Экскаваторы-погрузчики

К. Шестопалов, канд. техн. наук

Экскаваторы-погрузчики особенно популярны там, где сравнительно небольшие сосредоточенные объемы земляных и погрузочных работ сочетаются с частыми перебросками машин между объектами и работой в стесненных условиях, что характерно для городского хозяйства. Таким образом, наиболее типичными потребителями машин этого класса стали подрядчики, специализирующиеся на обслуживании и ремонте дренажных и коммуникационных сооружений, теп-ло-, водо-, газо- и электросетей, а также озеленении и благоустройстве городских территорий. Из 1398 машин, поставленных на российский рынок в 1997 году, 1259 было произведено в России, 46 ввезено с Украины и 93 импортировано из Западной Европы и США.

Российские и украинские машины монтируются, в основном, на тракторах Минского тракторного и Южного машиностроительного заводов и, несмотря на заметное в последние годы улучшение конструкции шасси, все еще сохраняют недостаточные комфортабельность и безопасность кабин; высокий уровень шума как внешнего, так и внутри кабины; неудовлетворительные маневренность и проходимость в стесненных условиях; низкий уровень механизации и автоматизации операций как вспомогательных, так и по управлению машиной и рабочим оборудованием; отсутствие комплекта сменных рабочих органов и приспособлений, ускоряющих их замену.

К этому можно добавить низкую надежность машин, усугубленную неразвитостью или отсутствием на местах налаженной фирменной службы технической поддержки и сервиса. В силу этих причин относительно высок процент (до 7%) экскаваторов-погрузчиков, приобретенных российскими строителями в Западной Европе и США.

Наиболее популярна продукция фирмы JCB, крупнейшего в Великобритании и пятого в мире производителя строительных машин и оборудования. Первые экскаваторы-погрузчики JCB 3D появились в столице в период подготовки к Московским Олимпийским играм 1980 года. Они оказались настолько эффективными и надежными, что появление машин этой фирмы в России в 90-е годы упало на хорошо подготовленную почву. Свою роль в успехе JCB на российском рынке сыграла и хорошо поставленная его дилером – АО «ЛонМади» – служба технической поддержки, одна из первых в России организованная и работающая по западным стандартам.

Современное европейское семейство экскаваторов-погрузчиков JCB объединено буквенным индексом «CX» и включает 4 типоразмера. Самая маленькая модель, 1CX, отличается короткой базой, бортовым поворотом, гидрообъемной трансмиссией и балансирной подвеской колес одного борта. Благодаря этим особенностям, а также сменным рабочим органам машина находит применение в небольших хозяйствах не только на строительных, но также уборочных и прочих вспомогательных работах.

У моделей 2CX, 3CX и 4CX – полноприводное шасси с одинаковыми или меньшими (3CX и 3CX Turbo) передними колесами, дисковыми маслопогруженными ступичными тормозами, гидрообъемным рулевым механизмом следящего типа, всеми управляемыми колесами (за исключением 3CX и 3CX Turbo), синхронизированными реверсируемыми коробками передач, допускающими переключение под нагрузкой, удобными и безопасными кабинами с системами ROPS/FOPS, хорошим обзором и звукоизоляцией. Интересная особенность – переключение передач и реверсирование осуществляется рукояткой мотоциклетного типа, расположенной на рулевой колонке.

Задненавесное экскаваторное оборудование – с поперечным смещением, моноблочной или телескопической рукоятью, дополнительной гидромагистралью с быстроразъемными муфтами для подключения челюстных ковшей, гидромолотов, вибротрамбовок, холодных дорожных фрез, буров и быстродействующих захватов сменных рабочих органов.

Фронтальное погрузочное оборудование также оснащено гидромагистралью для привода шестиоперационных челюстных ковшей, подметальных щеток, снегоуборочных роторов и быстродействующих захватов сменных рабочих органов. Последние могут иметь и механическое исполнение.

Погрузчик оснащен автоматикой, позволяющей перемещать груз, сохраняя его ориентировку в пространстве, и возвращать ковш в исходное положение для заполнения после выгрузки без вмешательства оператора.

Семейство экскаваторов-погрузчиков фирмы CASE включает в себя 3 базовые модели, каждая из которых имеет несколько модификаций.

Машины CASE монтируются (за исключением моделей 580LE и 580 Super LE, для которых этот вариант не является стандартным) на полноприводном шасси с меньшими или одинаковыми (для моделей 595 Super LE и 595 Super LE Servopower) передними колесами. Переключение с неполноприводного режима на полноприводной осуществляется на ходу. Все коробки передач реверсируемы и синхронизированы, а на моделях 580 Super LE Powershift, 590 Super LE Powershift и 590 Super LE Servopowerplus они позволяют переключаться под нагрузкой.

Ведущие мосты оснащены блокируемыми дифференциалами, дисковые маслопогруженные рабочие тормоза размещены в ступицах колес в одном корпусе со стояночными и управляются двумя независимо работающими тормозными системами. Передняя ось (или ведущий мост) соединены с рамой шарниром, допускающим качание на 220 в обе стороны. Маневрирование машин серии 580 осуществляется поворотом передних колес, а серии 595 – поворотом всех колес в одном из трех режимов (автомобильный, «крабом» и «колея в колею»).

