Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Секреты воздушного фильтра
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)

Возвращение к теме

Л. Ильина

В живописном курортном комплексе «Хейко Центр» прошла очередная ежегодная выставка автобусной промышленности Финляндии. Признаться, многое увиденное на ней стало полной неожиданностью.

Во-первых, количество фирм, занятых в отрасли, – их более полутора десятков. Во-вторых, объемы производства. Ежегодно финны производят около 5 тыс. машин всех классов. Естественно, что жизнь такой мощной отрасли полна новостей.

Главным событием прошедшей выставки стало представление новой гаммы автобусов, разработанных компанией Volvo и предназначенных, в первую очередь, для выпуска на заводах Carrus в Тампере и Турку. Отныне на изготовленных на них машинах будет стоять только марка шведской компании, являющейся крупнейшим в мире изготовителем автобусов.

Для моделей «8700» и «9700» разработано шасси В12М, принципиально отличающееся от всего, что предлагают другие фирмы. Как известно, проблема развесовки, особенно у 12-, 13-, 14- и 15-метровых машин, стоит очень остро. При длинном заднем свесе, обусловленном особенностями таких автобусов, размещение в нем силового агрегата приводит к перегрузке заднего моста и смещению центра тяжести далеко назад от управляемых колес. Для решения проблемы инженеры Volvo переместили двигатель в пределы базы.

Шестицилиндровый рядный дизель DH12 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением они расположили перед задним мостом в специальном силовом контуре, уложив его на бок. В результате получился компактный блок, в который вошли 12-литровый двигатель мощностью до 420 л.с., коробка передач с ретардером и коротким карданным валом, система очистки выхлопных газов по нормам Euro-3 с вертикальным глушителем. В заднем же свесе разместили топливный бак. Благодаря такому подходу получили значительное снижение уровня шума в салоне, более рациональное использование его площади, гораздо лучшую управляемость и устойчивость автобуса.

Выполненный на шасси В12М автобус «8700» занимает как бы промежуточное положение между комфортабельной машиной для пригородного и междугородного сообщения. В салоне 12-метрового автобуса можно расположить до 15 рядов сидений – это лучший показатель пассажировместимости. Даже установка туалета, требующая сокращения четырех мест, сохраняет за «8700» титул самого емкого салона в своем классе. Этого удалось добиться благодаря креслам новой конструкции. В них используются ударопрочные армированные пластики для штамповки каркаса и пористые полиуретаны нового поколения для подушек и спинок, например, общая толщина спинки составляет всего 60 мм.

Обязательным является наличие двухточечного ремня безопасности, которые со следующего года уступят место трехточечным. Также обязательным становится применение специальных детских подушек. Интересно, что на первых порах их можно получить бесплатно на один рейс или приобрести непосредственно у водителей. Для входа и выхода пассажиров служат две двери. Объем трех багажников почти 10 м3.

«9700» – автобус категории «люкс» для обслуживания протяженных междугородных линий и туристических маршрутов. При его проектировании основное внимание уделялось достижению максимального комфорта, и здесь «утаптывание» силового агрегата «в трюм» проявилось в полной мере. В пятизвездочном исполнении с шагом сидений более 900 мм в салоне может расположиться до 48 человек. При этом остается место для туалета, гардероба, мини-кухни с микроволновой печью, кофеваркой и холодильником. После многолетнего отсутствия вновь возвращается заднее окно, улучшающее обзорность и освещенность салона. О наличии кондиционера и аудио-видеокомплекса с несколькими мониторами говорить не приходится – без них не обходится ни один современный лайнер.

Кузова обеих моделей выполнены по традиционной для Финляндии технологии – каркас и кузовные панели из нержавеющей стали, но теперь и они стали проходить антикоррозийную обработку. В результате срок службы кузова может достигать 20 – 25 лет, а пробег до первого ремонта – 400 тыс. км.

