счет снижения числа пассажиров и др.) в данной отрасли остались позади. Объемы грузовых и, что важнее, пассажирских перевозок, осуществляемых британскими авиакомпаниями на международных маршрутах, увеличились на 1 и 4,5% соответственно.

В Великобритании имеется около 140 лицензированных гражданских аэропортов. Семь наиболее крупных контролируется коммерческим оператором «British Airport Authority» (ВАА). Вторым по величине оператором аэропортов является компания TBI, которая управляет тремя аэропортами – London Luton, Cardiff International и Belfast International.

Британские власти разработали «Доктрину развития авиационного транспорта», которая предусматривает развитие существующих аэропортов. Только ВАА планирует вложить до 2014 г. в развитие принадлежащих ей аэропортов 8,6 млрд. ф. ст. Согласно прогнозам число авиапассажиров будет увеличиваться на 4% ежегодно в течение следующего десятилетия, а к 2030 г. может вырасти в 2...3 раза. Кроме того, за последние 10 лет перевозка грузов уже увеличилась вдвое.

Морской транспорт

Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так называемых «длинных» тонн; их суммарная грузоподъемность – 15 млн. т. Среди них:

• 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн. т для перевозки нефти, газа и химикатов;

• 453 судна дедвейтом 9,3 млн. т, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов;

• 47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тыс. т.

По данным британского статистического ведомства, 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном Королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.

Для обслуживания морских торговых судов и пассажиров, а также обработки грузов в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн. т грузов (из них около 220 млн. т импортных и 180 млн. т экспортных), а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

В Лондоне расположена штаб-квартира Международной морской организации, входящей в структуру ООН, а также представительства более 120 судовладельческих компаний мира. Здесь же находятся ведущие регистровые компании. В частности, «Ллойдовский морской регистр», являющийся старейшим и вторым в мире (после японского «Society Class NK») классификационным обществом, в котором зарегистрировано до 20% тоннажа мирового морского торгового флота.

Автомобильная промышленность

В автомобильной промышленности страны работает 18 компаний, из которых 11 производят легковые и 7 – грузовые автомобили и автобусы. Число занятых в данном секторе экономики превышает 700 тыс. чел.

Около 80% выпускаемых на территории страны автомобилей производят компании с иностранным капиталом. Единственной национальной компанией по серийному выпуску автомобилей является MG Rover. Из британских заводов иностранных компаний можно отметить Honda в г. Свиндон, Nissan в г. Сандерленд, Toyota в г. Бурнастон (графство Дербишир), BMW в г. Оксфорд, PSA Peugeot Citroёn в г. Ритон (около г. Ковентри).

Интересен тот факт, что в 2004 г. российский бизнесмен Н. Смоленский приобрел компанию TVR, выпускающую около 1 тыс. спортивных автомобилей в год стоимостью около 50 тыс. ф. ст. каждый. Всего в 2004 г. в Великобритании произведено 1,6 млн. легковых автомобилей, что на 0,7% меньше, чем в 2003 г.

Производство коммерческих автомобилей находится на уровне 190...210 тыс. Выпуск легковых автомобилей для экспорта в 2004 г. по сравнению с 2003 г. повысился на 3,1% – до 1,1 млн. ед., выпуск продукции для внутреннего рынка упал на 9,1% (до 0,5 млн. ед.). Более 70 из каждых 100 автомобилей, производимых в Великобритании, идет на экспорт.

Рынок коммерческих автомобилей Великобритании в 2004 г. характеризовался ростом спроса. В этой связи их производство за год увеличилось на 10,8% (до 209 тыс.). Данный показатель является самым высоким с 1999 г.

Всего в Великобритании в 2004 г. было зарегистрировано 3,4 млн. новых автомобилей, и их число выросло по сравнению с 2003 г. на 5,4%. Наиболее продаваемым автомобилем в Великобритании является Ford Focus, за ним следуют Vauxhall Corsa и Ford Fiesta.

А. Рикошинский (По материалам британской прессы) Основные Средства 10'2005 16 января 2006

Комментарии (0)