«Каблучки» европейского стандарта

Т. Лысов

По европейским понятиям, мелкопартионные грузоперевозки должны выполняться специально предназначенными для этого компактными коммерческими автомобилями. Фаворитами в данном сегменте европейского рынка считаются автомобили Volkswagen Caddy, Renault Kangoo и близнецы-братья – Peugeot Partner и Citroen Berlingo. К сегодняшнему дню все они успели потерять статус «новинок», а потому на их примере мы попытаемся провести небольшое исследование и выяснить, насколько целесообразно приобретение подержанного европейского «каблучка» для российского покупателя.

Европейский развозной автомобиль легкого по грузоподъемности класса чаще всего имеет четырехдверный кузов, где одна боковая дверь сдвижная, а задняя двойная распашная. Объем его грузового отсека, как и у ижевского «каблучка», составляет примерно три кубометра, а грузоподъемность варьируется от 300 до 700 кг. Модификации таких фургонов различаются, прежде всего, по исполнению кузова (он может быть цельнометаллическим или остекленным), а также по количеству пассажирских мест.

VW Caddy

Один из европейских бестселлеров в классе компактных развозных фургонов – немецкий VW Caddy, появившийся в 1995 г. Основой для него послужила усиленная платформа Polo. В рамках многочисленного семейства концерна Volkswagen AG Caddy имеет еще двух братьев. Первый – это практически идентичный (и внешне, и технически) Seat Inca, выпускающийся на том же заводе, что и Caddy в испанском местечке Марторель. Второй – еще один Caddy, но базирующийся уже на платформе чешской Skoda Felicia и несколько отличающийся внешне.

По своим ходовым качествам Caddy максимально приближен к обычным автомобилям «гольф»-класса и отличается высокой плавностью хода и довольно точной управляемостью. Единственное нарекание вызывает работа тормозной системы, порой не отличающейся адекватной реакцией при полной загрузке. В задней подвеске использованы рессоры, позволяющие машине в грузовом варианте без «вреда для здоровья» перевозить до 625 кг груза.

Все версии Caddy имеют задние асимметричные распашные остекленные двери, что облегчает загрузку в стесненных условиях и улучшает обзорность. Небольшие окна этих дверей оснащены обогревом и стеклоочистителем.

Вариаций на тему кузова у Caddy только две – цельнометаллическая грузовая и остекленная грузопассажирская. Первая имеет двухместную кабину, отделенную от грузового отсека перегородкой с верхней сетчатой частью. Объем ее грузового отсека составляет 2,9 м3, что сравнимо с параметрами уже упоминавшегося ижевского «каблучка». Выступающие внутрь колесные арки имеют почти квадратную форму, а пол отделан ударопрочным пластиковым покрытием.

В кабине знакомая панель приборов с модели Polo Classic, дизайн которой выполнен в типичном для VW скучном прямолинейном стиле. Правда, качественные материалы и добротное исполнение окупают этот недостаток. Возле рычага коробки передач располагаются два держателя стаканов, а в панель приборов встроено два перчаточных ящика.

Грузопассажирская модификация имеет уже пять мест, включая складывающееся заднее сиденье, размещенное в остекленном грузовом отсеке. Автомобиль с таким кузовом уже более подходит для рабочих поездок, в которых порой приходится брать на борт и грузы.

Несмотря на различие в предназначении, обе модификации имеют одинаковую грузоподъемность, составляющую 550 кг. В список стандартной комплектации Caddy входит гидроусилитель руля и иммобилайзер, а на заказ можно установить все, что только пожелает душа, начиная от аудиосистемы и кондиционера, заканчивая АБС с электронной регулировкой дифференциала (EDS) и подушками безопасности.

Для Caddy предусмотрено пять двигателей. Это два бензиновых, с рабочим объемом в 1,4 и 1,6 л мощностью соответственно 60 и 75 л.с., а также три варианта 1,9-литрового дизеля – два 64-сильных атмосферных и турбонаддувный мощностью 90 л.с. Коробка передач только механическая.

При выборе силовой установки для Caddy стоит избавиться от стереотипов, связанных с многолетними убеждениями в том, что дизели для легкового автомобиля – двигатели «второго» сорта. Немецкие дизели, устанавливаемые на него, отличаются высокими тяговыми свойствами и экономичностью. Наиболее интересна мощная версия с турбонаддувом, идеально подходящая для городской езды. Атмосферные варианты, конечно, не отличаются такой прыткостью, однако их цена и обслуживание имеют более лояльные величины. Бензиновые двигатели подойдут тем, кому приходится часто совершать дальние поездки по трассам, на которых редко встретишь заправку с качественной соляркой.

Для города идеальным техническим «ансамблем» стоит считать Caddy с относительно недорогими в обслуживании атмосферными дизелями, что неоднократно проверено практикой. Однако стоит отметить, что в обслуживании дизели VW могут преподнести и весьма дорогие «сюрпризы». Стоит внимательно относиться к качеству заправляемого топлива: замена ТНВД обойдется почти в 25 тыс. руб. даже с учетом возврата вышедшего из строя.

Предложение о продаже Caddy с двигателем 1,9TD не стоит считать актуальным, если на его одометре насчитывается уже более 150 – 160 тыс. км. Активно эксплуатируемый автомобиль с таким пробегом в большинстве случаев имеет проблемы, прежде всего, с турбонаддувом и подвеской (особенно с задней – зависимой рессорной). К названному пробегу придется заменить подшипники ступиц, так как основную нагрузку берут на себя именно они.

Renault Kangoo

Вторая модель нашего обзора – Renault Kangoo. Забавных черт автомобиль отнюдь не смотрится типичной «рабочей» лошадкой, имеет довольно привлекательный дизайн с оригинальными передними блок-фарами и задними вертикальными фонарями.

