Мини-экскаватор на гусеничном ходу: малый размер – большие возможности

Р. Разумовский

Если верить зарубежной статистике третья часть всех работ в строительстве, на производстве и в некоторых других сферах деятельности выполняется вручную. Для России эти данные не верны, так как здесь доля ручного труда примерно равна 50%. Возможно, поэтому в последние годы так велик интерес к малогабаритной технике, которая в некоторых случаях столь же незаменима, как и крупногабаритное оборудование.

Почти все компании, производящие строительные машины, сегодня выпускают ту или иную мини-технику. А некоторые производители анонсируют о, воистину, масштабных планах развития этого сегмента оборудования. Например, компания Case заявила, что ее цель – стать ведущим европейским поставщиком малогабаритного оборудования. И этот план она готова осуществить уже в 2003 г. Такую уверенность придает этому известному производителю образование в 1999 г. фирмы CNH, возникшей в результате слияния компаний Case и New Holland. Новоявленная компания сразу стала третьим по величине производителем строительного оборудования в мире.

В настоящее время Case представляет достойный модельный ряд мини-экскаваторов из семи машин массой от 1 450 до 4 520 кг, оснащенных двигателями 13,5 – 30,6 кВт. Глубина копания этих механизмов от 2 360 до 3 800 мм. У экскаваторов Case есть свои достоинства. Например, гусеничный ход с изменяемой колеей. При работе в стесненных условиях это очень удобно. Наличие двух скоростей вращения поворотной платформы и уменьшенный радиус ее движения также создают при работе дополнительные удобства.

Даже «загнанный в угол» мини-экскаватор Case успешно справляется с работой

Производством мини-экскаваторов занялся и такой гигант строительной техники, как американская компания Caterpillar, создавшая новую производственную линию с нуля. Ведь до недавнего времени этот производитель специализировался на выпуске больших механизмов, а данным решением сделал очередной шаг по дальнейшему укреплению своих позиций. Исследуя современный рынок землеройной техники, специалисты компании Caterpillar обнаружили, что за последние 10 лет ежегодный прирост продаж мини-экскаваторов составляет примерно 11%. Вот на чем было основано решение о создании нового производства.

Мини-экскаваторы Caterpillar создаются на базе нового отделения Building Construction Products, базирующегося в Клейтоне, штат Северная Каролина. Сейчас выпускаются четыре модели гидравлических мини-экскаваторов, различные погрузчики и большое количество сменного рабочего оборудования. При разработке новых машин компания получила 25 патентов, а самой значительной новацией является принципиально новая система охлаждения двигателей.

Некоторые земляные работы не требуют участия больших машин

Первые сорок лет с момента создания компании JCB (Великобритания) ее продукция была большой, массивной, мощной, производительной. Только в 1989 г. руководство компании решило включить в свой – и без того широкий ассортимент – мини-технику. Модели получились настолько маленькими, что их можно перевозить в на прицепе легкового автомобиля. Первым был выпущен мини-экскаватор модели 801. Его успех на рынке землеройной техники превзошел все ожидания. С тех пор английская компания ежегодно увеличивает объемы производства мини-техники.

Сегодня в серию мини-экскаваторов JCB входят модели: 8015, 8015-2, 8016, 8017, 8018, 802 Super, 803 Plus&Super, 804 Super, 8052. Самый маленький из них – JCB 8016. А недавно JCB вовсе начала производить игрушечные экскаваторы и тракторы. Менеджеры говорят, что хотят с детства приучать будущих строителей к своей технике.

Достаточно сильную позицию в сфере производства мини-экскаваторов заняла шведская компания Volvo. Несколько лет назад она приобрела французскую фирму Pel-job Group, а спустя некоторое время прикупила и немецкую компанию Zettelmeyer. Среди других крупных производителей, прежде всего, следует упомянуть Melroe (торговая марка Bobcat) – дочернее предприятие американской компании Ingersoll-Rand и фирму Kubota (Япония).

