Рекордная транспортировка реактора

28 октября 2013 г. на территории Ачинского НПЗ был зафиксирован рекорд: автомобильная перевозка самого крупногабаритного и сверхтяжелого груза весом 1306 т на сверхдальнее расстояние 203 км от причала дер. Кубеково (Емельяновский р-н Красноярского края) до промышленной площадки ОАО «АНПЗ ВНК» (Большеулуйский р-н Красноярского края).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рекорд зафиксировал главный редактор Книги рекордов России А. Свистунов: «Это престиж не только Ачинского НПЗ, не только транспортной компании «Спецтяжавтотранс», которая с честью доставила этот невероятно тяжелый груз, но это престиж всей страны!» Такой протяженной автомобильной перевозки негабаритного груза мировая инженерная практика еще не знала. Проект перевозки готовился в течение шести месяцев.

А началась эта уникальная операция 27 августа: четыре реактора гидрокрекинга общей массой свыше 2,5 тыс. т отправились в путь на автомобильном транспорте на Ачинский нефтеперерабатывающий завод в Красноярском крае.

Длина самого тяжелого реактора составляла 48,5 м, диаметр – 4,4 м, вес с деталями крепления – 1306 т. Реактор являлся основным элементом комплекса гидрокрекинга, который включал 6 технологических установок и 57 объектов общезаводского хозяйства.

Доставкой сверхтяжелого груза по автодорогам занималась Группа компаний «Спецтяжавтотранс», которая была создана 35 лет назад специальным Постановлением Совета Министров СССР. В то время она называлась автоколонна «Спецтяжавтотранс», которая стала экспериментальным полем для создания комплексной технологии перевозок негабаритных грузов большой массы. Наша страна тогда решала задачу по созданию большой химии. Два первых реактора весом по 250 т каждый «Спецтяжавтотранс» вез для нового строящегося химического завода в Будённовске. Сейчас такой вес вызывает улыбку, а для того времени это был прорыв.

Сегодня ГК «Спецтяжавтотранс» – единственная в России компания, которая осуществляет весь комплекс инжиниринговых услуг от проектирования объектов химической, нефтехимической промышленности и энергетики до поставки оборудования и установки его в монтажное положение, перевозки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Реактор-рекордсмен для Ачинского НПЗ был изготовлен в Италии компанией Belleli Energy CPE s.r.l., из порта Мантова перевезен в Роттердам, оттуда – в Мурманск. Северным морским путем он доставлен до устья Енисея, а затем по Енисею – до временного причала в районе дер. Кубеково под Красноярском.

Далее реактор нужно было доставлять автомобильным транспортом. Специалисты ГК «Спецтяж­автотранс» провели исследование дорожного полотна и откосов, мостов и переходов, линий электропередачи, состояния грунта вдоль трассы следования. Были сделаны расчеты, смоделирован маршрут. Проект утвердили в соответствующих государственных органах.

По маршруту следования реактор преодолел крутые подъемы и спуски (до 12%), 168 линий электропередачи и 21 сложнейшее препятствие, связанное с особенностями рельефа и инфраструктуры. По ходу движения оборудование пересекло 16 рек и ручьев шириной от 3 до 50 м. Трудность также представляли путепроводы через железные дороги (в районе н. п. Старцево, через Транссибирскую магистраль в районе н. п. Шушково и в районе г. Ачинска), путепровод над автодорогой «Глубокий обход г. Красноярска», пешеходный переход над трассой М53 в пос. Емельяново.

«С точки зрения красоты инженерных решений интерес представляет операция по подъему пешеходного моста через федеральную трассу, – рассказывает С. Тропин, председатель правления Группы компаний «Спецтяжавтотранс». – С помощью специального такелажного оборудования мост длиной 39 м был приподнят почти на 2 м. Под ним прошла автоколонна с реакторами, и затем с точностью до миллиметра мостовой переход был вновь опущен на прежнее место. На первый взгляд простая идея, но она потребовала смелости, точного расчета, слаженной работы специалистов и техники на всех этапах операции».

Реактор гидрокрекинга доставлен для установки на Ачинский НПЗ в рамках модернизации производства: в результате это позволит выпускать продукцию по европейскому экологическому стандарту Euro 5. «После пуска комплексов АНПЗ при том же объеме переработки нефти, около 7,5 млн. т в год, сможет увеличить производство светлых нефтепродуктов – бензинов, дизельного топлива, авиатоплива – более чем на 2 млн. т в год», – отметил А. Кинзуль, генеральный директор ОАО «АНПЗ ВНК».

Для транспортировки негабаритного груза Группа компаний «Спецтяжавтотранс» использовала самое современное специализированное оборудование – самоходное модульное транспортное средство Cometto. «Спецтяжавтотранс» сотрудничает с компанией-производителем Industrie Cometto S.p.A. (Италия) с 2009 г. За это время было приобретено в общей сложности 84 линии осей модулей и 3 силовых агрегата. «Мы прекрасно понимали значимость данного проекта, поэтому логистическая и сервисная службы ООО «БЭСТ ТЕХНИК» – официального эксклюзивного дистрибьютора Industrie Cometto S.p.A. в России – приложили максимум усилий, чтобы обеспечить всю возможную поддержку операторов перевозчика. Надеюсь, мы оправдали ожидания нашего покупателя», – говорит И. Крупин, директор представительства Cometto в РФ.

Реактор-рекордсмен перевозили на платформе длиной около 36 м, состоящей из 24 сдвоенных осей. На каждой оси по 16 колес. Получается, что весь вес распределяется по этой длине на 384 колеса. Скорость движения платформы с грузом – не более 3 км/ч.

«На одно колесо приходилась нагрузка в 3,87 т, что сопоставимо с нагрузкой на колесо груженого самосвала, так что целостность дорожного полотна была сохранена. Дополнительного укрепления дороги не потребовалось, а вот расширение проезжей части и обустройство поворотов было необходимо, и мы его выполнили, – комментирует С. Тропин. – В проекте транспортировки применены десятки уникальных инженерных решений. Эти решения позволили нам не только осуществить сложнейшую с технической точки зрения операцию, но и сохранить инфраструктуру на протяжении всего маршрута, сохранить экологию края».

компании по теме статьи
компании по теме статьи