Задненавесное экскаваторное оборудование с поперечным смещением или без него (по желанию заказчика) оснащено прямой стрелой коробчатого сечения с цельнометаллическими боковыми стенками и моноблочной или телескопической рукоятью и оборудовано быстродействующим захватом рабочих органов.

Фронтальное погрузочное оборудование соответствует традиционной компоновке. Все машины могут оснащаться четырехоперационными погрузочными ковшами. У серии 580 ковш наклоняется двумя гидроцилиндрами, у серии 595 – одним, причем в последнем случае шток цилиндра крепится над осью поворота ковша, достаточно близко к поверхности земли. Такое решение, скорее всего, ухудшило условия его работы, но улучшило обзор передней рабочей зоны из кабины оператора. Погрузчик оснащен системой автоматического возврата ковша после выгрузки в положение начала набора на уровне земли.

Семейство экскаваторов-погрузчиков фирмы CATERPILLAR включает в себя 6 моделей, смонтированных на полноприводном шасси с меньшими передними колесами, ступичными дисковыми маслопогруженными тормозами, гидрообъемным рулевым механизмом следящего типа, управляемыми передними (и всеми для 426C, 436C и 438C) колесами, реверсируемыми синхронизированными коробками передач и отбора мощности, допускающими переключение передач под нагрузкой, удобными и безопасными (с системой ROPS/FOPS) кабинами.

Задненавесное экскаваторное оборудование CATERPILLAR на моделях 416C, 426C, 436C и 446B не имеет возможности поперечного смещения, а на моделях 428C и 438C – с поперечным смещением. Его отличительной особенностью является изогнутая стрела (знаменитый «банан Катерпиллера»), обеспечивающая, по мнению фирмы, лучшие условия для выгрузки ковша в высокое транспортное средство или через препятствие. Машины могут оснащаться как моноблочной, так и телескопической рукоятью, быстродействующим захватом сменных рабочих органов и отдельной гидромагистралью для гидромолота, вибро-трамбовки и захвата.

Стандартное фронтальное погрузочное оборудование выполнено по традиционной для машин этого класса схеме. Для улучшения обзора рабочей зоны из кабины оператора рычаги стрелы разведены в стороны, а наклон ковша осуществляется одним гидроцилиндром. По заказу погрузчик оснащается системой сохранения ориентации груза в пространстве, а гидросистема автоматически адаптируется к нагрузкам на рабочих органах, обеспечивая оптимальные рабочие усилия при любых оборотах двигателя и хорошей топливной экономичности.

Семейство экскаваторов-погрузчиков фирмы FIAT-HITACHI, объединенное буквенным индексом «FB», состоит из 4 моделей.

У шасси моделей FB90, FB100 и FB110 ведущие колеса – задние, а управляемые – передние. Управляемые колеса этих моделей меньше ведущих. Модель FB200 смонтирована на полноприводном шасси со всеми одинаковыми и управляемыми колесами и способна маневрировать в трех режимах: за счет передних колес, «крабом» и «колея в колею». Трансмиссии оборудованы полностью синхронизированными реверсируемыми коробками передач, а модель FB200 – коробкой с переключением передач под нагрузкой. Все модели оборудованы гидрообъемным рулевым управлением следящего типа и гидроприводом рабочих органов следящего типа, адаптирующимся к рабочим нагрузкам.

Задненавесное экскаваторное оборудование – «обратная лопата» с поперечным смещением, прямой стрелой треугольного профиля и моноблочной или телескопической рукоятью – по желанию заказчика может быть оснащено быстродействующим захватом сменных рабочих органов.

Фронтальное погрузочное оборудование, как и у большинства других производителей, выполнено по традиционной схеме. Наклон ковша осуществляется двумя гидроцилиндрами, стандартный многооперационный ковш оснащен постоянно установленными и откидывающимися при необходимости вилами (аналогичная схема используется и JCB). По заказу погрузчик оснащается системой сохранения ориентации груза в пространстве, а система гидропривода рабочих органов адаптируется к нагрузкам, возникающим на них, обеспечивая оптимальный режим работы силовой установки и облегчая труд оператора.

В целом можно отметить, что рассмотренные машины, особенно новейшие модели и их модификации, имеют много общего в конструктивных решениях и их техническом исполнении, а также в дизайне – экстерьере и эргономичности кабин. Со всей очевидностью это свидетельствует о том, что к настоящему времени сложилась общепризнанная концепция машин такого класса. Ей и стремятся следовать ведущие производители экскаваторов-погрузчиков.

В какой-то степени это упрощает проблему выбора для покупателей, поскольку позволяет уделять большее внимание таким показателям, как цена, надежность и безотказность, уровень послепродажного сервиса.
В настоящем обзоре не рассмотрены машины фирм KOMATSU, KRAMER ALLRAD, NEW HOLLAND, STAVOSTROJ и ряда других, активно предлагающих свою продукцию российским потребителям, но не ставших пока участниками нашего рынка.


К. Шестопалов, канд. техн. наук Основные Средства 12'1998 18 ноября 2005

Комментарии (0)