Это вакуум, вакуум!

Машины для содержания канализационных сетей

И. Варывдин
Если на автомобильной цистерне написано «Вода» или «Мазут», сразу понятно, для перевозки какого материала она предназначена. А как понять, что везут в цистерне с надписью «Вакуум», ведь пустоту никто не перевозит? Названия веществ, которые транспортируют такими машинами, так сказать, не для широкого употребления. Речь пойдет о вакуумных, или ассенизационных, машинах. Выпуском такой спецтехники в России сегодня занимается немалое число предприятий, да и все больше иномарок попадает в парки всевозможных горводоканалов стараниями российских партнеров.
 
 
 
MORO одной из первых стала оборудовать свои машины аэродинамической облицовкой

При всей их, казалось бы, немудреной конструкции вакуумные машины должны отвечать жестким условиям, связанным с их эксплуатацией. Вакуумный насос с приводом от вала отбора мощности (ВОМ) должен создавать большое отрицательное давление, достаточное для подъема фекальных или илистых масс, обычно густых, вязких. При работе с выгребными ямами, например, предварительно разбавить их водой нереально, ведь копят-то все до последнего. Исходя из этого вытекают требования и к цистерне: на ее стенки будет действовать не только вес загруженных в нее жидких отходов (изнутри), но и атмосферное давление воздуха в момент работы насоса (снаружи). Отсюда и ребра жесткости по всему периметру, и строго круглое сечение бочки, никаких «чемоданов» и прочего. В общем, дизайнерам негде развернуться. Пожалуй, единственное, что они могут предложить, это установить на раме не одну, а две одинаковые цистерны. Так, например, поступают на арзамасском заводе «Коммаш» с КО-505А на шасси КамАЗ-65115 и КО-523 на шасси МАЗ-5337А2. Сегодня этот завод лидер отечественного коммунального машиностроения, в его производственной линейке самый большой ассортимент спецмашин, только ассенизационных около 20 моделей. Это предприятие, в частности, является еще и поставщиком агрегатов для вакуумных машин другим российским заводам.

Работа с агрессивными веществами определяет требования к антикоррозийной защите емкости, а то и вовсе вынуждает отдельных производителей использовать в качестве материала для изготовления цистерн нержавеющую сталь. Разгружается бочка самотеком или под давлением, создаваемым тем же вакуумным насосом.

У некоторых моделей задняя стенка выполнена в виде крышки с гидроприводом, они разгружаются самосвальным способом. Так, в частности, сконструированы илососные машины, своего рода «подвид» вакуумных погрузчиков. От последних они отличаются тем, что их цистерна разделена на два отсека – для ила и иловой воды и предназначены исключительно для очистки колодцев ливневых и канализационных сетей от ила. Как правило, такие машины дополнительно оборудуют баками для чистой воды, используемой для предварительного размыва донных отложений. Некоторые из них комплектуют устройствами для фильтрации иловой воды и обратного ее слива. Сегодня в РФ в чистом виде илососные машины производит только предприятие «Арзамас Коммаш», а остальные заводы под «илососами» подразумевают более сложно устроенные комбинированные каналоочистительные машины.

В ряде случаев «ассенизаторы» выпускают с термоизоляцией и подогревом (так называемое «северное» исполнение). Это пригодится при необходимости аварийной прочистки канализации при отрицательных температурах окружающей среды.

Может, кому-то покажется странным, что некоторые модели вакуумных машин приспособлены в том числе и для перевозки питьевой воды. Здесь проблема уже не техническая, а моральная. Предположим, что цистерну, несколько лет перевозившую фекалии, отмоют до блеска и привезут в ней чистую воду жильцам, оставшимся без воды из-за аварии на водопроводе... А когда возникает повышенная потребность в средствах доставки людям питьевой воды, где вы найдете хоть один горводоканал, который специально для этих целей держит десяток-другой бочек в резерве? Старый советский фильм воспевает профессию водовоза, а те, кто собирает отходы, всегда остаются за кадром, но стоит лишь ответить на вопрос, что хуже: квартира без водоснабжения или много обратной воды в квартире из унитаза, и сразу станет ясно, какая профессия самая важная для современной цивилизации. В то же время в других странах не просто вывозят, а тщательно собирают жидкие бытовые отходы как ценное сырье для получения того же метана.

