Качество и только качество. X международная конференция TQM-2000

Н. Рыбаков

Оживление российской промышленности, наблюдающееся в последнее время, принесло с собой резкое обострение интереса отечественного менеджмента к выходу на мировой уровень качества. Еще одним свидетельством этого стала конференция TQM-2000, посвященная управлению качеством и сертификации производств на соответствие стандартам ICO.

TQM-2000 показала насколько многие российские руководители осознали значение качества

Аббревиатура TQM, еще недавно непривычная для большинства отечественных производителей, означает Total Quality Management, или «всеобщий менеджмент качества». Именно такая форма управления предприятием гарантированно обеспечивает конкурентоспособность компаний. Тем не менее, даже представители преуспевающих иностранных фирм в своих докладах на конференции не говорили о Total Quality Management как о чем-то уже достигнутом. TQM рассматривается во всем мире как стратегия современного развития предприятий. Иными словами, Качество – единственный путь к экономическому успеху. И это, как показала Х Международная конференция TQM-2000, понимают сегодня многие отечественные предприятия. Более того, представители ряда из них не без скепсиса отнеслись к выступлениям некоторых своих зарубежных коллег, воспринимая информацию, содержащуюся в их докладах, как уже устаревшую.

Иностранные же специалисты по достоинству оценили как уровень организации конференции, так и успехи российских компаний в области менеджмента качества.

Руководитель органа сертификации TUV Thuringen (Германия) Андрес Дрексель

Так, по словам Эрика Льюиса (Eric Lewis), исполнительного директора компании Bartman management operatiоn Ltd (Англия), конференция была проведена в лучших европейских традициях. А по неожиданному признанию директора немецкой фирмы TEQUA Гюнтера Крига (Gunter Krieg), своим родным, классическим маркам пива, с недавних пор он предпочитает российские. По словам г-на Крига, все больше товаров из России становится конкурентоспособными, во многом благодаря созданию на предприятиях систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

Как бы ни отличались друг от друга компании по своим масштабам и виду деятельности, Качество – в современном его понимании – критерий, который объединяет их все. Вот почему интерес к конференции проявили различные отрасли. В свою очередь, оргкомитет постарался, чтобы на конференции были озвучены все вопросы, связанные с построением модели предприятия XXI века.

На пленарных заседаниях и секциях в деталях рассматривались проблемы, связанные с внедрением различных международных стандартов, прямо или косвенно влияющих на качество. В том числе – наряду с ИСО 9000, экологического стандарта ИСО 14000; международного стандарта для автомобилестроения QS 9000; стандартов управления ресурсами предприятий MRP и ERP; стандартов безбумажного обмена инженерно-технической документацией CALS.

Всего было заслушано 76 докладов. Большая их часть – и не случайно – была посвящена нюансам стандартов ИСО серии 9000, позволяющих реально измерять качество на любом предприятии задолго до того, как продукт попадет к потребителю.

– В современном представлении, – уточняет Председатель Клуба Качества «XXI век», генеральный директор компании «Интерсертифика-Холдинг» Вадим Рождественский, – Качество не ограничивается свойствами конечной продукции. В условиях, когда предложение превышает спрос, для того чтобы завоевать место на рынке, недостаточно продемонстрировать способность произвести продукцию высокого качества. Нужно еще и убедительно доказать, что эта способность распространяется не только на отдельные образцы, а и на весь объем заказов. Стандарты ИСО серии 9000 – это методологическая основа построения системы, при которой все подразделения предприятия работают на одну цель – удовлетворение требований потребителя. Только такая система воспринимается потребителем как система гарантии качества. Юридически ее наличие подтверждается сертификатом, имеющим международное признание.

Надо заметить, что если в конце 1995 года в России насчитывалось всего 22 предприятия, имеющих международные сертификаты на систему качества, то сегодня их около трехсот. Из них более 130 – клиенты компании «Интерсертифика», одного из организаторов конференции TQM-2000.

Конференция показала, что за последнее время в корне изменилась психология руководителей предприятий и ведущих специалистов. Если прежде они не всегда отчетливо видели разницу между сертификатами на продукцию и на систему качества, то сегодня они уже активно строят на своих предприятиях систему менеджмента качества и стремятся сертифицировать ее на соответствие стандартам ИСО серии 9000 во всемирно признанной организации. Одной из них является партнер компании «Интерсертифика-Холдинг» – TUV CERT (Германия). Под занавес конференции г-ном А. Дрекселем были вручены сертификаты TUV CERT руководителям девяти предприятий: ОАО «Завод имени А. М. Тарасова», «Саянская фольга», ОАО «А. Люлька-Сатурн», ЗАО «Мотор-Супер», ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса», ОАО «ЭТНА», ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ОАО «Минский тракторный завод», АО «МЗАТЭ-2».

Н. Рыбаков Основные Средства 06'2000 20 мая 2005

Комментарии (0)