Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня

Дворники на колесах

Универсальные и комбинированные машины для содержания дорог

Д. Кравцов
Если все работы по летнему содержанию автодорог и улиц населенных пунктов выполнять отдельными специализированными машинами, то число типов таких машин превысит 10 и даже 12. Выход один – использовать универсальные дорожные машины (УДМ) и комбинированные (КДМ) со сменными рабочими органами, т. е. многофункциональные машины.
 
 
Broad Europa
 
 
Johnston VT 650
Broad Gothia
 
 
 
 
 
 
Johnston VT 551

Сегодня представить автомобильные дороги и улицы населенных пунктов без УДМ и КДМ невозможно. Применение многофункциональных машин для летнего содержания дорог оптимальных типоразмера и стоимости позволяет снизить затраты на формирование парка дорожной техники, резко сократить парк машин, тем самым уменьшив амортизационные затраты и штат персонала.

Наиболее заметными на рынке России отечественными производителями «летних» УДМ и КДМ являются ООО «Меркатор Холдинг», ЗАО «Коминвест-АКМТ», Смоленский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ (ОАМО «ЗИЛ», группа «Русбизнесавто»), ОАО «Мценский «КомМаш» («Мценсккоммаш»), ОАО «Курганский завод дорожных машин» («Кургандормаш»), ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «Ряжский авторемонтный завод» (РАРЗ), ОАО «Тосненский механический завод» (ТоМеЗ), ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ), ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» («Арзамаскоммаш»), ООО «Берц» (ОАО «Торфмаш»), ОАО «Ирмаш», ОАО «Мосдормаш». Эти предприятия выпускают коммунальные машины на базе серийных автомобильных шасси и автомобилей-самосвалов. В продуктовой линейке многих присутствуют устройства для монтажа (монтажные плиты) сменных рабочих органов и сами рабочие органы. Большинство производителей исторически известны в качестве поставщиков и техники, и оборудования для зимнего содержания автодорог.

В 2000-х гг. отчетливо проявилась тенденция – кооперация ряда российских заводов с известными зарубежными производителями профильного оборудования. Устанавливая на автомобильное шасси российского производства импортные модули-надстройки, удается заметно повысить технологичность и надежность техники.

В сегменте «гибридов» на российском шасси, предназначенных для уборки автодорог и содержания в чистоте объектов дорожной сети, преимущественно представлена продукция иностранных фирм – Johnston (Англия), Bucher (Швейцария–Германия), Schmidt (Германия), Brock (Германия), Kobit (Чехия), Erdemli Makina (Турция) и Schwarze Industries (США). Среди «гибридов» с использованием отечественного тягача и прицепного импортного оборудования пока лидирует техника Brodd Sweden AB (Швеция).

Зарубежные фирмы предлагают сменное рабочее оборудование, монтируемое на различные базовые автошасси с использованием монтажных плит.

Оснащение поливомоечных и подметально-уборочных машин различается. Технология влажной уборки требует оснастить самосвальное шасси оборудованием, которое навешивают на передний кронштейн машины, и емкостью (цистерной) для воды. В современном исполнении на стандартную грузовую платформу автошасси устанавливают быстросъемную раму и на ней монтируют водяной насосный агрегат и пластиковые емкости разной вместимости (в зависимости от технического решения производителя и мощности тягача). Пластиковые емкости также могут быть размещены непосредственно в кузове самосвала, что позволяет расширить сферу использования техники. Часто в межбазе шасси устанавливают центральную щетку для уборки мусора.

На старых российских КДМ, которые продолжают массово эксплуатироваться, сопла для подачи воды находятся слева и справа и направлены к центру с целью нанести по дорожному покрытию перекрестный водяной удар. Встречается вариант с одним соплом, расположенным справа с расчетом, чтобы водяная струя смывала грязь с проезжей части в сторону тротуарного бордюра и люков ливневой канализации.

