Асмап 2003

В. Мамедов

В мае этого года в Москве прошла 11-я международная профессиональная выставка-конференция «Автомобильная и прицепная техника для международных перевозок, АСМАП 2003». Традиционно в Москву приехали сотни автотранспортников, чтобы обменяться опытом и познакомиться с достижениями в деятельности Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), объединяющей российские предприятия и организации, выполняющие международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В настоящее время услугами этой некоммерческой организации пользуются более 2 500 российских транспортных компаний различных форм собственности, использующих на международных перевозках 18 тыс. машин.

В развернутой в вестибюле и перед входом в здание Российской академии государственной службы при Президенте РФ выставке приняло участие 42 фирмы, представившие автомобили, прицепную технику, аксессуары, различные услуги, печатную продукцию.

Результаты работы международных перевозчиков в 2002 г., несмотря на многие проблемы, выглядят оптимистично. Объем перевозок между Россией и зарубежными странами существенно вырос. Доходы от перевозок внешнеторговых грузов российским автомобильным транспортом за 2002 г. превысил 1 млрд. долларов США, при этом поступления в бюджеты всех уровней достигли 300 млн. долларов. В сфере международного автотранспорта заняло более 125 тыс. человек.

На долю автомобильного транспорта в 2002 г. пришлось 4,0% от общего объема внешнеторговых грузов России, перевезенных всеми видами транспорта, при этом его доля в общей стоимости таких грузов составила 26,4%, что свидетельствует об особом значении автотранспорта при перевозках дорогостоящих грузов.

Ушедший 2002 г. знаменателен переломом в работе российских автотранспортников. В течение 10 последних лет они отставали по темпам освоения рынка перевозок от иностранных коллег, агрессивно захватывавших его. В 2002 г. по темпам прироста (18% по отношению к 2001 г.) россиянам удалось вырваться вперед при почти полном отсутствии прироста объемов перевозок у конкурентов из других стран. Это дало дополнительный приток средств в бюджет Российской Федерации и создало тысячи новых рабочих мест в отрасли.

Доля российских перевозчиков в общем объеме внешнеторговых грузов РФ, перевезенных автотранспортом в 2002 г., составила 35,7%. При этом доля паритетных перевозок в 2002 г. выросла до 39,5%, на долю перевозчиков третьих стран пришлось 20,7%. За последнее время значительно выросли перевозки пассажиров в международном сообщении. Только с 1999 г. по 2002 г. их объем увеличился почти в 2 раза. Из них на долю российских транспортников приходится 44% от общего числа пассажиров, перевезенных автомобильным транспортом между Российской Федерацией и зарубежными странами.

В 2002 г. коренным образом изменились взаимоотношения между государством и автотранспортным бизнесом. Начал работу Совет ассоциаций при Минтрансе РФ, который позволяет вести диалог между представителями АСМАП и правительством в лице министра транспорта, решать важнейшие вопросы обеспечения транспортного комплекса правовой базой. В качестве доказательства полезности подобного взаимодействия приведем лишь один факт.

Совсем недавно, 11 марта 2003 г. Правительство РФ приняло Постановление №147 о дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок. Суть его сводится к тому, что тяжелые магистральные тягачи зарубежного производства, отвечающие нормам Euro-3, ввозимые на территорию РФ в режиме временного ввоза при условии их использования для международных перевозок, полностью освобождаются от таможенных платежей за исключением сборов за таможенное оформление. Это постановление открывает дорогу для приобретения самой современной автомобильной техники для повышения конкурентоспособности российских автотранспортных предприятий, грузовики которых работают на дальних рейсах и пересекают западные границы.

Естественно, в 2003 г. сохраняется множество проблем, сдерживающих рост международных перевозок. Вот лишь некоторые из них. По оценкам АСМАП, автопоезд, совершающий международный рейс, только 30% времени находится в пути, 70% он простаивает на пограничных переходах. За 10 лет объем перевозок через границы вырос в 10 раз, однако инфраструктура в пограничных зонах осталась прежней. Беспокоит и отставание уровня автомобильной техники от мирового. Лишь 1% автотранспортных средств, участвующих в международных перевозках, соответствует нормам Euro-3. Среди серьезных проблем – несовершенство правовой базы, что также отрицательно влияет на качество работы автоперевозчиков.

Перейдем к экспонатам выставки. Как и в былые годы, ее проигнорировали все отечественные автозаводы, еще раз доказав, что не располагают моделями грузовиков, готовыми составить конкуренцию западным. Специалисты впервые смогли познакомиться с новейшими седельными тягачами Renault Magnum (последняя версия), обновленным Mercedes-Benz Actros, а также уже широко поставляемым в Россию IVECO Stralis, Volvo FH12 2002 года, моделями фирмы Scania, MAN и DAF.