При небольшой доработке, гарантирующей взрыво- и пожаробезопасность, получается модификация вакуумных машин для сбора нефтепродуктов. Такие автомобили у нас традиционно производят предприятия ОАО «Завод «ГрАЗ» и «Энергомаш» (пос. Мисяш, Челябинская обл.), что неудивительно, ведь основная их продукция – бензовозы и топливозаправщики.

Основные рабочие характеристики вакуумных машин разных производителей сходные. Скорость заполнения цистерны – от 5 до 15 мин, а время опорожнения еще меньше. Производительность вакуумного насоса у КО-503 – 240 м3/ч, у КО-505 – 360 м3/ч. Глубина всасывания – от 4 до 6 м. В список обязательного оборудования включено и сигнально-предохранительное устройство, предотвращающее переполнение бочки, а в списке опций у производителей импортные насосы или (очевидная роскошь для российских рабочих) электролебедка для подъема колодезного люка.

Многие выпускаемые сегодня в России вакуумные машины, как и в советские времена, базируются на шасси, например, КамАЗ-65115 (6х4) и КамАЗ-43118 (6х6), вместимость бочки – до 10 м3. Недавно такие предприятия, как арзамасское ОАО «Коммаш» и «Тверькоммаш» на основе дорожной версии челнинского трехосника предложили коммунальным службам цистерну увеличенного до 12 м3 объема (машины КО-505Б и ТКМ-622А соответственно). Для вездеходных шасси «Урал-4320» и «Урал-5557» применяются емкости на 9 и 7 м3. У классического российского среднетоннажника ЗИЛ-433362 цистерна рассчитана на 5 м3, а у его «младшего брата» из того же советского прошлого ГАЗ-3307-09 – на 3,75 м3. И хотя сегодня тот же арзамасский «Коммаш» предлагает 5-кубовые вакуумные машины на более современных, экономичных и «экологичных» среднетоннажниках МАЗ-437041 и КамАЗ-4308, «старички» еще долго будут у нас востребованы там, где велика опасность провалиться туда, что собирались чистить.

 

ЗАО «Коминвест-АКМТ» представляет в России вакуумные машины итальянской компании MORO, которая выпускает широкий модельный ряд вакуумных, ассенизационных, илососных, комбинированных машин, предназначенных для установки на автомобильные шасси. Принципиально конструкции этих машин идентичны: «бочка» + вакуумный насос, далее комплектации различаются в зависимости от назначения машины. MORO практически всегда использует для изготовления цистерн нержавеющую сталь – очень долговечный и устойчивый к любым агрессивным химическим воздействиям материал. Все цистерны подъемные, все оборудуются задним откидным днищем для удобства выгрузки самосвальным способом. Один из важнейших агрегатов машин – вакуумные насосы MORO производит самостоятельно, качество их ценится во всем мире. Даже в США ряд производителей вакуумных машин используют насосы и другие комплектующие MORO. Завод MORO реализует в Европе ежегодно до 400 машин, причем многие из них очень сложные и дорогие, ценой до 600 тыс. евро.

Следует подчеркнуть, что в Европе все вакуумные машины комплектуют из модульных компонентов по требованиям заказчика и практически не существует двух одинаковых машин, поэтому понятие «модель» в данном случае весьма условно. Так же действует и «Коминвест-АКМТ», поставляя машины MORO в комплектации по заказам клиентов, причем сроки поставки такая «работа по заказу» не увеличивает.

Новая тенденция на рынке вакуумных машин – пластиковые аэродинамические облицовочные детали, не только позволяющие экономить топливо, но и придающие машине более эстетичный вид. MORO одной из первых стала оборудовать свои машины аэродинамической облицовкой.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Каналопромывочная машина
И. Варывдин Основные Средства 10'2011 31 октября 2011

Комментарии (0)