Сельхозтракторы на выставке «Золотая осень-2011»

А. Нефедов, к.т.н.
Прошедшая в октябре в Москве Международная специализированная выставка сельскохозяйственной техники «Золотая осень», главный аграрный форум России, вызвала большой интерес специалистов, продемонстрировав научные и технические достижения отечественных и зарубежных производителей машин, оборудования и технологий для агропромышленного комплекса (АПК), в том числе сельскохозяйственных тракторов (далее – тракторов).
Т-60ТК
Т-85ТК
Т-90 ТГ
 
ЛМЗ-904
ЛМЗ-804
ЛМЗ-704
Ряд тракторов ПО «МТЗ»
Belarus 3522
 
Belarus 92П
YTO 1204
YTO 404
DF 244

К сожалению, на выставке не показали тракторы ведущих зарубежных фирм из Западной Европы, США и Канады – флагманов мирового тракторостроения. Еще в 2010 г. эти фирмы приняли решение демонстрировать свои достижения раз в 2 года на международных выставках «Агросалон», ближайшая из которых состоится в 2012 г., а в 2011 г. сосредоточиться на маркетинговых мероприятиях в российских регионах. Поэтому в отсутствие тракторов ведущих зарубежных фирм на нынешней выставке экспонировались отечественные модели тракторов и тракторная техника из ближнего (в частности, из Белоруссии) и дальнего зарубежья (из стран, пока не ставших ведущими в области тракторостроения, – Китая и Южной Кореи).

Компании из этих стран показали номенклатуру в основном полноприводных колесных тракторов классической компоновки различных тяговых классов (от 0,6 до 7) и мощностей (от 36 до 350 л.с.), а это 22 наименования, и две модели тракторов с гусеничной ходовой системой.

Демонстрировавшиеся на выставке отечественные модели тракторов были представлены весьма ограниченно – только компанией «Агромашхолдинг», входящей в концерн «Тракторные заводы» и являющейся официальным поставщиком продукции его предприятий, причем все тракторы «Агромашхолдинга» показали в недавно появившемся, пока непривычном для обывателя дизайне. В частности, показали универсально-пропашные колесные полноприводные тракторы Т-60ТК и Т-85ТК классической компоновочной схемы 4К4а, а также гусеничный трактор Т-90ТГ общего назначения.

Таблица 1 Технические характеристики тракторов компании «Агромашхолдинг»
Параметр Т-60ТК Т-85ТК Т-90ТК
Ходовая система
4К4а
4К4а
Гусеничная
Мощность, л.с.
60
85…95 (в зависимости от типа двигателя)
90…95
Турбонаддув
Есть
Есть
Есть
Запас крутящего момента, %
25
30
35
Трансмиссия
Синхронизи-рованная реверсивная
Синхронизи-рованная
С шестернями постоянного зацепления
Максимальная скорость, км/ч
37,7
37,7
11,2
Грузоподъемность навесной системы, кг
3000
3000
2500
Дорожный просвет, мм
345
450
380
Уровень шума в кабине, дБ (А)
83
76
83
Средства автоматизации
Нет
Нет
Нет
Пневмопривод тормозов прицепа
Есть (по заказу)
Есть
Нет

Указанные тракторы отличаются плавными, закругленными линиями, новой синей окраской и являются продукцией ведущих в России тракторных заводов – ОАО «ВМТЗ» (Т-60ТК и Т-85ТК, ОАО «ТК ВгТЗ» (Т-90ТК) соответственно тяговых классов 0,9…1,4; 1,4 и 3, относящихся к наиболее массовым моделям, причем их демонстрация на этой выставке свидетельствует о неослабеваемом интересе к ним со стороны отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Помимо тракторов «Агромашхолдинга» мы увидели еще одну интересную отечественную разработку – новый колесный трактор на автономной электротяге, выполненный полноприводным по компоновке 4К4а. В качестве базы для этого трактора использован наиболее распространенный на селе колесный трактор Belarus 920 тягового класса 1,4…2, оснащенный электродвигателем, работающим без подзарядки около 4 ч от блока высокоэффективных литий-ионных батарей емкостью 53 кВт.ч, время зарядки которых составляет от 30 мин. Данный образец электротрактора является экологически чистым, без вредных выбросов и отличается бесшумной работой; он может стать перспективным, особенно при эксплуатации внутри животноводческих помещений.