Кроме Volvo в выставке приняло участие еще несколько фирм. Если показанные компанией Mercedes модели Travego и Tourismo достаточно известны у нас, также как и трехосный Setra TopClass 400, то автобусы, выпущенные в Лахти, были в новинку. Компания Lahden Autokori Oy производит 7 моделей автобусов на шасси Scania K114IB и K114EB. Если модели Falcon 540 и Eagle 560 весьма близки друг другу по характеристикам и назначению (междугородные), то пригородный Flyer 520 – довольно своеобразный гибрид. С одной стороны, это типичный «пригородник» с довольно высоким уровнем пола, с другой – явно городская планировка салона с накопительными площадками у дверей. Совершенно особняком стоит 15-метровая низкопольная Sсala, показанная на выставке с двигателем, работающем на природном газе. Необычный дизайн с задним окном в виде иллюминатора, замаскированные светильники рассеянного света, крепление сидений к потолку при абсолютно свободной поверхности пола вызывали немалый интерес к этой машине.

На национальном автобусном салоне четко прослеживались три школы проектирования и технологии изготовления автобусных кузовов. Volvo привержена к применению нержавеющей стали при изготовлении каркасов и кузовных панелей, EvoBus тяготеет к традиционной оцинкованной стали, а Scania отдает предпочтение широкому применению алюминия.

Большое место и в жизни страны, и на рынке автобусов, и соответственно на выставке занимали автобусы вместимостью 15 – 20 мест. По существу, это самый популярный класс в странах Скандинавии и Северной Европы. В производстве именно этой группы машин занято большинство финских фирм, выпускающих автобусы. Каждая из них предпочитает работать с базовыми моделями какой-либо определенной фирмы. Так, Starbus Oy из Хейнола выпускает автобусы вместимостью от 9 до 22 пассажиров на базе Mercedes Sprinter и Vario, Mot-Car Oy из Райсио предпочитает Ford Transit, а Profile Components Oy из Исалми тесно сотрудничает с Volkswagen. Однако последняя часто делает автобусы и на шасси Mercedes Sprinter. На автобусах этой группы стоит, пожалуй, остановиться подробнее, так как она малоизвестна в России, хотя предпринимаются попытки делать их на базе «Бычка» или «растянутой» «Газели».

За годы существования этой категории сложились определенные «родовые» признаки, хотя никаких жестких ограничений характеристик или требований не существует. Чаще всего базой для их изготовления служат серийные длиннобазные микроавтобусы, реже – длинные шасси с передним оперением и ветровым стеклом. Силовые агрегаты – наддувные дизели объемом около 2,5 л и мощностью 100 – 120 л.с.

Серийные версии удлиняют на 500 – 700 мм. Для этого у них напрочь срезают заднюю стенку и приваривают новые несущие элементы каркаса и боковины кузова. Иногда при этом расставляют базу и удлиняют кардан. Часто меняют размеры и конфигурацию оконных проемов, опуская стекла ниже поясной линии. Затем наступает очередь приподнятой на 150 – 200 мм крыши. Ни одна модернизированная таким образом «коробка» не поступит на сборку без испытаний на прочность. Интересно, что центром их проведения и, как это принято говорить у нас, сертифицирующим органом является компания Profile Components, к услугам которой прибегают все конкуренты. То же самое, кстати, касается и сидений, центром разработки которых считается фирма Rego.

Протестированный кузов попадает в руки... художника, который вместе с клиентом определяет стиль, причем это не зависит от объема заказа и назначения будущего автобуса. Ведь «миди-бусы» находят применение как школьные автобусы, маршрутные такси, в том числе для обслуживания инвалидов, «челноки» в аэропортах и отелях, междугородные автобусы и VIP-мобили.

Непременный атрибут салона VIP-мобиля – роскошный диван замысловатой формы, установленный у задней стенки. Перед ним, а иногда и сбоку – небольшой столик. Зачастую последний ряд сидений разворачивают лицом к дивану. Такая планировка получила название «кают-компания». Кроме того, в салоне устанавливают еще 5 – 7 обычных автобусных кресел. Оснащение салона самое разнообразное, но при этом в качестве обязательных элементов чаще всего присутствуют кондиционер, аудио-видеокомплекс, холодильник. Вершина полета фантазии – место секретаря с отдельным входом.

Два дня места на живописных полянах занимали более полусотни автобусов образца 2001 г., представлявших основные тенденции развития отрасли. В стране с населением 5,5 млн. человек сошлись интересы всех европейских автобусостроителей. Хотелось бы, чтобы такой же интерес вызвал у них и какой-нибудь из российских автосалонов, но это тема уже другого разговора.

Л. Ильина Основные Средства 08'2001 24 марта 2005

Комментарии (0)