Среди больших механизмов Caterpillar появились такие «малыши» с большими возможностями

Оба эти предприятия занимают сильные позиции в производстве мини-экскаваторов. В список крупнейших можно также занести известных производителей строительного оборудования, две немецкие компании – Gehl и O&K, две японские – Komatsu и Kobe Steel Limited (торговая марка Kobelco) и южнокорейскую Daewoo. Все они включили мини-экскаваторы в номенклатуру своей продукции, каждый изготовитель, стремится сделать этот сегмент оборудования более привлекательным, активно совершенствует конструкцию своих механизмов за счет улучшения технических характеристик и дизайна. Разработчики также расширяют номенклатуру сменных рабочих органов, повышают уровень комфорта оператора в кабине, всячески стремясь облегчить условия его труда и безопасности при производстве работ.

Специалисты признают, что сегодня на рынке мини-экскаваторов лидируют японские компании. Первый универсальный экскаватор-планировщик Komatsu появился еще в 1970 г. За последующие годы выпущено 57 моделей миниатюрных дорожно-строительных машин. Все разработки появлялись в соответствии с запросами рынка. Так же возникла и серия мини-экскаваторов. Ширина этих «малюток» не превышает 800 мм, а высота – 1 500 мм, такая машина способна проехать практически в любую дверь здания. При полном повороте ни одна часть корпуса не выходит за первоначальные габариты, т.е. механизм можно поставить в узком проходе, и свободно работать, не опасаясь ударов о стенку.

Некоторые мини-экскаваторы выглядят игрушками, например, как эта модель Komatsu PC02 (ширина 690 мм, высота 1 150 мм, вес 475 кг)

Melroe, прежде всего, известен своими мини-погрузчиками Bobcat. Однако, есть у него и другая, не менее интересная техника – ряд мини-экскаваторов: Х-320, Х-325, Х-331 и Х-335. В этом классе машин компания производит одни из самых мощных механизмов с усилием отрыва ковша 14 840 – 36 540 Н. Масса мини-экскаваторов Bobcat в зависимости от модели и комплектации 1 442 – 3 422 кг. Наибольшая глубина копания 2 200 – 3 514 мм. Экскаваторы комплектуются двигателями Kubota или Perkins мощностью 10,1 – 35 кВт, резиновыми или стальными гусеницами, кабиной или козырьком.

Компания Gehl International не так давно занимается выпуском небольших строительных машин. Более 120 лет она специализировалась на сельскохозяйственном машиностроении, но в 1986 г. открыла для себя рынок легкого строительного оборудования. Возможности компании в этой области оказались достаточными, чтобы к 1991 г. она заявила о себе на международном уровне. Сегодня Gehl успешно развивает дилерскую сеть в Европе, на Среднем Востоке, в Латинской и Южной Америке, Тихоокеанском регионе и активно обновляет номенклатуру выпускаемой продукции.

Gehl International выпускает несколько серий гусеничных мини-экскаваторов, которые производит в Японии и Италии. Машины GEHLMAX IHI в стандартной модификации (серия J) и с «нулевым радиусом разворота платформы» (серия JX). В таких конструкциях укороченная задняя часть корпуса машины при повороте не выходит за ширину гусениц.

Один из самых маленьких экскаваторов Fiat-Hitachi FH22.2 выглядит как большой

Серия экскаваторов Compact Line, выпущенная компанией Fiat-Hitachi состоит из 6 моделей. Несмотря на малые габариты, эти механизмы способны выполнять достаточно трудоемкую работу. Все модели оснащены четырехтактными дизельными двигателями Kubota. На самые компактные модели FH15.2 и FH22.2 установлены трехцилиндровые D1105-KA с рабочим объемом 1 123 см3 и мощностью 17,3 л.с. Средние FH30.2 и FH35.2 оснащены четырехцилиндровыми V1505-KA – 1 498 см3 и 23,2 л.с. А на большие FH40.2 и FH45.2 – тоже четырехцилиндровые V2203-KA, но с большим рабочим объемом 2 197 см3 и мощностью 35,5 л.с. Глубина копания мини-экскаваторов Fiat-Hitachi от 2 170 до 3 965 мм.