Отдельно следует выделить экспонировавшуюся на выставке небольшую группу колесных тракторов ОАО «Лежнёвский машиностроительный завод» (ЛМЗ, Ивановская обл.), производимых по лицензии ведущей в Китае в области тракторостроения корпорации YTO Group. Были показаны три колесных полноприводных трактора классической компоновки 4К4а – ЛМЗ-704 и ЛМЗ-804 тяговых классов 1,4 и ЛМЗ-904 тягового класса 2, адаптированных к российским условиям эксплуатации и разработанных на основе шасси итальянских колесных тракторов FIAT.

Отметим, что переход к освоению в России тракторов, имеющих китайскую конструкцию, в настоящее время является вынужденной мерой из-за большого дефицита аналогичных отечественных тракторов собственного производства.

Таблица 2 Технические характеристики колесных тракторов ЛМЗ
Параметр ЛМЗ-704 ЛМЗ-804 ЛМЗ-904
Ходовая система
4К4а
4К4а
4К4а
Мощность, л.с.
70
80
90
Трансмиссия
Синхронизированная
Синхронизированная
Синхронизированная
Максимальная скорость, км/ч
20,6
26,8
27,2
Тормоза
«Мокрые» дисковые гидроуправляемые
Максимальное давление в гидросистеме, МПа
21
21
21
Частота вращения ВОМ, мин–1
Независимый, 540 при 1000 мин–1 и синхронный
   
Гидроусилитель рулевого управления
Есть
Есть
Есть

В условиях значительной нехватки отечественной тракторной техники наиболее популярных тяговых классов 1,4…2, пока не очень дешевой и вместе с тем, к сожалению, невысокого технического уровня и качества, а также не всегда конкурентоспособной, у российских аграриев сейчас появилась альтернатива – дополнительно приобрести другие, не менее эффективные и качественные тракторы, в том числе за счет организации еще одного сборочного производства в России на принципах «промышленной сборки», например, колесных универсально-пропашных тракторов, теперь уже из Китая. Предполагается, что эти тракторы, не имеющие пока аналогов в России, станут изготавливать по международным стандартам качества по ISO 9000, а также OECD, при этом будет существенно увеличена обеспеченность отечественных аграриев нужными тракторами и значительно уменьшен их дефицит.

Есть еще одна причина планируемого роста продаж этих тракторов в России. Это доступность и дешевизна китайских тракторов в сравнении с аналогичными моделями тракторов ведущих зарубежных фирм. Выпускаемые колесные тракторы ЛМЗ характеризуются вполне современным техническим уровнем комплектующих и агрегатов, близким по своим параметрам к мировым аналогам, а также высоким качеством изготовления и вполне приемлемой ценой. Поэтому можно предположить, что сельские товаропроизводители России станут охотно покупать такую технику с оптимальным соотношением цена–качество.

Учитывая большую конкурентоспособность в этом сегменте тяговых классов (от 1,4 до 3) и мощности (от 80 до 180 л.с.) со стороны тракторов бренда Belarus, добиться в ближайшей перспективе роста спроса на тракторы ЛМЗ и увеличения их доли на рынке России будет непросто, хотя при сравнении основных технических показателей тракторов Belarus и ЛМЗ, например, тягового класса 1,4, видно, что основные показатели обоих тракторов практически эквивалентны или различаются незначительно. В частности, тракторы ЛМЗ комплектуют вполне современными узлами и агрегатами: экономичным двигателем (Великобритания) с большим запасом крутящего момента (40%), легким в управлении гидрообъемным рулевым управлением, эффективными «мокрыми» дисковыми тормозами повышенной износостойкости, комфортной и красивой кабиной из стеклопластика с кондиционером, причем их отличает дизайн с преобладанием мягких, оруглых форм.