Рама с соплами заметно уступает современному высоконапорному поливомоечному оборудованию. Обычно это оборудование состоит из распределительной гребенки с горизонтально расположенными соплами, которая помимо горизонтальных сопел имеет два боковых сопла и две боковые вертикальные штанги с соплами для мойки вертикальных поверхностей. Поворот и подъем-опускание гребенки осуществляются гидроцилиндрами с управлением из кабины шасси. Высоконапорное поливомоечное оборудование предназначено не только для мойки водой асфальто- и цементобетонных покрытий или полива дорожного покрытия, но и для струйной очистки лотков и водопропускных труб, полива зеленых насаждений, тушения пожаров и орошения воздуха.

Все ведущие отечественные и зарубежные производители коммунальной техники поставляют, как правило, в «летнем» комплекте щетку для мойки ограждений с высоконапорным увлажнением (как вариант – просто щетку для мойки ограждений) и оборудование для мойки дорожных знаков (ручное), а также оборудование для забора воды из водоема.

Наряду с поливомоечными машинами неизменным «персонажем» летнего пейзажа улиц с твердым покрытием и загородных шоссе, особенно в пригороде, остаются ПУМ и ПУ (подметально-уборочные машины). Механизированная уборка улиц, автострад, площадей в городе и территорий аэропортов проводится с увлажнением подметаемой поверхности. Далее собранный смет транспортируется в бункер (или в сопровождающее ПУМ транспортное средство), и в последующем проводится его механизированная выгрузка.

В сегменте подметально-уборочной техники машины для летнего содержания делятся на следующие основные группы: машины на шасси с механической загрузкой смета, машины на шасси с вакуумной загрузкой смета и прицепные машины с вакуумной загрузкой смета.

У машин первой и второй групп спецоборудование установлено на шасси грузового автомобиля, но есть существенные различия по способу подачи смета в бункер.

В комплект оборудования у ПУМ и ПУ входит система обеспыливания, состоящая из двух емкостей для воды, водяного насоса, трубопроводов и распылителей, подающих воду в рабочую зону. На большинстве ПУМ вода подается перед лотковыми щетками и в переднюю часть шасси, где равномерно распределяется по ширине обрабатываемой поверхности.

Привод цепи транспортера и цепной передачи цилиндрической щетки, а также насоса гидросистемы у коммунальных машин данной группы осуществляется от коробки отбора мощности базового шасси. Привод водяного насоса системы увлажнения электрический.

Группа ПУМ с механической загрузкой смета на автошасси представлена на рынке в основном техникой рязанского предприятия «Торфмаш». «Торфмаш» до сих пор выпускает ПУМ-1 на шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Вместимость бункера для смета – 1,44 м3, причем бункеров у данной модели два. Их опорожнение происходит методом опрокидывания. Производительность ПУМ-1 – 46 200 м2/ч. У ПУМ-99 на шасси ЗИЛ-433362 либо ЗИЛ-432932 при объеме бункера 2,55 м3 производительность 50 000 м2/ч. Самой мощной является «33-я» модель на шасси КамАЗ-43253. Модели ПУМ-99 и ПУМ-33 сконструированы по единой схеме. В частности, на них применяется один бункер для смета с разгрузкой поперечным транспортером.

До последнего времени похожую технику выпускал столичный завод «Мосдормаш»: это модели с механической загрузкой смета ПУ-93 на шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ПУ-94 на шасси ЗИЛ-433362. Недавно производство дорожной и коммунальной техники завод приостановил.

У машин второй группы смет подается в бункер за счет разрежения воздуха, создаваемого вентилятором. Часто машины этой группы комплектуют дополнительным вакуумным подборщиком мусора в виде гофрированного рукава, используемого для уборки мусора в труднодоступных местах, включая прилотковые участки с колодцами ливневой канализации и урны. Разгрузка бункера ведется самосвальным способом. Большинство моделей вакуумных подметально-уборочных машин, выпускаемых в стране, комплектуют автономным двигателем для привода оборудования.

Использование всего одной подметально-вакуумной машины равносильно работе почти двадцати дворников. «Пылесос» на 6 м3 способен заменить на дороге до пяти бригад, состоящих из дворников, операторов фронтальных погрузчиков и самих погрузчиков. Пыль, грязь, листва не разносятся ветром, а увлажненные всасываются в герметичный бункер для смета. Спрос и предложение говорят о том, что эта группа техники становится все более востребованной.

