1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»

Mecalac мастер на все руки

Л. Малютин, фото автора

К хорошему быстро привыкаешь. Когда вместо лопаты под руками компактная, эффективная и, что особенно приятно, красивая машина, не возникает никакого желания возвращаться к веками проверенным дедовским способам. А если она способна еще выполнять работу и экскаватора, и погрузчика, и грейфера, и крана... Именно таковы многофункциональные машины Mecalac. Ключевой элемент их неординарной конструкции – сочлененная многофункциональная стрела с параллелограммной схемой подъема и офсетом, т. е. верхняя секция стрелы способна «ломаться» в горизонтальной плоскости. Гидроцилиндр управления рукоятью расположен снизу, под стрелой. Такая нестандартная схема дает выигрыш в гибкости рабочего оборудования, его компактности и силовых параметрах. Сочлененная нижняя рама с двигателем в задней части, компактная полноповоротная платформа с кабиной и рабочим оборудованием, механизм быстрой смены навесного оборудования позволяют работать на очень малых площадках, буквально вплотную к стене, заменяя при этом целый парк специализированной техники, и даже выполнять работы, недоступные другим машинам, – в конструкцию заложены 15 оригинальных решений, защищенных патентами.

Разработка траншеи увдоль дороги через препятствие

Необыкновенную машину мог создать только необыкновенный человек. Пьер Пингон – талантливый изобретатель и предприниматель уже имел богатый опыт, множество изобретений и патентов, когда им овладела идея создать многофункциональную компактную землеройную машину. Отложив остальные дела, он посвятил этому все свое время. Даже в спальне стояла чертежная доска, чтобы можно было сразу зафиксировать пришедшие во сне идеи. Уже в первом прототипе, появившемся в начале 1970-х и названном «машиной Пингона», обозначены принципы архитектуры, которые угадываются в современных машинах Mecalac. «Машина Пингона» – не лабораторный образец: она проработала на строительстве 30 лет, и только в 2002-м компания приобрела ее у прежнего владельца для своего музея.

В 1974-м Пингон основал компанию Mecalac, которая разместилась в уютном курортном городке Анси на юге Франции. Изобретатель с группой конструкторов продолжил работу над конструкцией, одновременно занимаясь подготовкой производства. У прототипа Mecalac 11B массой 7 300 кг, созданного в 1980-м, двигатель Perkins мощностью 67 л.с. установлен на нижней раме, на поворотной платформе размещены кабина и рабочее оборудование с параллелограммной схемой подъема стрелы. После того как опускались опоры, гидроцилиндры поднимали задние управляемые колеса, и поворотная платформа могла вращаться. На моноблочной стреле предусмотрена возможность вручную менять положение рукояти в горизонтальной плоскости – прообраз современного офсета. Изобретенный Пингоном и запатентованный механизм быстрой смены навесного оборудования остается неизменным по сегодняшний день. Всего компания выпустила 30 таких машин, одна из которых также находится в музее компании.

Теперь работает как грейфер

У последовавшего за ним прототипа Mecalac 11C массой 7 650 кг управляемые задние колеса перемещены на нижнюю платформу, вместо двух боковых опор применена одна задняя моноблочная. В результате колесная база стала короче, а сама конструкция – проще. Всего за 1982–1983 годы компания выпустила 152 экземпляра этой модели.

Идеи, заложенные в Mecalac 11С, получили развитие в серийной модели Mecalac 11CX массой 8 500 кг, выпущенной с 1984-го по 1996 год в количестве 2 130 экземпляров. Эта модель с приводом на четыре колеса получила отработанную на предыдущих прототипах архитектуру. Двигатель Deutz мощностью 70 л.с. установлен на задней секции сочлененной рамы, поворотная платформа с кабиной и рабочим оборудованием размещена на передней секции. Рабочее оборудование включает сочлененную стрелу с параллелограммной схемой подъема и рукоятью, гидроцилиндр управления которой расположен снизу.

Mecalac 11CX сменил целый ряд современных машин Mecalac 10MSX, 12MSX, 12MXT и 14MBX массой от 7 до 13 т, построенных на тех же архитектурных принципах. Их комплектуют дизелями Deutz и Cummins, отвечающими самым строгим требованиям экологических норм, и проверенными, надежными элементами гидравлики Rexroth. Система управления с бортовым компьютером предлагает оператору на выбор основные режимы работы:

Теперь как кран

– экскаваторный режим, когда рабочее оборудование движется согласованно, как на обычном экскаваторе;

– режим погрузчика, когда машина работает как обычный погрузчик, при этом левая рука оператора находится на руле, а правая – на джойстике;

– фирменный режим Mecalac, когда оператор управляет элементами рабочего и навесного оборудования раздельно, на 100% используя возможности машины.

Передние опоры оригинальной Г-образной конструкции с раздельным управлением позволяют ставить машину вплотную к траншее, не опасаясь обрушить ее стены.