Группа тракторов из стран ближнего зарубежья была представлена только моделями ПО «МТЗ» в диапазоне мощности 30…350 л.с.: это 10 моделей колесных тракторов классической компоновки, в том числе 9 колесных полноприводных схемы 4К4а и один трактор с задним ведущим мостом схемы 4К2, а также мотоблок мощностью 9 л.с. и один образец гусеничного трактора мощностью 158 л.с.

Характерно, что тракторы Belarus продолжают пользоваться весьма высоким спросом у российских аграриев, масштабы их поставок в нашу страну из года в год растут и в настоящее время являются максимальными, существенно опережая данные продаж в России тракторов других, в том числе зарубежных производителей.

Таблица 3 Технические характеристики тракторов Belarus
Модель Ходовая система Мощность, л.с. Тяговый класс Трансмиссия Максимальная скорость, км/ч Грузоподъемность навесной системы, кг Минимальный радиус поворота, м
Belarus 311
4К2
30
0,6
С шестернями постоянного зацепления
25
870
3,6
Belarus 320
4К4а
36
0,6
То же
25
750
3,7
Belarus 892.2
4К4а
90
1,4…2
Механическая ступенчатая
41,1
4000
4,5
Belarus 921.4
4К4а
95
1,4
То же
27
3660
4,5
Belarus 952.2
4К4а
89
1,4…2
Синхронизированная
29,9
3200
4,5
Belarus 1025.2
4К4а
107
2
»
36,6
4300
4,3
Belarus 1523
4К4а
155
3
»
32,3
6500
5,5
Belarus 2022.3
4К4а
212
3
»
39,7
6500
5,8
Belarus 3522
4К4а
350
5…6
Гидромеханическая с переключением под нагрузкой
40
10 000
6
Belarus 1502.01*
Гусеничная
158
5
Синхронизированная
14,3
8000
2,2
*Мелиоративная модификация гусеничного сельскохозяйственного трактора 1503.
    ПО «МТЗ» в качестве новинок Республики Беларусь показало:
  • самую мощную флагманскую модель – колесный полноприводный трактор Belarus 3522 классической компоновки 4К4а, оснащенный в том числе (по заказу) сдвоенными шинами передних и задних колес для уменьшения вредного воздействия на почву, дизелем Tier 3а, универсальной гидронавесной системой с электрогидравлическим 4-секционным распределителем, управляемым от джойстика;
  • гусеничный трактор Belarus 1502-01 с усовершенствованным дизелем Tier 3а, бесступенчатым гидрообъемным механизмом поворота, гусеницами, имеющими РМШ с низким давлением на грунт – 44 кПа.

Также ПО «МТЗ» представило образец промышленного колесного полноприводного трактора Belarus 92П классической компоновки 4К4а с навешенным на него погрузочно-разгрузочным оборудованием. Отличительными особенностями его были открывающееся заднее стекло из трех частей, усиленный каркас кабины, усиленная муфта сцепления и др.

    ПО «МТЗ» рекламировало на выставке в виде проспектов множество своих других новых тракторов, созданных за последние годы, среди которых наибольший интерес представляли:
  • малогабаритный колесный полноприводный Belarus 320.4 тягового класса 0,6 с дизелем, соответствующим нормам Tier 3а;
  • колесный полноприводный Belarus 923.4 тягового класса 2 с дизелем Минского моторного завода, с системой электронного управления подачей топлива Common Rail фирмы Вosch (по заказу), системой выброса вредных веществ, соответствующей нормам Tier 3а, гидронавесной системой с силовым, позиционным и комбинированным регулированием положения орудия;
  • колесный полноприводный Belarus 1222.4-17/210 тягового класса 3 с дизелем ММЗ, оснащенным электронной системой подачи топлива, имеющий максимальную транспортную скорость 42 км/ч;
  • колесный полноприводный Belarus 3023 тягового класса 5 с дизелем Tier 3а, оборудованным реверсивным вентилятором радиатора для его очистки, бесступенчатой двухдиапазонной гидромеханической коробкой передач;
  • гусеничный Belarus 2103 тягового класса 5 с дизелем ММЗ Tier 3, имеющий максимальную транспортную скорость 26,1 км/ч, а также эффективные резиноармированные гусеницы и бесступенчатый гидрообъемный механизм поворота.

