Автобусы из Волжска

В. Мамедов

Сегодня автобусный парк России насчитывает 400 тыс. машин, из которых изношенными являются от 80 до 95%. С 1994 по 2000 годы в нашей стране возникло более 30 автобусных производств, но 2/3 из них оказались нежизнеспособными. Среди заводов-новичков Волжский автобусный, бесспорно, может считаться лидером. В апреле 2001 г. он собрал свой 500-й автобус, а рост выпуска за I полугодие составил 70%.

Восемь лет назад мало кто верил в то, что на базе Волжской муниципальной автоколонны № 1732 может возникнуть современный автомобильный завод. Он и не возник бы, если бы не упорство, решительность и настойчивость руководителя предприятия Анатолия Бакулина. Он был одержим этой идеей. Началось все со сборки Ликинских автобусов. Полгода уговаривал Бакулин руководство ЛиАЗа, чтобы волжанам доверили отверточную сборку городских машин. Первые шесть автобусов, собранных специалистами автоколонны и получившие «добро» лиазовцев, стали «первыми ласточками» в новом деле. Вскоре пришла поддержка и от областного руководства в виде разработанной программы по организации автобусного производства.

В то время по стране было около 20 мест, где, получая комплекты с ЛиАЗа, пытались делать машины собственными силами. Однако мало где относились к делу так серьезно, как в Волжске. В 1993 – 1994 гг. по заданию области институт Гипроавтопром сделал проект автобусного завода мощностью 1 000 машин в год. Началось строительство, а параллельно шла сборка автобусов на существующих площадях.

Между тем у заказчиков продукция не вызывала восторга. Покупатели высказывали справедливые замечания по конструкции модели 5256 и заводчане, теперь так уже можно назвать бывших автотранспортников, своими силами вводили усовершенствования в конструкции машины.

Вскоре на заводе появился главный конструктор Николай Привалов, поставивший перед директором вопрос о разработке собственной модели автобуса. Он решил начать с междугородного и обратился с просьбой к лиазовцам о помощи в выполнении проекта. Несмотря на отказ директора ЛиАЗа, такая помощь пришла. Главный конструктор ЛиАЗа Николай Куликов с пониманием отнесся к просьбе и сделал все что смог. К московскому «Автосалону-95» первый самостоятельный автобус из Волжска был готов. Назвали его «Волжанин». Первенец был встречен очень хорошо, а немецкая фирма MAN даже предложила сотрудничество в его доводке и дальнейшем развитии модели.

Управление транспорта Волгоградской области связывает с ВАП «Волжанин» давнее плодотворное сотрудничество. Следует отметить, что специалистами Производства автобусов была разработана эффективная и удобная схема кредитования, позволившая обеспечить транспортные предприятия Волгоградской области новыми автобусами. «Волжанин» занял достойное место на самых значимых и актуальных маршрутах – городских, пригородных и междугородных. Высокое качество вашей техники позволяет эффективно решать задачи социальных перевозок в городах Волгоградской области. В.И. Кузнецов, начальник УТиК Администрации Волгоградской обл.

Еще три года продолжалась сборка автобусов ЛиАЗ. Она научила многих автобусному ремеслу. Постепенно росло качество продукции. Покупатели были довольны. В 1998 г. ЛиАЗ отказался от централизованных поставок комплектующих, а их было около 3 500 позиций. Встал вопрос: как их доставать? Где? По какой цене? Завод оказался перед лицом серьезного испытания. В результате напряженной работы специалистов связи с предприятиями-поставщиками были установлены. Более того, производителей 30% комплектующих удалось найти рядом, в Волгоградской обл.

Между нашими предприятиями сложились долговременные производственные взаимоотношения. Специалисты нашего объединения в 2000 г. изучили опыт работы по производству автобусов на всех отече-ственных заводах и их спутниках. Выбор остановился на автобусе марки «Волжанин»-527002, который отвечает всем требованиям эксплуатации на российских дорогах городских автобусов, а именно: выбор двигателя ЯМЗ-236 НЕ, дизельный, мощный – зарекомендовал себя как «вечный» двигатель, АКПП «Фойт Д851.2» очень удобна в эксплуатации, дает эко-номию топлива, надеемся на ее надежность, прочный и эстетически красивый кузов с применением антикоррозийных материалов решает проблему борьбы с солевыми растворами на зимних дорогах, относительно невысокая стоимость для такого класса автобусов, применение гибких систем скидок.
Залогом для дальнейшего сотрудничества является также чуткое и внимательное отношение службы маркетинга, ОТК к нашим просьбам и замечаниям. В 2001 г. Ижевское ПОПАТ планирует заказать порядка 28 единиц автобусов Вашего производства. М.И. Колосов, начальник ИПОПАТ, г. Ижевск

Примеров удачного сотрудничества много. Волгоградский судостроительный завод поставляет на сборку основания автобусов, из г. Дубовка приходят поручни, вентиляторы, насосы, местная компания «Пассат» взялась за выпуск элементов тормозной аппаратуры. Тем не менее конструкторы не сидели сложа руки. Практически ежегодно разрабатывалась новая модель автобуса. Изучался опыт фирмы MAN. Увидели свет междугородный, городской и пригородный автобусы, которые могли комплектоваться как импортными, так и отечественными силовыми агрегатами. Жизнь показала, что первые из-за дороговизны пока не стоит устанавливать на машины: городские власти, экономящие каждую копейку, не могут позволить себе заказывать подобную технику. В результате напряженной работы появилась своя унифицированная серия автобусов с индексом 5270.

