Отечественные автокраны

А.Гар

В тридцатые годы коммунистическая партия, получившая абсолютную власть в стране, объявляет курс на ее индустриализацию. Строятся первые ГЭС, железные дороги, мосты, заводы, домны... Ведется поиск полезных ископаемых. И, конечно же, строятся новые жилые кварталы. Именно тогда становится очевидной необходимость в мобильных кранах, смонтированных на самоходном шасси.

Один из первых отечественных автокранов – АК-3 «Январец»

Первый отечественный автомобильный кран АТП-1 был выпущен в 1934 году ленинградским заводом «Красный металлист». Он имел грузоподъемность в полторы тонны, мог поднимать груз на высоту до 3 м и монтировался на шасси грузовика Я-5. Перед войной производство этих кранов не превышало 150 штук в год. Нагрузка, ложащаяся на плечи подобных машин, велика, срок службы недолог и такого количества было явно недостаточно.

Следующий автокран базировался уже на шасси трехосного автомобиля ЗИС-6 (6 х 4). Его изготовление было начато Одесским автокрановым заводом в 1941 году. Грузоподъемность этой машины с тросово-блочным приводом достигала 3 тонн, а высота подъема крюка увеличилась до 5 метров. Автокран получил индекс АК-3 и собственное имя – «Январец» (поскольку выпускался заводом, носившим имя «Январское восстание»). Несколько позже он прошел модернизацию и продержался в производстве в общей сложности до 1950 года.

Ставропольские К-2,5-1Э шли главным образом в колхозы и совхозы

Война отнюдь не способствовала росту выпуска крановой техники. Так, в 1946 году было изготовлено 116 автомобильных кранов. Между тем потребность в таких машинах была крайне велика. Нужно было восстановить заводы и фабрики, рудники Кривого Рога и шахты Донбасса, металлургические предприятия Юга и машиностроительные заводы Харькова и Сталинграда, нефтяные скважины Майкопа и Грозного, электростанции, в том числе и Днепрогэс, неисчислимое количество жилых домов. Все это требовало увеличения производства автокранов, выпуск которых в 1950 году составил 4152 штуки.

В 50-е годы в нашей стране появляются новые крановые заводы – в городах Балашихе и Ставрополе. На Львовском заводе автопогрузчиков, в цехе, распологавшемся в г. Дрогобыче и позднее ставшим Дрогобычским крановым заводом, было налажено производство канатно-блочных автомобильных кранов с решетчатой гнутой стрелой и механическим приводом. Первыми моделями завода стали К-32 грузоподъемностью 3 тонны с высотой подъема до 7,5 метров и К-42 грузоподъемностью 4,5 тонны и той же высотой подъема. Их монтировали на шасси автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164 соответственно.

К сожалению, названные краны имели недостаточную прочность рам на скручивание, что нередко приводило к их перекосу, появлению трещин в лонжеронах, прогибам косынок. Им на смену пришли модели АК-5, АК-5Г, ГКМ-5,0 на шасси ЗИЛ-164. Первые два имели дизель-электрический, а последний – механический привод. Новинкой стали башенно-стреловые краны КТС-3, КТС-3Г, КТС-3Б грузоподъемностью 3,5 тонны с решетчатыми стрелами, монтировавшиеся на шасси ЗИЛ-120/164.

В 1960 году появилась самая, пожалуй, удачная модель завода – ЛАЗ-690. Она имела гнутую стрелу, обладала грузоподъемностью 3 тонны и могла поднимать груз на высоту до 7,2 метра. С 1963 года эта машина стала снабжаться потенциометрическим ограничителем грузоподъемности.

К-68А на шасси МАЗ

Эти краны можно было встретить во всех уголках страны. Они участвовали в перегрузках в портах и на складах, выполняли погрузо-разгрузочные работы, участвовали в сельском строительстве, дорожных работах, трудились на городских новостройках.