Обилие разработанных ПО «МТЗ» новых тракторов, не только универсально-пропашных, но и универсальных и общего назначения, в очередной раз свидетельствует о высокой репутации бренда Belarus, внедрившего в производство более 70 моделей тракторов для всех климатических зон и эксплуатационных условий, а также обеспечившего лицензионную сборку в большинстве стран СНГ тракторов Belarus, по-прежнему пользующихся там большим спросом. Сейчас тракторы Belarus – это экономичные, надежные и долговечные в эксплуатации машины, агрегатируемые с многими сельхозорудиями различного назначения и требующие при этом минимальных затрат на обслуживание.

В свою очередь тракторы из стран дальнего зарубежья были представлены техникой компании YTO и фирмы Dongfeng (Китай), а также компании Daedong Industrial (Южная Корея).

Тракторы YTO были объединены в группу из трех моделей колесных полноприводных тракторов классической компоновки 4К4а: YTO 404 тягового класса 0,6…0,9; YTO 1204 тягового класса 2 и YTO 1804 тягового класса 3.

Таблица 4 Технические характеристики колесных тракторов YTO
Параметр YTO-404 YTO- Х1204 YTO-1804
Ходовая система
4К4а
4К4а
4К4а
Мощность, л.с.
40
120
180
Расположение цилиндров двигателя
Рядное
Рядное
Рядное
Удельный расход топлива, г/(л.с..ч)
178
168
173
Максимальная скорость, км/ч
30
32
32
Тормоза
«Мокрые»
«Мокрые»
«Мокрые»
Частота вращения ВОМ, мин–1
Зависимый, 540 при 1000 мин–1
Независимый, 540 при 1000 мин–1; cинхронный
Независимый, 540 при 1000 мин–1
ГУР
Есть
Есть
Есть
Коэффициент распределения массы по осям
0,75
0,72
0,61
Дорожный просвет, мм
290
465
495
Радиус поворота, м
4,16
7
6,2
Грузоподъемность навесной системы, кг
760
2800
3600
Пневмопривод тормозов прицепа
Есть
Есть
Есть
Оборудование, поставляемое по заказу
Предпусковой подогреватель
Кондиционер, ходоуменьшитель
Кондиционер, ходоуменьшитель, приспособление для сдваивания колес

Компания YTO, крупнейший в Китае производитель колесных и гусеничных тракторов, имеет сертификат качества ISO 9000, ее техника отличается надежностью, экономичностью, высоким качеством изготовления, комфортабельностью. Тракторы YTO оснащают многими импортными узлами и агрегатами, в том числе двигателем по английской технологии, шасси по итальянской технологии и др.

Китайские производители показали также колесный полноприводный многоцелевой малогабаритный трактор DF 244 Dongfeng классической компоновки 4К4а тягового класса 0,6 универсального назначения.

Таблица 5 Техническая характеристика трактора DF 244
Мощность, л.с.
25
Двигатель, тип
дизель с жидкостным охлаждением и электро-запуском
Коробка передач
механическая
Максимальная скорость, км/ч
26,2
Дорожный просвет, мм
290
Радиус поворота, м
2,2
Частота вращения ВОМ, мин–1
540 при 1000 мин–1
Грузоподъемность навесной системы, кг
432

Трактор DF-244 по параметрам лидирует в своем классе. Его отличительные особенности – превосходный дизайн, удобная кабина, качественные изготовление и сборка комплектующих узлов и агрегатов; по заказу может быть оборудован кабиной либо дугой безопасности, гидроусилителем рулевого управления, отопителем. Он адаптирован к российским условиям эксплуатации, может выполнять широкий спектр работ в сельскохозяйственном производстве – от операций по обработке почвы до погрузочно-транспортных работ. Благодаря оснащению его задним трехточечным навесным устройством с прицепным оборудованием он может эффективно работать не только на пахоте, фрезеровании, посеве, сенокошении, подборе скошенных валков, но и в агрегате с картофелесажалкой, фронтальным погрузчиком, роторным снегоочистителем и многими другими машинами и орудиями.