Первое знакомство ГП «Пассажиравтотранс» с продукцией ВАП «Волжанин» произошло в 1998 г., когда на маршрутах Санкт-Петербурга были проведены всесторонние испытания автобуса «Волжанин»-527010 с двигателем MAN и КПП ZF. Испытания показали высокую надежность автобуса в тяжелых условиях эксплуатации Санкт-Петербурга, низкие эксплуатационные расходы и удобство в обслуживании. В настоящее время в ГП «Пассажиравтотранс» эксплуатируется 10 единиц автобусов «Волжанин» различной комплектации, средний пробег которых с начала эксплуатации составляет 140–150 тыс. км.

За время эксплуатации автобусы «Волжанин» не имели серьезных неисправностей. Автобусы отличает высокое качество сборки, а гарантия на кузов автобуса выгодно отличает его от других производителей автобусов. Сервисная служба предприятия чутко реагирует на все замечания и оперативно решает возникающие вопросы, связанные с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
Желаем коллективу предприятия новых успехов и надеемся на дальнейшее, еще более плодотворное сотрудничество.
А.М. Дацюк, генеральный директор ГП «Пассажиравтотранс», г. Санкт-Петербург

Параллельно достраивался завод. Сегодня уже можно сказать, что он относится к самым современным в стране. Кузовной цех оснащен нестандартным оборудованием собственной разработки. Появились склады, аналогичные складам таких, к примеру, компаний, как Toyota. Есть и сервисный центр, где проводится фирменное обслуживание машин.

Выбор автобусов «Волжанин» был обусловлен тем, что их производство является единственным в России производством автобусов большого класса в северном исполнении, которые необходимы для эксплуатации в суровых климатических условиях. Работа предприятия действительно направлена на максимальное удовлетворение требований заказчика. Это было доказано при закупке второй партии автобусов: все наши пожелания по первой партии были учтены и внесены изменения в конструкцию автобусов, что позволило нам получить настоящий северный вариант. Отдельно следует отметить оперативность в решении вопросов гарантийного и сервисного обслуживания. С.Р. Вейнберг, зам. генерального директора ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз»

Поначалу автобусы из Волжска боялись покупать: новая марка была никому не известна. Маркетинговой службе пришлось изрядно потрудиться, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. На вооружение взяли принцип: каждый автобус производится под конкретный заказ и полностью отвечает требованиям покупателя. Покупатели «ожили». В Сибири, например, автобусы из Волжска уже сумели потеснить чешскую «Каросу». Это стало причиной того, что заводскую делегацию не приняли в Чехии на фирме-конкуренте.

Для социальных пассажирских перевозок в Пермской области была закуплена партия автобусов «Волжанин» городского исполнения. За вре-мя эксплуатации машины зарекомендовали себя с хорошей стороны. Автобусы надежны, удобны и экономичны в эксплуатации. Одно из преимуществ – комплектация современным российским двигателем ЯМЗ. И.Л. Лунгин, начальник ГУПТ, г.Пермь

К последним достижениям можно отнести получение международного сертификата TUV CERT на соответствие заводской системы качества международному стандарту ISO 9000. Фирма «Волжанин» объявила срок службы кузова – 10 лет, срок эксплуатации до капитального ремонта – 10 лет.

Сообщаем, что по рекламационному письму Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева для гарантийных автобусов, эксплуатирующихся на космодроме «Байконур», были получены вышедшие из строя агрегаты и детали автобусов «Волжанин». Спасибо руководству Вашего предприятия. Вы надежный партнер. А.Н. Хомченко, зам.начальника аэродромного комплекса космодрома «Байконур»

За семь лет в Волжске было собрано 500 автобусов. В 2001 г. завод планирует выпустить 250 машин. К 2005 г., когда цеха будут полностью достроены, производство составит 1 000 машин ежегодно. Появились и свои крупные клиенты, по достоинству оценившие эксплуатационные качества автобусов. Только в этом году компания ОАО «Сибирь-Ноябрьскнефтегаз» покупает 30 пригородных машин. Десять поставленных ранее хорошо зарекомендовали себя на сибирских трассах.

При постоянном росте продаж активность маркетинговой службы завода не идет на убыль. В прошлом году междугородный автобус «Волжанин»-52702, оснащенный всем необходимым в дальних рейсах (от туалета до компьютеров), совершил рекламный пробег по 14 регионам России. Он был показан в Саратове, Самаре, Уфе, Челябинске, Красноярске. Рекламная акция принесла множество заказов. Любопытно, что муниципальные заказчики составляют 60% от всего портфеля заказов. Остальные 40% распределяются между предприятиями химической промышленности и нефтегазового комплекса. Впервые на заводе начинают прорабатывать вопросы поставок автобусов в страны Ближнего Востока, Иран и Ирак.