Машина выпускается, причем на оригинальной платформе, с 1997 г. и предназначена не только для перевозки мелкопартионных грузов, но и ориентирована на любителей активного отдыха с нескромной по численности семьей. Объем грузового отсека составляет три кубометра (у удлиненной версии 3,5), а грузоподъемность варьируется от 580 до 750 кг.

По сравнению с немецким одноклассником французский «каблук» отличается в выгодную сторону более продуманным грузовым отсеком. Наиболее важный штрих – наличие боковой сдвижной двери, облегчающей погрузку. Кузовных вариантов у Kangoo также два – это цельнометаллический грузовой и остекленный грузопассажирский с двумя боковыми дверями. Имеются и варианты задних дверей: асимметричные распашные с пластиковыми накладками или цельная подъемная, устанавливаемая на так называемую «семейную» версию.

На вооружении у грузопассажирской модификации с распашными дверями, угол поворота которых, кстати, можно довести до 180 град. с помощью специальных фиксаторов, множество оригинальных деталей, например, дополнительная верхняя створка (откидывающаяся вверх), и небольшой грузовой люк, позволяющий перевозить различные длинномеры.

В салоне Kangoo изящная панель приборов, основной дизайнерской идеей которой является круг. Над головами задних пассажиров во всю ширину салона натянута сетка весьма удобная для размещения мелкого скарба.

Гамма бензиновых двигателей Kangoo представлена бензиновыми вариантами объемом 1,1 и 1,4 л и мощностью 58 и 75 л.с., а также тремя версиями дизеля объемом 1,9 л, мощностью 55, 64 и 80 л.с (с турбонаддувом). При частичной загрузке Кangoo отличается жесткостью на дороге (следствие использования рессорных подвесок), однако эпитета «комфортный» его это все-таки не лишает. Рулевое управление отличают выверенные и четкие реакции. Кстати, в 2001 г. появилась и полноприводная версия Kangoo.

С начала своего производства Kangoo продавался в России по каналам официальных дилеров, поэтому большинство его подержанных экземпляров прошло весь свой пробег по территории нашей страны, что является лишним поводом для тщательного осмотра подвески и дизельных двигателей, быстро изнашивающихся при использовании некачественного топлива. В данный момент увеличивается число ввозимых в Россию «частными» рейсами Kangoo трехлетнего возраста. В большинстве случаев подобные автомобили представляют собой более выгодное предложение по сравнению с комиссионными отделами официальных дилеров. Причина известна – более тепличные условия эксплуатации.

Peugeot Partner/Citroen Berlingo

Французский дуэт братьев-близнецов выпускается концерном PSA (Peugeot/Citroen) на итальянском заводе Sevel с 1996 г. и является наименее распространенным на нашем рынке. Однако слово «неликвид» к ним все-таки неприменимо: количество присутствующих на нашем рынке экземпляров ненамного отстает от показателей других соперников.

До недавнего времени большим недостатком этих автомобилей было отсутствие сдвижной боковой двери, что заметно усложняло проход на заднее сиденье в грузопассажирской модификации. Эта проблема была решена лишь около двух-трех лет назад, поэтому большинство французских «каблучков» с приемлемыми для рынка second hand ценами этой двери не имеет.

Говоря о моделях Peugeot и Citroen, трудно обозначить какие-либо характерные детали. Не без стараний конструкторов Partner и Berlingo являют собой тот самый среднестатистический фургон для мелкопартионных перевозок, о котором мы говорили в начале. Автомобили копируют друг друга, отличаясь только внешними деталями декора. Двухместная кабина грузовой версии изолирована от грузового отсека только защитной решеткой. Объем грузового отсека составляет три кубометра, а грузоподъемность варьируется от 425 до 750 кг.

Гамма двигателей, предусмотренных для французских «каблучков», представлена тремя моторами. Это бензиновые 1,1- и 1,4-литровые мощностью 60 и 75 л.с, а также 71-сильный двигатель 1.9D. Как новшество последних лет можно отметить двухлитровый турбодизель HDI, но это уже не совсем second hand. По ходовым качествам французы выгодно отличаются от большинства одноклассников – очевидное следствие применения независимых подвесок. Из-за них же эти автомобили менее всего подходят для интенсивной «коммерческой» эксплуатации.

Большинство представленных на нашем рынке подержанных Partner и Berlingo исполнены в «семейной» пассажирской версии, не предназначенной для постоянной эксплуатации с максимальной загрузкой. В качестве семейного автомобиля эта версия идеальна с полноприводной трансмиссией производства Dangel.

Подводя краткий итог нашего разговора, можно сказать, что все-таки подержанные иностранные «каблучки» пока что являются актуальными только для организаций с хорошим бюджетом, способных тратить на содержание своего автомобиля немало денег. В большинстве случаев эксплуатация европейских «каблучков» нерентабельна из-за высоких, по сравнению с российскими аналогами, цен на обслуживание.

Такие автомобили выгодно покупать только в грузопассажирской модификации, предназначенной для перевозки пассажиров и способной лишь при необходимости доставить мелкопартионный груз. В этой ипостаси европейские «каблучки» становятся привлекательными для редакций и организаций, занимающихся доставкой товаров. Здесь мы приходим к Citroen Berlingo и Renault Kangoo, продуманность эргономики которых вызывает в большинстве случаев восхищение. В грузовом варианте интереснее VW Caddy с его идеально продуманным грузовым отсеком и долговечной рессорной подвеской.

Напоследок немаловажный факт. Чаще всего в Европе на «каблуках» работает не один, а несколько водителей (обычное дело для компаний), поэтому их кабины и лакокрасочное покрытие оставляют желать лучшего. «Орудие» борьбы с этим, конечно же торг, подкрепленный знанием цен на детали.