Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 1
Российские сорта дизельного топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Полосы для движения автобусов BRT
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства

Минский тракторный (ч.1)

Становление лидера отрасли

В. Гар, Юрий Петров

Официальной датой рождения Минского тракторного завода считается 26 мая 1946 г., когда было подписано постановление Совмина № 1142. Проектируемое предприятие должно было освоить выпуск сельскохозяйственных тракторов КД-35 («Кировец» дизельный), производство которых передавалось сюда из Липецка. Суточная расчетная мощность завода составляла тогда 50 с.-х. тракторов, и в процессе возведения новых корпусов производство планировалось наращивать в несколько этапов.

В послевоенном разрушенном Минске был острый дефицит крытых помещений, и между наркоматами шла битва за каждое уцелевшее после бомбежек здание. Строители жили в палаточном лагере, а первые тракторы были выпущены фактически под открытым небом, в наспех приспособленных мастерских, поскольку весь 1947 г. продолжался монтаж оборудования корпуса сборочного цеха.

Несложный даже по тем временам КД-35 выпускали в Минске всего два года: с 1946-го по 1948 г. было собрано около 2500 тракторов, после чего завод перешел на выпуск пусковых карбюраторных двигателей ПД-10, а с начала 1950 г. начал изготавливать дизели Д-35, которые отправляли в Липецк.

 

К выпуску тракторов завод вернулся лишь в 1950-х. 15 августа 1951 г. из сборочного цеха вышел первый в мире трелевочный газогенераторный трактор КТ-12, разработанный на Кировском заводе, но его серийное производство началось лишь в 1953 г. В дальнейшем, после модернизации, трактор получил индекс КТ-12А. Использование газогенератора оправдывало себя лишь на заготовке древесины при трелевке нераскряжеванного леса от места валки к верхнему складу, где больше всего древесных отходов, служащих топливом для газогенератора. На КТ-12А в передней части был установлен автомобильный 36-сильный двигатель УралЗИС-352Т, изготовленный на базе карбюраторного ЗИС-5М. Он отличался более высокой степенью сжатия, конструкцией впускного и выпускного коллекторов, что обу-словлено его приспособленностью для работы на генераторном газе, получаемом от сжигания древесных чурок. Газогенератор Т2Г с «циклоном» и фильтром тонкой очистки газа располагался за кабиной. Траки гусениц были литые из стали с плавающими незакрепленными пальцами.

ТДТ-40 (1956 г.)

Сформированный на МТЗ кон-структорский отдел в период с 1948-го по 1953 г. самостоятельно спроектировал два типа первых в Советском Союзе тракторов средней мощности на пневматических шинах низкого давления. Первый трактор – МТЗ-1 предназначался для обработки высокостебельных культур, имел высокий (до 640 мм) агротехнический просвет и сближенную ошиновку передних колес. Второй – универсальный трактор МТЗ-2 с регулируемой колеей передних колес предназначался для пропашных работ. 14 октября 1953 г. начался серийный выпуск МТЗ-2, ставшего родоначальником большого семейства тракторов «Беларусь». Обе модели были оборудованы ходоуменьшителем, блокировкой дифференциала и навесной системой НС-37.

В ознаменование 50-летия выпуска первого советского трактора в течение месяца на выпускаемые МТЗ-2 наклеивали специальные стикеры, а в 1971 г., в честь 25-летнего юбилея с момента основания Минского тракторного завода, первенец МТЗ-2 был водружен на постамент перед центральной проходной завода. Кроме Минского тракторного, выпускавшего МТЗ-2 до 1958 г., его производство с 1954 г. велось также на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

Параллельно с началом производства колесных тракторов на заводе в 1954 г. разработана конструкция трелевочного трактора ТДТ-40 для вывозки хлыстов с лесосеки. С мая 1956 г. началось его серийное производство. ТДТ-40 также широко использовали на лесосплаве, для различных транспортных работ в условиях бездорожья. Одновременно с этим начался выпуск трелевочных тракторов ТДТ-60, производство которых в том же месяце передали на Алтайский завод (ныне «Алттрак»), и были построены опытные образцы дизеля Д-50.

Т-50В (1959 г.)

До 1957 г. колесные тракторы МТЗ комплектовали вихрекамерным дизелем Д-36, а с 1958 г. начали устанавливать Д-40К с пусковым двигателем ПД-10М. После первой значительной модернизации трактор стали выпускать под маркой МТЗ-5 (его первые образцы были готовы уже в январе 1956 г.), а после установки на нем раздельно-агрегатной гидравлической навесной системы – МТЗ-5К. Новая 10-ступенчатая коробка передач позволяла отказаться от демультипликатора. На 40-сильном двигателе вместо фильтра тонкой очистки АСФО установлена реактивная центрифуга; была увеличена до 50 л вместимость трансмиссии и до 22,5 л вместимость гидравлической системы, установлены широкие передние колеса 5,50-16”. МТЗ-5 стал первым отечественным трактором, выпускавшимся в большом числе модификаций: МТЗ-5Л (с 1958 г.), модификация МТЗ-5ЛС с электростартером, модернизированный в 1961-м МТЗ-5М и его версия МТЗ-5МС с электростартером. Завод выпускал и тракторы МТЗ-5ЛС на полугусеничном ходу (гусеничная лента, надеваемая на заднее колесо с «ленивцем» спереди) и МТЗ-5К на арочных шинах для работы на переувлажненных почвах. В ряд модификаций МТЗ-5 с 1958 г. входили и полноприводные МТЗ-7Л, МТЗ-7М, МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС с передним ведущим мостом, в котором использованы узлы ГАЗ-63. Такое решение было вынужденным – высокий кожух моста с картером под дифференциал снижал агротехнический просвет, и впоследствии был разработан собственный ведущий мост.