На выставке демонстрировались две модели южнокорейских тракторов марки Kioti от компании Daedong Industrial, одного из ведущих мировых производителей механизированной сельхозтехники, большая часть продукции которой (более 75%) поставляется в США и Европу. На внутреннем рынке Южной Кореи компания является лидером по производству тракторов с уровнем поставок более 30%, причем в год компания выпускает более 30 тыс. ед. сельхозтехники. По уровню автоматизации тракторного производства она давно приблизилась к такой промышленно развитой стране, как Япония.

Показанные на выставке колесные полноприводные модели южнокорейских тракторов ЕХ 40 и СК 35 классической компоновки 4К4а относятся к тяговому классу 0,6.

Фактически трактор Kioti EX 40 – это универсально-пропашная модель повышенной производительности, оснащенная новой комфортабельной, с высокой защитой кабины от шума, панорамным остеклением, совершенным дизайном и интерьером. Частота вращения ВОМ – 540 мин–1 с гидростатическим приводом, навесное устройство трехточечное 1-й категории, мощный гидронасос с подачей 63,9 л/мин. Трактор очень маневренный и благодаря компактности идеально подходит для выполнения полного спектра сельскохозяйственных и коммунальных работ. Он отличается облегченным доступом к моторному отсеку, а также оборудован независимой системой управления фронтальным и задним гидравлическим оборудованием.

Трактор Kioti СК 35 в отличие от трактора ЕХ 40 имеет более компактную конструкцию с меньшей колесной базой, на нем нет кабины, вместо нее трактор оборудован дугой безопасности с ремнем (но с возможностью установки кабины производства Южная Корея в холодное время года).

Оба эти трактора можно агрегатировать с широким комплексом машин-орудий, в том числе роторным культиватором, окучником, картофелесажалкой, картофелекопалкой, одно- или двухкорпусным плугом, пресс-подборщиком, сенокосилкой и др.

Таблица 6 Технические характеристики тракторов Kioti ЕХ 40 и СК 35
Параметр ЕХ 40 СК 35
Мощность, л.с.
38
34
Двигатель
3-цилиндровый с жидкостным охлаждением
3-цилиндровый с жидкостным охлаждением
Уровень выброса вредных веществ
Tier 3
Tier 3
Трансмиссия
Синхронизированная
Механическая или гидростатическая
Число передач вперед/ назад
24/ 24
8/ 8 (для механической трансмиссии)
Дифференциал заднего моста
Блокируемый
Блокируемый
Скорость, км/ч
25,2
24,7 или 22,7
Тормоза
«Мокрые» дисковые
«Мокрые» дисковые
Грузоподъемность навесной системы, кг
1172
950
База, мм
1880
1680
Дорожный просвет, мм
365
352
Частота вращения ВОМ, мин–1
Независимый, 540 при 1000 мин–1
Независимый, 540 при 1000 мин–1
Радиус поворота, м
2,85
2,9
Уровень шума в кабине, дБ (А)
70
Без кабины
Климатическое исполнение
От –20 до +40 °С
От –20 до +40 °С
Стандартная комплектация
Кабина, джойстик для управления погрузчиком, гидроусилитель рулевого управления, прицепной крюк, регулируемая по углу наклона рулевая колонка, кондиционер и отопитель
Джойстик для управления погрузчиком, гидроусилитель рулевого управления, эргономичная приборная панель с подсветкой, регулируемая по углу наклона рулевая колонка
Оборудование, устанавливаемое по заказу
Дополнительные гидравлические выводы, предпусковой подогреватель, задние грузы, набор шин
Круиз-контроль, отапливаемая кабина (в зимнее время), средний ВОМ