Как и большинство других производителей, Fiat-Hitachi выполняет свою технику в нескольких вариантах: с кабиной, оборудованной часами, радио и обогревателем, или просто с навесом. У мини-экскаваторов этой компании много отличительных особенностей, об одной из которых следует упомянуть особо – движением машины, работой отвала, подъемом и поворотом стрелы управляет гидравлическая система OHS (Optimal Hydraulic System).

Еще одно преимущество мини-экскаватора – никаких проблем с транспортировкой

Мини-экскаваторы не обязательно просты по своей конструкции. Современные модели высокотехнологичны и сложны, тем не менее, легки в управлении и обслуживании. А, ко всему прочему, они сравнительно дешевы. Все эти факторы привлекают покупателя, в результате этот сегмент оборудования становится самым покупаемым. Однако, все это за рубежом, у нас ситуация иная.

За рубежом мини-экскаваторы более распространены в жилищно-коммунальном и сельскохозяйственном секторе. В России данный вид техники встречается только на строительных объектах крупных компаний, для исполнения либо совсем простых, но трудоемких функций, либо, наоборот, для решения нештатных задач.

Среди всех конструкций мини-экскаваторов наибольший интерес вызывают машины с «нулевым радиусом поворота платформы». Такие механизмы могут работать в самых стесненных условиях. Все конструктивные части новых машин размещены компактно и без свесов, а выступающее экскавационное оборудование складывается и занимает минимальный объем.

Среди разработчиков и производителей машин с «нулевым радиусом поворота платформы» превалируют японские производители. В этом сегменте уверенно себя чувствуют Kubota, Yanmar, Kobelco, Komatsu. Среди европейских продуцентов похожие конструкции выпускают уже упомянутая Gehl International и компания Case.

По функциональным возможностям мини-экскаватор мало чем уступает своему великорослому собрату

Мини-экскаваторы занимают самый большой сектор в области малогабаритной техники. За рубежом большая доля таких машин поступает в распоряжение лизинговых компаний. Поэтому уровень продаж мини-экскаваторов в отдельных странах может также служить показателем развития рынка лизинговых услуг.

Если рассуждать об отличительных особенностях современного мини-экскаватора, то здесь главным показателем является не его компактность, и даже не малая стоимость. При всей своей миниатюрности, мини-экскаваторы последних моделей выпускаются в полном функциональном исполнении, подобно полноразмерным машинам. Более того, они сложнее, имеют полноповоротную платформу, а также стрелу с ковшом, наделенную большой степенью поворотной свободы, как у экскаваторов-погрузчиков.

Обычно мини-экскаваторы оснащены гусеничным ходовым оборудованием с резиновыми или металлическими гусеницами. Почти у всех этих механизмов джойстиковое управление, а усиленная звукоизоляция кабины и моторного отсека делает их практически бесшумными. Все мини-экскаваторы оснащены кабинами с увеличенной площадью остекления. В наиболее компактных машинах кабина порой отсутствует вовсе, а над рабочим местом оператора, в лучшем случае, располагается навес.

Землеройные механизмы мини-экскаватора обычно оснащены автоматическими гидросистемами подстройки под рабочие нагрузки, а также дополнительным гидроконтуром с быстроразъемными муфтами для подсоединения навесного оборудования: сменного ковша, гидромолота, буровой штанги и др. Для повышения устойчивости и осуществления несложных планировочных работ мини-экскаваторы оснащаются бульдозерным отвалом.

В мини-экскаваторе удачно сочетаются маневренность и проходимость, невысокое давление на грунт и небольшие размеры, значительная глубина копания и относительно большая высота выгрузки грунта. А доставка к месту работ превращается в заурядную транспортную операцию, не требующую большегрузных трейлеров. Все это делает данный класс землеройной техники все более популярным за рубежом, а в последние годы и у нас в стране.

Р. Разумовский Основные Средства 07'2003 10 февраля 2005

Комментарии (0)