КТ-12 (1951–1954 гг.)

В истории минских тракторостроителей не было и года, чтобы не произошло какое-либо знаменательное событие. В 1958-м завод выпустил 100-тысячный трактор, на всемирной выставке в Брюсселе трелевщику ТДТ-60 присудили Гран-при, а МТЗ-5 и МТЗ-7 удостоили почетных дипломов. Производство этих тракторов в Минске велось до 1962 г., тогда как Южный машиностроительный завод МТЗ-5 выпускал их еще целое десятилетие.

С 1961 г. вступил в строй Минский моторный завод, было налажено производство универсального колесного МТЗ-50 и чуть позже – полноприводного МТЗ-52. За разработку этих тракторов тягового класса 1,4, а также МТЗ-7 завод награжден Дипломом I степени ВДНХ. В январе 1962-го осуществлен безостановочный переход к серийному производству трактора переходной модификации МТЗ-50ПЛ с дизелем Д-40. Базовый трактор МТЗ-50 комплектовали 54-сильным дизелем Д-50, который также устанавливали на все модификации этой модели.

В декабре 1964 г. началось производство сразу нескольких моделей тракторов: хлопководческого МТЗ-50Х с трехопорной ходовой частью, полноприводного МТЗ-52, который спустя два года на Лейпцигской Международной ярмарке получил Золотую медаль, и гусеничных машин – виноградникового Т-54В и свекловодческого Т-54С. Минский тракторный завод становится центром и фактически отраслевым КБ по разработке колесных тракторов. Богатый научно-кадровый потенциал вкупе с широкомасштабными НИОКР позволил сократить цикл разработки новых тракторов до двух лет, и этот показатель удерживается до сих пор. В 1965 г. выпущены опытные скоростные тракторы МТЗ-60 (4х2) и МТЗ-62 (4х4) с дизелем Д-60 и кабиной с панорамным трехсекционным остеклением, которое применяли также на опытных моделях МТЗ-50 и МТЗ-52.

МТЗ-2 (1953–1958 гг.)

Спустя четыре года серию «полтинников» подвергли рестайлингу, и модельный ряд стал выглядеть так: базовый МТЗ-50А, трехколесный МТЗ-50Х1, крутосклонный МТЗ-50АК, полноприводный МТЗ-52А, крутосклонный МТЗ-52АК, низкоклиренсный МТЗ-52АН. Завод выпускал и специализированные версии: хлопковый МТЗ-50Х2 и МТЗ-50У со сближенными, как у МТЗ-1, передними колесами, портальный МТЗ-50К, полугусеничные МТЗ-50АПГ и МТЗ-50ПГХ.

С началом выпуска тракторов МТЗ-50, -52 совпало интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. В конце 1960-х марка «Беларусь» становится головным брендом и для некоторых других отечест-венных тракторов, поставляемых Трактороэкспортом за рубеж. Производство набирало обороты, и с конвейера в 1960-х ежегодно сходило примерно 90 000 тракторов. В 1972 г. завод выпустил миллионный трактор, которым стал МТЗ-52А. Его подарили Герою Социалистического Труда трактористке Минской области Надежде Ивановне Куницкой. Машина проработала в колхозе без капитального ремонта 10 лет, а затем именной трактор оставили труженице в личное пользование.

Свою первую правительственную награду завод получил 25 июля 1966 г. МТЗ был награжден орденом Ленина «За достигнутые успехи в работе, создание новых конструкций машин и внедрение передовой технологии».

МТЗ-50К (1962–1969 гг.)

13 октября 1970 г. завод отрапортовал о выполнении производственного задания VIII пятилетки, а 3 декабря тракторам МТЗ-50 и МТЗ-52Л присвоили государственный «Знак качества». Буквально вслед за этим, в конце января, коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции. Формулировка «За большие успехи в выпуске тракторов, в использовании производственных мощностей и создании конструкций высокопроизводительных тракторов» подразумевала заочный кредит доверия коллективу предприятия.

В том же 1971-м завод со-брал опытный образец трактора МТЗ-80 с дизелем Д-240, который серийно начнут выпускать еще через три года. В последующем именно «80-я» серия станет визитной карточкой завода. Это самый массовый трактор в мире выпускают и сейчас в разных модификациях, в том числе полно-приводный МТЗ-82. Само же поколение МТЗ-50, -52 продержалось в производстве до 1974 г.

(Окончание следует)

 

 

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Трактор МТЗ
Юрий Петров, В. Гар Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)