* * *

    Выставка «Золотая осень-2011» продемонстрировала специалистам современные отечественные, минские, китайские и южнокорейские модели тракторов. Даже при отсутствии на ней тракторов ведущих зарубежных фирм, показывающих, как правило, революционные новинки, выставка тем не менее подтвердила основные тенденции развития тракторостроения:
  • массовость классической полноприводной компоновки для колесных тракторов с ведущими задними и передними колесами;
  • выполнение передних ведущих колес с шинами увеличенных размеров, что обусловлено возрастанием массы трактора, приходящейся на переднюю ось;
  • оснащение высокоэкономичными рядными двигателями жидкостного охлаждения, оборудованными турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, реверсивным вентилятором для очистки радиатора, системой Common Rail электронного впрыска топлива, системой очистки отработавших газов, отвечающей нормам Tier 3;
  • оборудование тракторов небольшой и средней мощности синхронизированной трансмиссией, а тракторов высокой мощности – трансмиссией с переключением передач под нагрузкой или бесступенчатой;
  • оснащение колесных тракторов средней мощности ходоуменьшителем (по заказу), ВОМ с независимым приводом, а также «мокрыми» дисковыми тормозами с гидроуправлением;
  • увеличение максимального давления в гидросистеме до 21 МПа;
  • увеличение дорожного просвета колесных тракторов средней мощности до 465…495 мм;
  • выполнение дифференциала заднего моста блокируемым;
  • оборудование эргономичной кабиной с закругленными, обтекаемыми формами, большой площадью остекления и кондиционером;
  • исполнение скоростных гусеничных тракторов с резиноармированными гусеницами, отличающимися эффективностью при эксплуатации на повышенных до 15 км/ч скоростях;
  • появление большой номенклатуры малогабаритных колесных полноприводных тракторов с широким набором навесного и прицепного оборудования.
 
 
 
 

Новое семейство автомобилей «Урал»
сельскохозяйственного назначения от Группы ГАЗ

В рамках выставки «Золотая осень» Автозавод «Урал» Группы ГАЗ представил новое семейство грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения повышенной проходимости на шасси «Урал-432065» (4х4, грузоподъемность 5…6 т). На стенде предприятия демонстрировались три специализированных автомобиля нового семейства: автоцистерна для пищевых жидкостей, самосвал с трехсторонней разгрузкой и передвижная авторемонтная мастерская. Также был представлен автомобиль на шасси «Урал-583161» (6х4) г/п 14,5 т с саморазгружающимся кузовом-бункером для перевозки корнеплодов.

Внедорожники «Урал-432065» с.-х. назначения укомплектованы новым рядным четырехцилиндровым дизелем ЯМЗ-53402 мощностью 190 л.с. стандарта Euro 4 производства предприятия «Автодизель» Группы ГАЗ, механической шестиступенчатой коробкой передач ZF 6S 800 TO, а также межосевой и межколесной блокировками.

Для автомобилей этого семейства характерны: сниженная на 20% по сравнению с находящимися в эксплуатации аналогами стоимость владения; удельное давление на грунт (0,145 МПа), обеспечивающее минимальное воздействие на плодородный слой почвы; низкий расход дизельного топлива (19 л/ 100 км); возможность работы на влажных грунтах и круглогодичная всепогодная эксплуатация, в том числе в условиях полного бездорожья; наличие широкопрофильных шин с возможностью регулирования давления с рабочего места водителя; возможность работы в составе технологических адаптеров в связке с сельхозмашинами; устойчивая скорость движения, начиная с 3…4 км/ч; возможность установки оборудования навигации ГЛОНАСС, весоизмерительного устройства, парктроника.

Грузоподъемность самосвала с трехсторонней разгрузкой и надставными бортами на шасси «Урал-432065» составляет 5 т (для дорог с твердым покрытием – 6 т), максимальная скорость – 77…92 км/ч. Самосвальная платформа с откидными и съемными боковыми и задним бортами. Объем без надставных бортов составляет 8 м3, с надставными бортами – 14 и 18 м3. Возможно использование в составе автопоезда с самосвальными прицепами полной массой 8 т.

Автомобиль «Урал-583161» (6х4) с бескапотной двухместной кабиной и кузовом-бункером для перевозки корнеплодов оснащен ленточным транспортером для саморазгрузки.