КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России

В гостях «за семью замками»

БелАЗ

Павел Гаманьков

В далекие советские времена движение на дорогах жодинского полигона Белорусского автомобильного завода не останавливалось ни на секунду – днем, для отвода глаз, испытывались серийные карьерные самосвалы, а ночью на дороги выходили машины стратегического назначения, знать о которых могли лишь избранные. Под утро спецтехнику загоняли в ангары, где она дожидалась следующей ночи. В те годы БелАЗ был недоступен для посещения посторонним, и не приходилось даже мечтать о том, чтобы осмотреть цехи завода или хотя бы площадки готовой продукции.

Прошли годы, белорусский автогигант перевели «на мирные рельсы», гриф «совершенно секретно» сняли, но попасть на территорию одного из крупнейших в мире автозаводов все так же непросто, даже представителям СМИ. Огромный бюрократический аппарат остался в наследство от советской эпохи – на заводе до сих пор существует отдел по идеологической работе (для чего он нужен на коммерческом предприятии?) и даже ячейка БРСМ (Белорусский Республиканский Союз Молодежи – аналог советского Ленинского Комсомола)! Единственной возможностью взглянуть на жизнь завода изнутри остается день открытых дверей БелАЗа, когда каждый желающий может пройти мимо охраны транспортной проходной, осмотреть выставленную продукцию и даже попасть в некоторые цехи предприятия. Вполне понятно, и мы не упустили возможность полюбоваться белорусскими автомобилями-гигантами, тем более что в этом году у БелАЗа юбилей – 60 лет со дня основания.

Мегасамосвал
В прошлом году, также на дне открытых дверей, посетителям показали, без преувеличений, сенсационный автомобиль – карьерный самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 т, одну из самых больших машин в мире. Существуют самосвалы, превосходящие белорусский 320-тонник по грузоподъемности, но по габаритным размерам БелАЗ на несколько сантиметров больше основных конкурентов и на самом деле является самым крупным в мире! Взрослый человек с трудом дотягивается даже до середины колеса, для обслуживания заднего моста надо залезть внутрь через специальный люк, а лестница для доступа к силовому агрегату подвешена на гидроцилиндре рулевого механизма БелАЗ-75600!
В этом году самосвал-гигант также представили публике, но в совершенно ином статусе. На момент выставки в прошлом сентябре было собрано всего два 320-тонника, их называли экспериментальной продукцией. Одна из тех машин проходила эксплуатационные испытания в Бачарском разрезе УК «Кузбасразрезсуголь», вторая только-только сошла с конвейера. На сегодняшний день выпущено около десятка БелАЗ-75600, и это уже серийная продукция завода.
Напомним, что флагманы Белорусского автозавода оснащают 3500-сильными дизелями Cummins QSK-78-C с электронной системой управления. Этот силовой агрегат через тяговый генератор «питает» электродвигатели Siemens мощностью 1200 кВт. С ними машина развивавает максимальную скорость 64 км/ч. Полная масса самосвала – 560 т, снаряженная – 240 т.

Новинка с серединки на половинку
Среди показанной в этом году техники новинок было не много. Единственной моделью, которую с натяжкой можно назвать новой модификацией, является поливооросительная машина БелАЗ-76473, предназначенная для работы в карьерах открытых разработок. Она создана на базе 45-тонного шасси, оснащена веерной системой орошения, состоящей из шести раздельных форсунок. Для орошения труднодоступных мест предусмотрен 10-метровый рукав. При необходимости «поливалку» можно использовать в качестве пожарного автомобиля. С помощью так называемой «гайки Богданова» к машине можно прикрепить пожарный шланг стандартного размера. Правда, такая работа по плечу только поливооросительным машинам, оснащенным водяным насосом. По желанию заказчика насос можно не устанавливать, в таком случае вода будет подаваться самотеком.
По большому счету, показанный спецавтомобиль является точной копией показанного ранее БелАЗа модификации 46470, за исключением входящих в комплектацию силовых агрегатов. На «старую» поливооросительную машину устанавливают ярославский силовой агрегат ЯМЗ-240НМ2 мощностью 500 л.с., а «новинку» оснащают двигателем Cummins КТА19-С мощностью 609 «лошадок». Остальные параметры не изменились – гидромеханическая трансмиссия 5+2, ширина орошения более 24 м, вместимость бака 32 куб.м, масса порожнем 33,1 т. Кабина оборудована системами безопасности ROPS/FOPS.

«ПолуБелАЗ»
Более подробно расскажу еще об одной новинке. Произведена она не в Жодино, а в Могилёве силами МоАЗа. Напомню, что в 2006 г. Могилёвский автозавод им. С.М. Кирова перестал существовать как самостоятельное предприятие и перешел «под крыло» Республиканского унитарного предприятия «БелАЗ». Теперь МоАЗ является филиалом жодинского автогиганта. Подобное «слияние и поглощение» не было неожиданностью ни для одной, ни для другой стороны. Еще в советские времена БелАЗ и МоАЗ работали бок о бок, являясь заводами-филиалами ПО «БелАвтоМАЗ». Даже после распада СССР, когда оба завода пустились в «свободное плавание», жодинские и могилёвские автомобилестроители тесно сотрудничали.
И вот итог – теперь на дне открытых дверей БелАЗа мы можем наблюдать продукцию Могилёвского автозавода. Автобус МоАЗ-59052 с шарнирно-сочлененной рамой является абсолютной новинкой и предназначен для шахтных перевозок людей. Его салон рассчитан на 17 посадочных мест. Грузоподъемность этого транспортного средства 5 т, и в перспективе автобус должен стать прародителем целого семейства шахтных машин с шарнирно-сочлененной рамой. Как минимум разговоры идут о создании машины с краном-манипулятором, в дальнейшем возможно создание самосвала на этом шасси.
МоАЗ-59052 оснащен силовым агрегатом воздушного охлаждения Deutz F6L912W мощностью 92 л.с. Благодаря установке двухступенчатой системы нейтрализации отработавших газов удалось максимально снизить уровень вредных выбросов, что очень важно для техники, работающей в закрытых шахтах. В целях гашения колебаний пассажирский салон оснащен четырьмя полуэллиптическими рессорами, расположенными продольно движению автомобиля. Салон МоАЗ-59052 оборудован системой экстренной связи с водителем. Модель пока не пошла в серийное производство, и дата его начала пока не известна.

Ждем сентября 2009-го
В отличие от 2007-го, этот год не стал для БелАЗа временем показа новинок. Все премьеры уже «отгремели», пришел час пожинать плоды и работать над усовершенствованием уже имеющихся моделей. И все же посещать этот уникальный автозавод по-прежнему интересно, ведь машины высотой в трехэтажный дом не встретишь на дорогах общего пользования. Надеюсь, что проведение дня открытых дверей останется неизменной традицией на Белорусском автозаводе.

 

ФИРМА СТРОИТЕЛЬСТВО КАРЬЕРЫ/ГОРНЫЕ РАЗРАБОТКИ БелАЗ
Павел Гаманьков Основные Средства 11'2008 22 мая 2009

Комментарии (0)