В Ставрополе началось производство легких кранов, монтировавшихся на шасси ГАЗ-51/51А. Они имели решетчатую стрелу и блочно-тросовый механический привод. Первая модель – К-2,5-1Э грузоподъемностью 3 тонны с высотой подъема крюка до 5 метров. Ее выпуск длился с 1950 по 1955 год. Затем появились К-2,5-1ЭА, имевшая грузоподъемность 2,5 т и высоту подъема крюка 5,5 м, и КС-0561А. Последний кран при тех же характеристиках базировался на шасси ГАЗ-51А и обладал гидроприводом механизмов.

В те же годы была выпущена ограниченная партия кранов К-2,5-2. Изюминка этой машины грузоподъемностью 2,5 т и высотой подъема 5 м заключалась в необычном шасси. Кран монтировался на автомобиле ГАЗ-63 (4 х 4), снабженном двускатной ошиновкой задних колес. Сами же колеса использовались от грузовика Урал-355М. Кроме этого крановую установку приводил в действие собственный двигатель – Д-37М.

КС-2561 поначалу монтировали на шасси ЗиЛ-164, а потом – ЗиЛ-130 (на рисунке)

Ставропольские краны в основном направлялись в колхозы и совхозы. Считалось, что машины на шасси ЗИЛ слишком велики для таких хозяйств. Из-за малой грузоподъемности и небольшой высоты подъема краны на шасси ГАЗ-51/51А/63/63А по-настоящему широкого распространения не получили.

1951 году начал работать Балашихинский крановый завод. Он стал специализироваться на производстве автокранов с механическим приводом, решетчатыми стрелами с гибкой (канатной) системой на шасси автомобилей ЗИЛ. Здесь выпускались АК-2,5 грузоподъемностью 7,5 т с высотой подъема 7,5 м, АК-3 и АК-5 (соответственно трех- и пятитонные), КС-2561 (Д). Грузоподъемность последних кранов составляла 6,3 т, а высота подъема – от 6,6 до 11, а с гуськом могла достигать и 13 метров. Поначалу носителями этих машин стали грузовики ЗИЛ-164, а позднее и ЗИЛ-130.

Объекты строительства как в городах, так и в сельской местности становились все крупнее и крупнее. Везде требовалась более мощная техника. А потому важной вехой в краностроении стал выпуск мощных кранов на шасси дизельных грузовиков.

Ленинградский завод «Красный металлист» монтировал краны К-104 на шасси КрАЗ-219 (6х4). Это была многомоторная канатно-блочная машина с решетчатой стрелой грузоподъемностью 10 т и высотой подъема от 9,5 до 16 метров.

Ивановский завод начал производство кранов на шасси МАЗ-200. Одним из них был К-164 (КС-2562) – дизель-механический. Машина имела грузоподъемность 6,3 т и высоту подъема до 7 метров. Вторым стал К-612 грузоподъемностью 6,3 т с высотой подъема 8 метров.

К-162 стал новым краном на шасси нового поколения...

Еще один кран на шасси МАЗ-200 выпускался на юге, в Туапсе. ДЭК-51 – так он назывался – имел дизель-механический привод, грузоподъемность 6 т и высоту подъема крюка до 7 метров. Вслед за этой машиной завод начал производство дизель-электрических кранов К-51, К-52, К-52М, К-51П, К-53 с теми же параметрами, устанавливавшихся на шасси МАЗ-200/200П. Вообще же на протяжении выпуска этого двухтактного дизельного грузовика в Туапсе на него монтировали краны К-61, К-61А, К-61М с дизель-механическим приводом грузоподъемностью 6 т с высотой подъема крюка 7 м, К-68, К-68А, К-69, оснащенный ограничителем грузоподъемности ОГП-1, а также МКА-10 и МКА-20А, имевшие грузоподъемность 10 т и высоту подъема крюка 10 метров. Здесь же делали 16-тонные механические краны МКА-16, способные поднять груз на высоту 10,5 м и стоявшие на шасси КрАЗ-219.

В середине 60-х у автомобилестроителей прошло обновление модельного ряда. На шасси новых грузовиков стали монтироваться и новые модели кранов. Но это уже другая страничка отечественного краностроения.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Автокран История
А.Гар Основные Средства 12'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)