Парад башенных кранов

М. Израйлевич, научный обозреватель журнала "Подъемно-транспортное дело"

В июне в Москве на выставке «Строительная Техника и Технологии» (СТТ) одним из центральных экспонатов выставки стали башенные краны – основное средство механизации в строительстве и его своеобразный символ.

ТД «Нязепетровский краностроительный завод» (г. Челябинск), ранее именовавшийся Торговый дом «Уралкран», представил серию башенных передвижных полноповоротных кранов на рельсовом ходу с поворотной башней КБ-408.21, КБ-403Б и КБ-403Б.4 с высотой подъема соответственно 72,7; 54,7 и 35,4 м. Масса монтируемых элементов – 10, 8 и 8 т. Вылет стрелы –40, 30 и 35 м соответственно.

Кран КБ-408.21

Завод предлагает также башенный кран-погрузчик КБ-578, предназначенный в том числе для работы на лесоскладе. Кран оборудован порталом для прохождения железнодорожных составов и, по утверждению производителя, по своим характеристикам не имеет аналогов в России и странах СНГ. Грузоподъемность крана-погрузчика на всем вылете его 30-метровой стрелы с грейфером составляет 7,8 т, без грейфера – 10 т.

Широкую номенклатуру башенных кранов представило крупное московское объединение «Машстройиндустрия». В его составе предприятия, выпускающие башенные краны, – ОАО «Строммашина» (г. Кохма, Ивановская обл.), Одинцовский машиностроительный завод (Московская обл.). Кран КБ-585 производится с верхним поворотом с вылетом стрелы до 60 м, максимальной массой монтируемых элементов 10 т и высотой подъема до 160 м и имеет несколько исполнений: передвижной на рельсовом ходу, стационарный приставной с основанием башни в монолитном фундаменте, стационарный свободностоящий и приставной с опорной рамой и балластом на ней. Для этой модели крана применены оригинальные системы управления механизмами с широким использованием современных покупных изделий, в том числе импортных. Система управления краном комплексная, выполняет функции требований безопасности, регистратора параметров и устройства координатной защиты зон работы крана. Электрооборудование размещено в отапливаемой аппаратной кабине. КБ-585 заменяет краны КБ-676, КБ-474 и др., как прежних выпусков, так и выпускаемых в настоящее время, а также краны зарубежных фирм.

Кран КБ-578

Максимальная грузоподъемность (г/п) крана КБ-415 – 12 т, высота подъема – до 83 м. В кабине установлен комплексный прибор безопасности с встроенным регистратором технических характеристик, обеспечивающий запись и долговременное хранение информации о рабочих параметрах крана и о степени загрузки крана в течение всего срока службы. КБ-415 заменяет старые модели КБ-403А, КБ-405-01, КБМ-401, КБ-408, КБ-411. Объединение производит также краны КБ-420 максимальной г/п 8 т и с высотой подъема до 56 м, а также КБ-515 с высотой подъема до 95 м и г/ п 10 т. Кабина КБ-515 имеет несколько мест установки по высоте башни. В начальный период монтажа здания ее можно установить на высоте 22,2 м, в процессе строительства поднять в одно из промежуточных положений, а затем и в верхнее положение. Перемещение кабины осуществляется с помощью обоймы выдвижения. При необходимости краном можно управлять с выносного радиопульта, действующего на расстоянии до 100 м. КБ-515 заменяет старые модели КБ-674, КБ-503, КБ-504. Передвижной кран КБ-415.07 на рельсовом ходу с подъемной стрелой г/п 10 т предназначен для возведения нулевого цикла и малоэтажных зданий: высота подъема составляет до 32 м. Кран можно также использовать для обслуживания складов. Башня и стрела выполнены секционными, что позволяет собирать кран с различными вылетами и высотой башни. Предусмотрено 9 исполнений. Особенность крана – работа на минимальном вылете от 5,4 до 7 м. Кабина может быть установлена на любой секции башни. Передвижной на рельсовом ходу с поворотной башней кран КБ-515-05 г/п 12 т и вылетом до 30 м установлен на портале с возможностью прохода под ним железнодорожного состава.