Пьер Пингон умер в 1988 году в возрасте 66 лет. Заложенная им философия новаторства, стремления к совершенству, предпринимательский дух компании сохранились и позволили ей не только выжить, но и успешно развиваться. Сейчас компанией управляет достойный преемник основателя – Генри Маркета, активный предприниматель и большой энтузиаст техники Mecalac. Вопреки прогнозам «аналитиков» компания сохранила самостоятельность, более того – приобрела немецкую компанию Ahlmann, выпускающую фронтальные и телескопические погрузчики оригинальной конструкции. Сегодня Mecalac занимает 40% рынка компактной техники Франции, хорошо представлена в Италии, Швейцарии и Северной Африке, осваивает новые европейские рынки. Производство размещено на двух заводах во Франции. На заводе Mecalac в Анси проводят сборку, покраску и комплектацию машин. Там же находятся головной офис компании, сбыт, снабжение и R&D – департамент разработок, всего 175 человек, из них на производстве работает только одна смена из 50 человек, а в год завод выпускает до 600 машин. Завод не работает на склад – машину собирают под заказ за три дня. Заказчик выбирает комплектацию и цвет. Стандартный цвет Mecalac – желтый с серым. Однако европейские строительные компании любят, чтобы техника была окрашена в их фирменные цвета, а потому на заводской площадке готовой продукции можно одновременно видеть машины желтого, красного, зеленого, белого цвета. С каждой идет набор навесного оборудования: несколько разных ковшей «обратная лопата», универсальный погрузочный ковш «4-в-1», крюковая подвеска, погрузочные вилы и т. д., на выбор клиента. Навесное оборудование изготавливают другие компании, специализирующиеся в этом бизнесе. Через специальный адаптер можно легко подсоединить, например, гидромолоты Krupp или JCB.

Какой погрузчик может так?

Департамент разработок из 20 человек оснащен передовыми средствами проектирования и трехмерного моделирования, что значительно сокращает сроки разработки, количество прототипов и испытаний. Принципиально новые машины Mecalac 714MC и 714MW разработаны за 18 месяцев. Прототипы новой техники собирают рядом, в отдельном помещении. Поскольку в конструкции применяются узлы сторонних поставщиков, департаменты разработок и обеспечения производства работают в тесном взаимодействии.

На втором заводе компании – Hydromo, неподалеку от Анси, работают 55 человек, 50 из которых заняты на производстве. Здесь изготавливают наиболее важные элементы конструкции – нижнюю сочлененную раму, поворотную платформу, стрелы и рукояти, гидроцилиндры, гидрораспределители, собирают центральный гидравлический коллектор, передающий потоки жидкости между нижней и поворотной рамами. Остальные узлы – элементы гидравлики, кабины и т. д. поступают от сторонних поставщиков. Компания обоснованно считает, что на собственном производстве необходимо изготавливать только ключевые элементы конструкции, остальные же – заказывать на стороне у профильных компаний.

Mecalac 11CX. 1984-1996 гг.

В цехе металлоконструкций работает 40 человек в три смены. Листы металла раскраивают на установке плазменной резки с ЧПУ. Детали сложной формы получают на прессе. Части платформ и рабочего оборудования собирают на стапеле, прихватывают сваркой и затем закрепляют на поворотном механизме сварочного робота. Для сварки платформ используются два больших робота и робот поменьше – для сварки рабочего оборудования. Сваренную конструкцию закрепляют в большом обрабатывающем центре, в котором рассверливают и обрабатывают все отверстия. В этом же цехе отдельный робот сваривает детали гидроцилиндров. Гидроцилиндр – ответственная деталь, поэтому качеству сварного шва придают особое значение. Лаборатория, оснащенная современным оборудованием, проводит 100%-ный контроль сварных швов методом ультразвуковой дефектоскопии. При обнаружении неоднородности шва гидроцилиндр изымают и исследуют, чтобы определить причины брака и назначить меры по их ликвидации. После дефектоскопии детали поступают в цех гидравлики, где проводят сборку и испытания гидроцилиндров. Здесь же собирают центральные коллекторы и распределители.

С целью поддержания высокого качества продукции и соблюдения сроков поставки в компании внедрены система управления производством KANBAN и персональный контроль качества. Ряд ответственных узлов, таких как гидроцилиндры, проходит 100%-ную проверку качества, а также проводится статистический контроль других узлов. Поступающие в производство материалы подвергаются всестороннему тестированию. Клиент компании может быть уверен в машине и в том, что свои задачи он выполнит без проблем и задержки.

Mecalac 11C. 1982-1983 гг.

Компания понимает свою ответственность перед клиентами. В зоне ее интересов в странах Европы, в том числе в России, и Африки создана и продолжает развиваться дилерская и сервисная сеть. Ремонтные бригады дилеров компании оснащены необходимым оборудованием и транспортными средствами, чтобы по первому сигналу выехать к клиенту. В Европе запасная часть поступает к клиенту в течение суток, в Африке поставка занимает до трех суток, в зависимости от возможностей авиационного сообщения. Близость к клиенту – один из основополагающих принципов компании. Поддерживаются прямые отношения со всеми пользователями техники Mecalac, их мнение и рекомендации учитываются в процессе разработки.

Сегодня компания Mecalac продолжает развивать модельный ряд. На выставке Intermat, проходившей в мае 2003 года в Париже, были представлены новые разработки – 13-тонные экскаваторы 714МС на гусеничном шасси и 714MW на колесном шасси. Для них разработано экскаваторное оборудование с инновационной схемой подъема стрелы двумя асимметричными гидроцилиндрами. Такое решение существенно улучшает параметры грузоподъемности в крайних положениях стрелы по сравнению с обычной схемой крепления гидроцилиндров. Рабочее оборудование может быть как многофункциональным, так и экскаваторным, выполненным по традиционной схеме. Таким образом, компания вошла в новый для нее сегмент рынка обычных экскаваторов и предложила потенциальному потребителю новые возможности.

Л. Малютин, фото автора Основные Средства 05'2004 9 декабря 2004

Комментарии (0)