Перечисленные новинки уже описывались на страницах нашего журнала.

Подвижной состав был представлен образцами продукции таких известных фирм, как Schmitz Cargobull AG, «Новтрак», OY Narco AB, Lohr Industrie, Fahrzeugwerk Bernard Krone GmbH, Kogel Fahrzeugwerke A.G. Среди интересных, впервые показанных систем на полуприцепах – новейшее устройство RSP (Roll Stability Program), устанавливаемое на полуприцеп в качестве активного вспомогательного блока. Разработано оно и выпускается фирмой Schmitz. RSP противодействует опрокидыванию автопоезда в критических ситуациях, даже если тягач не оборудован электронной системой повышения устойчивости ESP. Устройство RSP, встроенное в тормозной модуль EBS полуприцепа, измеряет с помощью датчика поперечное ускорение полуприцепа и на основе сравнения параметров устанавливает предельное значение, после которого возможна авария. При достижении критического значения RSP подает сигнал вынужденного торможения и снижает скорость автопоезда до безопасного значения. Система срабатывает еще до того, как водитель сможет распознать опасность.

Отличительной особенностью представленных фирмой Kogel тентовых полуприцепов является их усиленный пол, допускающий движение по нему погрузчиков с осевой погрузкой до 7 200 кг. Благодаря применению новых материалов собственный вес полуприцепов удалось снизить до 6 150 кг. Среди новых моделей большой интерес вызвал полуприцеп со сдвигающимся боковым тентом Cargo-MaxxTIR, соответствующий требованиям конвенции МДП (TIR).

Новейший полуприцеп со сдвижным каркасом тента Curtainsider привезла на выставку фирма ЗАО «Новтрак» из Великого Новгорода.

Оригинальная конструкция облегчает процесс загрузки и выгрузки товаров, полностью соответствует таможенным правилам, и уже хорошо зарекомендовала себя в Европе.

ЗАО «Новтрак» привлекло специалистов к своему стенду демонстрацией новой системы закрепления грузов (разработка фирмы Sommer). Специальные крепежные ремни с простым или поворотным крюком, а также некоторые иные специальные металлические элементы позволяют быстро и эффективно закреплять груз любой геометрической формы в любом месте пола полуприцепа.

Продукцию фирмы Jost-Werke AG, ведущего производителя в Европе седельных устройств, монтажных плит, телескопических опор, шкворней, поворотных кругов и контейнерных фитингов представляла московская фирма ООО «Аргон-КР», на складе которой всегда в наличие богатый ассортимент подобного оборудования.

Новые оси и подвески для прицепной техники были выставлены на стенде одного из ведущих в Европе разработчиков и производителей ходовой части полуприцепов – компании SAF (Германия), поставляющей свою продукцию в 60 стран мира.

Международые автомобильные перевозки пассажиров между Россией и зарубежными странами в 1999-2002 гг.

Более четверти миллиона осей выпускает для грузовой техники другой немецкий производитель, фирма BPW Bergische, также экспонировавшая разные варианты новых неведущих осей.

О новейших шинах для автопоездов можно было узнать на стенде московской компании ООО «АСФИ-ЭКСТРА-ШИНЫ», специализирующейся на продаже в России шин таких марок как Goodyear, Fulda, Dunlop. Подобная же специализация в деятельности другого экспонента, фирмы «Лорри Лайн», являющейся официальным дилером ведущих мировых производителей шин марок Goodyear, Michelin, Bridgestone, Sava, Kormoran. Компания также осуществляет восстановление грузовых шин по технологии Uni Circle (протекторные кольца).

Международые автомобильные перевозки грузов между Россией и зарубежными странами в 1999-2002 гг.

На выставке были представлены компании «Клима Сервис М» (продажа и ремонт отопителей Eberspacher), «Кармин Автогруз И.К.» (продажа запчастей для иностранных грузовиков и автобусов), Inline Technologies (поставка оборудования и услуг связи международной спутниковой системы INMARSAT), «Комбеллга» (одна из ведущих телекоммуникационных компаний России) и ряд других.

В докладах, прозвучавших на конференции АСМАП «Международные автомобильные перевозки: проблемы и перспективы», выступавшие поднимали вопросы, касающиеся визовых проблем водителей-международников, в частности, развития визовой практики государств Шенгенского соглашения и стран ЦВЕ. Шел разговор и об особенностях деятельности Ассоциации экспедиторов России на современном этапе, порядке выдачи в РФ международного сертификата технического осмотра, проекте нового Таможенного Кодекса РФ и др.

По мнению большинства участников персональной выставки-конференции АСМАП 2003, она прошла исключительно представительно и плодотворно.