Кран КБ-515

На балке портала расположен кабельный барабан емкостью 70 м с грузовым приводом, что обеспечивает работу на подкрановом пути до 140 м при подводе кабеля посередине пути. По желанию потребителя в комплект крана можно включить кабельный барабан с грузовым приводом для работы крана с моторным грейфером, автоматической траверсой или другим навесным оборудованием с электроприводом.

Компания «СкайСервис» (Москва) является официальным дилером на территории России и стран СНГ итальянской компании FM Gru – производителя башенных кранов. «СкайСервис» предлагает краны итальянского производства, а с 2007 г. совместно с FM Gru начала производство легкого гидравлического быстромонтируемого крана RBI 0351 с высотой подъема до 30,5 м. Краны мод. RBI идеально подходят для стройки, где необходимы быстрый монтаж-демонтаж (время монтажа – около часа), универсальность, оперативность, максимальная экономия рабочей силы. Все комплектующие для сборки крана RBI 0351 поставляют из Италии. Электронные системы спроектированы и изготовлены компанией FM Gru, компоненты используются от поставщиков мирового уровня, соответствующие нормативам UL и CSA. Кран RBI 0351 станут производить на заводе ООО «Стройтехника» (г. Донской, Тульская обл.), которое является подразделением компании. В настоящее время завод производит башенные краны КБ-603, КБ-405.1А, КБ-405.2А, КБ-406МА, КБ-403.Б и башенные краны-погрузчики КБ-406.2 и МКПЛ-300.

Potain MD3600 на строительстве моста в Китае

Группа компаний «ИВЭНЕРГОМАШ» (г. Иваново) в развитие созданного ими мобильного башенного крана КСТ-5АМ1 г/ п 5 т (на шасси МАЗ-5337), демонстрировавшегося на выставке «СТТ-2006», представила 7-тонный мобильный башенный кран КСТ-7 на шасси КамАЗ-53605-15. Кран имеет универсальный гидравлический привод исполнительных механизмов, который может осуществляться как от двигателя шасси, так и от электродвигателя, подключенного к внешней сети напряжением 380 В. Это позволяет экономить ресурс двигателя и работать в условиях повышенных экологических требований, например в закрытых помещениях. Двухсекционная телескопическая башня позволяет увеличить высоту подъема крюка до 23,5 м, удлинитель стрелы расширяет зону обслуживания еще на 12 м. Для безопасной эксплуатации кран оснащен ограничителем нагрузки ОНК-160 с режимом координатной защиты, модулем защиты от опасного напряжения МЗОН, блоком телеметрической памяти, цифровыми и световыми индикаторами, ограничителем подъема крюка, ограничителем сматывания каната и другими предохранительными устройствами.

Из многочисленных зарубежных компаний выделялись два мировых лидера в производстве башенных кранов – Liebherr и Manitowoc Crane Group (в этой группе компаний башенные краны – специализация фирмы Potain (Франция). Описать все серии, модели и исполнения башенных кранов этих компаний невозможно, поэтому остановимся лишь на некоторых новых моделях и технических решениях.

ТС-5512

Модельный ряд мобильных башенных кранов Liebherr серии МК пополнился самым «маленьким» и маневренным краном МК 63, смонтированным на трехосном шасси и предназначенным для использования в плотно застроенных городских районах. Состоящая из трех частей стрела имеет очень узкую и высокую траекторию воздушного монтажа. Таким образом, можно проводить монтаж над препятствиями высотой до 11 м. Это является решающим положительным моментом при использовании крана в условиях строительных площадок малых размеров. У крановщика имеется выбор различных траекторий монтажа. В виде альтернативы высокому воздушному монтажу можно проводить оптимальный по времени монтаж, а также низкий монтаж, который обеспечивает необходимую безопасность при неблагоприятных погодных условиях, прежде всего при ветре. Таким образом, оптимальный монтаж можно проводить при любых условиях строительных площадок и при любой погоде.

