«Коммунальная» тема Ганновера

Ганноверская выставка коммерческих автомобилей (IAA)

Станислав Протасов

Экологичный городской мусоровоз Volvo FE Hybrid

Гибридный привод Volvo

Контейнерный мусоровоз Mitsubishi Fuso с портальным подъемником

Контейнерный мусоровоз на шасси MAN TGS на одном из стендов производителей спецоборудования

Схема гибридной установки IVECO

IVECO Eurocargo Hybrid EEV – шасси для развозных городских грузовиков и мусоровозов

Мусоровоз MAN с двигателем EEV, оснащенным передовой системой AGR

Контейнерный мусоровоз IVECO Stralis AD-N 190S42P

Мы начинаем серию публикаций о Ганноверской выставке коммерческих автомобилей (IAA) (25 сентября–2 октября 2008 г.) и постараемся осветить ту часть экспозиции, что обычно ускользает от внимания прессы.

Грузовик, работающий в городе, должен производить как можно меньше шума и вредных выбросов. Проблемой создания «экологичных» коммунальных машин занимаются многие ведущие автомобильные фирмы. Как один из вариантов решения этой задачи компания Volvo представила Volvo FE Hybrid – «первый в мире рабочий мусоровоз с параллельным гибридным приводом». Две такие машины с апреля проходят эксплуатационные испытания в Швеции. Привод осуществляется от дизеля мощностью 238 кВт и электродвигателя 120 кВт. Когда автомобиль останавливается, ДВС автоматически выключается, тем самым дополнительно экономится топливо, причем сокращение расхода оценивается в 20…30%, на столько же снижается количество выбросов СО2. Серийный выпуск гибридных мусоровозов намечен на 2009 г.
Выставочный мусоровоз оборудован автоматической коробкой передач (АКП) Volvo I-Shift и уникальной системой кругового обзора, разработанной Volvo. В ее составе четыре видеокамеры, установленные «по углам» автомобиля. Система комбинирует изображения от всех камер в единую картинку, и водитель видит машину и окружающее ее пространство как бы сверху. На тесных городских улицах такая система значительно упрощает маневрирование.
Немецкие фирмы справедливо чувствовали себя на IAA хозяевами. Их стенды раскинулись «широко и привольно», занимая порой большую часть павильона, как, например, у Daimler AG и MAN Nutzfahrzeuge.
Мировым дебютом стал почти готовый к запуску в серию мусоровоз Mercedes-Benz Econic BlueTec Hybrid с гибридной силовой установкой по параллельной схеме на базе известной уже 10 лет серии Econic – модели трехосного автомобиля полной массой 26 т с низким входом, с управляемой не ведущей подъемной задней осью и рядным дизельным двигателем Euro 5 мощностью 210 кВт и электродвигателем мощностью 44 кВт. Автомобиль оснащен АКП и литиевыми аккумуляторными батареями. В наибольшей степени преимущества гибридного привода проявляются при движении в режиме коротких переездов с частыми остановками. Автомобиль оснащен инновационной системой регенерации энергии торможения HRB от компании Bosch Rexroth, которая, по словам специалистов компании, позволяет экономить до 25% топлива, а также уменьшает износ компонентов тормозной системы и снижает токсичные выбросы.
Еще одна мировая премьера – концептуальный автомобиль Mercedes-Benz Econic NGT Hybrid, трехосный автомобиль с подкатной осью. Привод состоит из работающего на натуральном газе двигателя мощностью 205 кВт, соответствующего жестким экологическим нормам EEV, и электродвигателя, развивающего мощность 44 кВт. Согласно прогнозам от него ожидается сенсационная экономия на топливе: затраты на 60% ниже дизельного варианта. Двигатель способен работать на биогазе с нулевым выбросом СО2.
Концерну Daimler принадлежит Mitsubishi Fuso. Этот легкий грузовик полной массой от 3,5 до 7,5 т поставляют более чем тридцати изготовителям кузовов и спецнадстроек. Он был представлен на стенде Daimler тринадцатью моделями и довольно широко на стендах других компаний, что лишний раз подтверждает его широкую популярность в Европе. На выбор предлагается четыре дизеля Euro 4 с системой впрыска Common Rail, непосредственным впрыском, рециркуляцией отработавших газов, сажевым фильтром и турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VGT). Возможно переключение передач джойстиком. Автомобиль благодаря прекрасной маневренности и прочной раме популярен в качестве городского транспортного средства, в том числе на коммунальных работах. Например, в экспозиции демонстрировался автомобиль Mitsubishi Fuso Canter 5S13 для сбора отходов со сменными бункерами. В перспективе Canter будут комплектовать гибридным приводом. Еще в 2006 г. в Японии представили Canter Eco Hybrid – «самый экологичный легкий грузовик в мире» с дизель-электрическим параллельным приводом, в составе которого электродвигатель мощностью 35 кВт с литиевой АКБ, способный работать как генератор и регенерировать энергию торможения. В настоящее время уже выпущено и находится в эксплуатации свыше трехсот таких грузовиков.
Компания MAN не стала оснащать свой мусоровоз TGS 28.320 гибридным приводом и огранилась дизелем Euro 5 мощностью 257 кВт, оснащенным инновационной системой рециркуляции отработавших газов (нем. – AGR, англ. – EGR), гордостью MAN. Компания добилась снижения токсичности отработавших газов двигателей до уровня Euro 5 и выше (EEV) без использования реагента AdBlue и дорогостоящей обработки ОГ в системе выпуска. Система AGR занимает меньше места, чем SCR (технология с AdBlue). Клиенту не надо заботится о заправке реагента. Полная разрешенная масса автомобиля 26 т, он укомплектован коробкой передач MAN TipMatic и управляемой не ведущей подъемной задней осью.
