1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Гидравлический молот может работать под водой
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации

СуперMAN

В. Мамедов

Магистральные тягачи МАЗ-MAN можно считать наиболее успешно продаваемой моделью ушедшего года для международных перевозок. О самом автомобиле мы уже писали. Теперь познакомим вас с компанией, владеющей контрольным пакетом акций немецко-белорусского совместного предприятия.

Марка MAN ассоциируется с грузовыми автомобилями только у водителей. У представителей других профессий мысли потекут в другом направлении. Например, моряки вспомнят о сверхмощных корабельных дизелях, а полиграфисты – об офсетных печатных машинах. И все дело в том, что MAN Nutzfahrzenge AG – самое большое, но далеко не единственное подразделение многопрофильного концерна MAN, который является одним из ведущих в Европе производителей транспортных средств, дизельных двигателей, печатных машин, машин для добычи полезных ископаемых открытым способом, химических реакторов, а также занимающимся выпуском промышленных компрессоров, стартовых ракетных комплексов и различных изделий машиностроения для металлургической промышленности.

При столь большом разнообразии интересов лицо фирмы определяют все же грузовики и автобусы. Ибо они работают у всех на виду, в то время как прочая продукция концерна скрыта от постороннего взора. Автомобили с маркой MAN на протяжении многих десятилетий сумели завоевать и удержать славу исключительно надежных, долговечных и экономичных в эксплуатации.

Четыре раза они награждались почетным титулом Truck of the Year («Грузовик года»). В 1994-м титул Coach of the Year («Автобус года») получил междугородный, в позапрошлом году его удостоен новый городской автобус фирмы. Тогда же компании был присужден «Немецкий приз для грузовых автомобилей» за семейство L 2000. Производство грузовиков и автобусов MAN ведется в Германии, Австрии, Польше, Турции, Южной Африке и Австралии. А с прошлого года работает сборочное производство и в Минске. Во многих странах мира их производят по лицензии местные фирмы.

Хорошая репутация компании базируется на ее солидном опыте производства грузовиков. Начало ему было положено в 1915 году, когда необходимость снабжения тысячекилометровых фронтов наглядно продемонстрировала всем участникам Первой мировой несостоятельность конной тяги. Тогда на машиностроительном заводе в Нюрнберге начался выпуск грузовых автомобилей с бензиновым двигателем. Через восемь лет был разработан первый дизельный грузовик. Мощность его мотора, имевшего непосредственный впрыск топлива, составляла 40 л.с. Начало производства этих машин в 1924 году ознаменовало рождение новых стандартов в европейском грузовом автомобилестроении.

В 1925-м на «пятитонке» цепная передача, приводящая в движение задние ведущие колеса, была замена карданным валом. Первый предназначенный для тяжелых грузовиков дизель со сферической камерой сгорания появился двенадцатью годами позже. В 1951 году увидел свет первый дизельный грузовой автомобиль с турбонагнетателем, работающим от энергии выхлопных газов. 1954-й ознаменовался настоящей «революцией» в дизелестроении. Инженеры MAN впервые показали дизель со сферической камерой в поршне и пристенно-пленочным смесеобразованием (тип М), ставший на долгие годы визитной карточкой фирмы и отличавшийся рекордно низким уровнем шума. В 1988 году фирма предложила первый низкопольный городской автобус с турбонаддувным мотором, быстро завоевавший популярность в Германии и других странах на континенте.

1990-й вошел в историю компании как год дебюта семейства тяжелых грузовиков M/F90, прославивших марку MAN среди автоперевозчиков. Тремя годами позже, после окончания долговременного сотрудничества с компанией VW, было выпущено семейство L 2000, включающее легкие и средние грузовики собственной конструкции, предлагаемые сегодня в сотнях модификациий.

Еще через год MAN начал выпуск дизелей, отвечающих нормам Euro-2, а также продемонстрировал результаты многолетних научных и исследовательских работ: грузовик с комбинированным приводом (от дизеля и аккумуляторов), грузовик и автобус, работающие на природном газе, а также автобус с дизель-электрической установкой и электромоторами в ступицах ведущих колес.

Сегодня MAN вместе со всеми своими подразделениями (куда входят австрийские компании Steyr и QAF) ежегодно выпускает около 50 тысяч грузовиков полной массой свыше 6,0 т.

В производстве находятся три семейства машин – L, M и F, каждый грузовик из которых собран в соответствии с требованиями конкретного заказчика. Семейство грузовиков L 2000 полной массой от 6 до 11,5 тонн занимают по популярности третье место в Европе после аналогичных моделей Mercedes-Benz и IVECO. Четыре варианта шасси комплектуют тремя типами дизелей мощностью 113, 155 и 220 л. с. Представители семейства L2000 работают и в городе, и на дальних маршрутах, буксируя прицепы и полуприцепы. Их отличает просторная кабина, предлагаемая в «дневном» и «спальном» исполнениях, хорошие тягово-динамические качества и дисковые тормоза на всех колесах. АБС входит в стандартное оснащение.

Семейство М2000 среднего и тяжелого класса составляют грузовики полной массой 12 – 25 т. Они могут иметь кабины как от серии L, так и более крупные от серии F. Автомобили этого модельного ряда комплектуются дизелями мощностью 155, 220 и 280 л. с., могут иметь колесную формулу 4 х 2, 4 х 4 и 6 х 2. На шасси М2000 устанавливают различные кузова – развозные, строительные. Используются машины семейства и для междугородных перевозок на средние расстояния.

Семейство F2000 – это автомобили полной массой от 18 до 50 т – в 1998 году подверглось модернизации. Дебют серии состоялся в 1995-м и она получила титул «Грузовик года». Шасси автомобилей семейства может иметь 2, 3, 4 и даже 5 осей и выпускаются в «легком» и «усиленном» исполнениях. Специализированные тяжелые тягачи на агрегатах F2000 собирает австрийская фирма QAF Graf und Stift, устанавливая на них эмблему QAF или MAN. Автомобили комплектуют дизелями мощностью 231, 310, 360, 410, 460 и 600 л.с., несколькими вариантами комфортабельных кабин, подвесок, трансмиссий. В основном, серия F2000 создана для дальних междугородных перевозок и работы на строительных площадках.

Несмотря на то, что фирма MAN пришла на рынок СНГ последней, заслуживает уважения принципиальный подход к его освоению. Вместе с давним партнером Минским автозаводом при поддержке Правительства Республики Беларусь в 1998 г. было пущено совместное предприятие с производственной базой в г. Минске. В настоящее время оно успешно выпускает и продает тяжелые тягачи с кабиной серии F2000, современными дизелями, отвечающими требованиям Euro-1 и Euro-2, причем значительная часть узлов производится минскими автомобилестроителями. Разумная ценовая политика, современная конструкция машины и быстро развивающаяся сеть станций обслуживания повышает популярность тягачей МАЗ-MAN у российских транспортников. Важно отметить и то, что на Западе они могут обслуживаться в фирменных технических центрах MAN, широко распространенных на континенте.

Экономическая ситуация в России пока делает нерентабельной сборку автобусов марки MAN в России, хотя русская и немецкая стороны в реализации этого проекта продвинулись весьма далеко. Тем не менее, значительное число силовых агрегатов MAN было поставлено в нашу страну для установки их в отечественные автобусы. Верится, что в будущем марка MAN получит еще большее распространение в России, а ее продукция займет свое достойное место среди изделий других производителей.

В. Мамедов Основные Средства 01'2000 8 апреля 2005

Комментарии (0)