Можно уменьшить вылет стрелы (опция) с 36,0 до 26,5 м, что позволит увеличить грузоподъемность. Другим новшеством крана МК 63 является интегрированная функция телекоммуникационного сервиса. С помощью дистанционной передачи данных осуществляется диалог между краном и сервисным центром завода-изготовителя или пользователя крана. Система дистанционной диагностики покрывает почти всю площадь земного шара. Посредством системы дистанционной передачи данных DFU сервисный центр Liebherr может связаться с модулем сбора данных о работе крана MDE и с анализатором параметров приборов безопасности MDA. В случае неисправности клиент может получить консультацию сервисного центра, и время простоя сведется к минимуму. Новая лифтовая кабина плавно поднимается на высоту до 22,8 м, обеспечивая оптимальный обзор строительной площадки.

Поворотная платформа и электрика крана ТС-5512

Новым этапом развития Liebherr считает также разработку кранов серии HC-L, способных поднимать стрелу при одновременном горизонтальном перемещении груза. При передвижении стрелы происходит автоматическое переключение механизма подъема таким образом, что становится возможным передвижение грузового крюка по горизонтали. Это особенно важно при проведении монтажных и бетонных работ. Краны серии HC-L предназначены для самоподъема внутри здания. Специально для узких лифтовых шахт разработана IC-башня (Internal Climbing – внутренний самоподъем). При быстром проведении строительных работ эти краны можно устанавливать в лифтовые шахты или небольшие ниши. Такие башни могут также подниматься и с внешней стороны здания. Это нововведение нашло широкое применение в высотном строительстве. В настоящее время фирма Liebherr дополнила существующую серию кранов HC-L самой маленькой моделью 125НС-L 6/12. Максимальная г/п крана – 12 000 кг, максимальный вылет стрелы – 50,0 м. В качестве опции для этой модели фирма предлагает возможность телекоммуникационного сервиса. Например, можно проводить диагностику крана дистанционным способом через спутниковую связь.

Кроме перечисленных двух серий кранов Liebherr предлагает быстромонтируемые краны серии H, HM, К и ТТ. Краны серии ТТ имеют возможность телескопического выдвижения как башни, так и стрелы краны. Часть быстровозводимых кранов (32 TTR и 42.KR1) имеет возможность установки на гусеничном ходу.

Кран испанской компании JASO J110N

Наиболее популярной серией кранов для высотного строительства является серия кранов ЕС-H и EC-B с вылетами стрелы от 50 до 60 м, г/п 6, 8 или 10 т и грузовым моментом от 130 до 200 тс·м. Для подъема более тяжелых грузов компания Liebherr предлагает башенные краны ЕС-H с грузовым моментом 550 и 630 тс·м, а также краны серии HC, такие как 3150 HC 60 максимальной г/п 60 т, стрелой 80 м и г/п 32 т на конце стрелы.

Французская компания Potain также создала широкий ряд серий и моделей, во многом аналогичных номенклатуре Liebherr. Компания Potain предлагает оригинальную серию башенных кранов GSP, предназначенных для специальных проектов – строительства дамб, плотин, мостов, промышленных объектов. Так, специалисты Potain спроектировали самый большой в мире башенный кран MD 3600, предназначенный для строительства в Китае одного из самых высоких мостов из стальных элементов. Для строительства дамб, где требуется укладка бетона в кратчайшие сроки, предлагаются краны MD 3200, MD 2200, MD 1400 и MD 90 максимальной г/п соответственно 80, 60, 64 и 50 т. Помимо специального крана MDN 2200, построенного для одного из самых больших портов Кореи, фирма два года назад специально спроектировала MDTN 462 для компании Alstom Marine портовый кран с 500-метровым треком. На строительных площадках Европы в настоящее время работают: в металлургической промышленности кран MDN 650, в деревообрабатывающей – MDN 365 и на складировании – MDN 462.