Экспозиция IVECO была посвящена двум главным темам – защите окружающей среды и техническим решениям, направленным на повышение безопасности и производительности работы автомобилей. Компания впервые представила шасси Eurocargo Hybrid с гибридным приводом параллельного типа, состоящим из дизельного Tector ES (130 кВт, Euro 5 и EEV) и электрического (44 кВт) двигателей. Аккумуляторная батарея литиевая. По расчетам специалистов IVECO, этот автомобиль, предназначенный для работ в городе по перевозке товаров и вывозу мусора, будет иметь расход топлива на 30% меньше обычного. Автомобиль способен начинать движение на электрической тяге. Его полезная нагрузка всего на 200 кг меньше, чем обычного автомобиля с дизельным двигателем. Энергия торможения регенерируется в электрическую.
Мировая премьера от Iveco – предсерийный образец шасси с гибридным приводом Eurocargo CNG с двигателем Tector, работающий на сжатом природном газе. Серийный выпуск Eurocargo CNG намечен на 2009 г. Шасси предназначено для работы на перевозках грузов и вывозе мусора в городах. Система управления по мере необходимости выключает ДВС и автомобиль способен двигаться на электрической тяге – с нулевыми выбросами. Спецоборудование (от вала отбора мощности) также может работать от электродвигателя и аккумулятора. Расчетная дальность поездок – 100 км/день. Энергия торможения регенерируется в электрическую.
Представленный в экспозиции контейнерный мусоровоз IVECO Stralis AD-N 190S42P (4х2) был оснащен дизелем Cursor 10 F3A, соответствующим нормам Euro 5 благодаря технологии SCR (с реагентом AdBlue), турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VGT), причем имеется модификация двигателя, соответствующая нормам EEV. АКП – EuroTronic II. Полная разрешенная масса – 18 т.
Также IVECO представила мусоровоз Stralis AD260S27 со специальным шасси 6х2, оснащенным работающим на метане двигателем FPT Cursor 8 мощностью 200 кВт, сертифицированным по нормам EEV.
Компания DAF представила предсерийные образцы модернизированных семейств CF и XF105, начало их серийного производства запланировано на июнь 2009 г. По заявлению компании, DAF является первым среди производителей грузовых автомобилей, все модели которого имеют версии с двигателями EEV, т. е. уровень содержания сажи в отработавших газах (ОГ) у них на половину ниже, чем по нормам Euro 5 (вступают в силу с 2009 г.). В экспозиции посетители могли видеть контейнерный мусоровоз CF 75.310 (4х2), оснащенный дизелем Paccar MX с технологией SCR и увеличенным давлением впрыска, у которого благодаря модернизации снижен расход топлива и для соответствия Euro 5 не требуется сажевый фильтр. Для снижения уровня токсичности ОГ до норм EEV устанавливают сажевый фильтр с непрерывной регенерацией (не нуждающийся в обслуживании), он снижает уровень содержания сажи в ОГ на 50%. Компания заслуженно гордится своей разработкой, ведь еще недавно требования стандарта EEV достигались только с газовыми двигателями. На развозные и коммунальные грузовики CF75 теперь могут устанавливать двигатели Paccar PR EEV (мощностью 184 и 265 кВт).
Представленные модели CF оснащаются новой 12-ступенчатой механической КП ZF Ecosplit, которая теперь переключается более плавно и на 30 кг легче предыдущей, 16-ступенчатой модели.
Образцы, представленные DAF, также были оборудованы новой системой DAF Telematics System, позволяющей через компьютер в офисе контролировать перемещение автомобилей в регионе и предоставляющей функции навигации.

Ганноверскую экспозицию можно по праву назвать «парадом гибридных приводов», причем все демонстрируемые решения исключительно по параллельной схеме и с литиевыми АКБ. Четко прослеживается тенденция к созданию экологичных дизелей, отвечающих требованиям не только вступающих в силу в 2009 г. норм Euro 5, но и более жестких EEV, имеющих статус «добровольных» или «рекомендованных».
Большинство городских коммунальных автомобилей оснащают автоматическими коробками передач, что вполне понятно: при движении в городе требуется часто переключать передачи и гораздо удобнее, если это делает автоматика. Немало дизельных двигателей, работающих на газе. До недавнего времени этот тип ДВС был не слишком распространен из-за сложности газовой дизельной аппаратуры. С ужесточением экологических требований к их стали использовать шире.
Рециркуляция отработавших газов раньше в основном применялась на американских автомобилях, однако в ходе выставки выяснилось, что и в Европе некоторые производители выбирают этот путь снижения токсичности ОГ наряду с традиционной для Старого Света технологией SCR.

Редакция благодарит московское представительство Volvo Trucks за предоставленную возможность посетить выставку IAA.

ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО IAA
Станислав Протасов Основные Средства 11'2008 21 мая 2009

Комментарии (0)