Если до настоящего времени рынок башенных кранов российские заводы делили в основном с немецкими, французскими и итальянскими производителями, то теперь на российском рынке появились башенные краны КНР.

Краны Харбинского машиностроительного завода «Дун цзянь» серий QTB (слева) и OTK (справа)

Акционерное предприятие Харбинский машиностроительный завод «Дун цзянь», выпускающее башенные краны, представлял ее официальный дилер в России, Украине и Белоруссии – ЗАО Торговый Дом «Башкранснаб». Номенклатура кранов достаточно широкая: с высотой подъема до 200 м и вылетом стрелы до 80 м. Так, краны серии QTZ имеют высоту подъема до 59,8 м (свободностоящие) и до 200 м (приставные), вылет стрелы до 80 м, г/ п – до 8,4 т; серии QTB с высотой подъема до 58 м (свободностоящие) и до 180 м (приставные), вылет стрелы до 60 м, г/п до 10 т, а также самомонтирующиеся краны серии OTK с высотой подъема до 35 м, вылетом стрелы до 50 м и г/ п до 8 т. Система управления кранами обеспечивает изменение скоростей с помощью частотного регулирования, для чего используется продукция известных производителей Siemens, Schneider и др. Система контроля безопасности позволяет контролировать, записывать и управлять информацией в процессе эксплуатации. По данным дилера, краны Харбинского завода дешевле аналогов других стран, и, что немаловажно, поставка их осуществляется в течение 45 дней после оформления контракта.

Башенные краны представили также компании Jaso equipos de obras y construcciones, S.L. (Испания), Carlo Raimondi (Италия).

ООО «Строймеханика» (г. Новосибирск), официальный дистрибьютор Fangyuan Group Co. в России, представило самовозводящийся башенный кран TC-5512 максимальной г/п 8 т, с радиусом работы 2,5...50 м, г/п на конце стрелы 1,2...1,7 т с общей высотой при свободном стоянии 45 м и в прикрепленном состоянии до 150 м.

Подводя итоги обзора, надо отметить, что отечественное башенное краностроение было представлено далеко не в полном объеме. Практически не было украинских заводов, производящих значительное количество башенных кранов. Интересно, что многие отечественные заводы представили в своей номенклатуре башенные краны-погрузчики, предназначенные для работ на промышленных и складских объектах, лесоперевалочных базах, а также при возведении нулевых циклов зданий и сооружений. Учитывая назначение этих кранов, поворотная башня устанавливается обычно на портале, позволяющем проход железнодорожных составов и другого транспорта. В выпуске башенных кранов этого типа российские заводы выступают как монополисты, во всяком случае, предложений по таким кранам от иностранных производителей не было.

Что касается других типов строительных башенных кранов, то в этих секторах имеется огромное количество предложений, например, быстромонтируемые краны предлагают Liebherr, Potain, FM Gru, Харбинский машиностроительный завод и др. И надо отметить, все эти предложения востребованы российской строительной отраслью. Так, московская компания «Рентакран» эксплуатирует примерно 100 кранов, из которых 90% – фирмы Potain.

Грандиозные масштабы и разнообразие строительства, развернувшегося у нас в стране, вызвали ажиотаж на рынке башенных кранов, как, впрочем, и всего строительного оборудования. Европейские компании, а теперь и китайские предлагают краны, оборудованные современной автоматикой и электроникой, управляемые из удобных кабин с отличным дизайном либо с помощью дистанционного радиоуправления. Появились мобильные башенные краны, способные перемещаться с объекта на объект и из одного региона в другой со скоростью до 70 км/ч и автоматически монтирующиеся после нажатия оператором кнопки буквально за несколько минут. Это заставляет серьезно подумать о кардинальном расширении номенклатуры отечественных башенных кранов и оснащении их современными механизмами и приборами контроля и управления.