Некоторые предприятия, осваивая выпуск «гибридов» и изучая возможности коллег за рубежом, ввиду очевидных технологических преимуществ их оборудования дальновидно сохранили производство отечественной продукции. Улучшив конструктивные решения и конкурируя на рынке через предложение коммунальной техники в разных ценовых категориях, им удается охватить максимально широкий диапазон потребителей. Учитывая практически не меняющееся положение с финансированием дорожного хозяйства, подобная маркетинговая стратегия видится наиболее правильной.

Известная компания ЗАО «Коминвест-АКМТ» предлагает целую линейку подметально-уборочных «гибридов» на российских и зарубежных шасси и британское оборудование марки Johnston Sweepers, мод. VT500, VT650 и VT800. Цифры означают вместимость бункера (5,0; 6,5 и 8,0 м3 соответственно).

Кроме того, с 2011 г. Johnston предлагает интересную машину: мод. VT551 на шасси Mitsubishi Fuso. При близкой по величине вместимости бункера она значительно легче и компактнее по сравнению с моделями на других шасси. Весной 2011 г. эта машина была представлена и российскому рынку.

Особенностью машин Johnston является бункер из нержавеющей стали, который служит гораздо дольше обычного, привод сбалансированного вентилятора от автономного дизельного двигателя через повышающую коробку передач и гидромуфту, а также простота и надежность в эксплуатации.

В модельном ряду машин марки МВП, где использовано английское оборудование, популярностью на отечественном рынке заслуженно пользуется модель Johnston VT650, которая монтируется на выбор на шасси КамАЗ-53605 (МВП-50121-02) либо МАЗ-5551 (МВП-5012-01) – разница только в дополнительном водяном баке на 700 л, устанавливаемом за кабиной КамАЗа, либо на европейских шасси, таких как Volvo, Scania. В основном пользуется спросом двустороннее подметальное оборудование, т. е. такое, когда подметальный узел, всасывающая шахта и лоток находятся и слева, и справа, но оператор может попеременно включать только одну из сторон; ширина захвата 2400 мм. Однако по заказу может быть поставлена машина с более мощным двигателем, с одновременным подметанием с обеих сторон, ширина захвата в этом случае – 3600 мм. В таких случаях на мод. VT650 по заказу устанавливают автономный турбированный двигатель IVECO N45 ENTX мощностью 104 кВт. В этой модели также предусмотрен набор полезных опций, среди них система рециркуляции воды, дающая возможность выполнять сухую загрузку и увеличить время пребывания машины на линии между разгрузками. Применяя систему высоконапорной мойки от Johnston, можно эффективно проводить мытье и очистку объектов уличной сети, прежде всего остановок общественного транспорта и шумозащитных ограждений на трассах.

Помимо этого для удовлетворения потребностей заказчиков в круглогодичной эксплуатации машин компания ЗАО «Коминвест-АКМТ» предлагает на свои машины МВП систему быстросъемности для демонтажа вакуумного подметального оборудования на зимнее время и установки распределителя противогололедных реагентов EPOKE Sirius AST с автономным двигателем, а также в дополнение снежного переднего отвала с автономной станцией.

Несколько последних зим показали необходимость вакуумной подметальной уборки при отсутствии снега, но отрицательной температуре. Для решения этой проблемы компания «Коминвест-АКМТ» в начале 2009 г. поставила так называемые «зимние пылесосы» на базе машины МВП-50121-02 с оборудованием VT650. Летом они работают как обычные «пылесосы», в зимний же период вода для подавления пыли в них подогревается и не подается на дорогу: она распыляется во всасывающей шахте и вместе с пылью всасывается в бункер, а пыль с лотковых щеток снимается дополнительными всасывающими патрубками.

Ведется также работа и над альтернативным решением этой задачи: использование соляного раствора, который при подаче на дорогу не образует ледяной пленки.

ЗАО «Коминвест-АКМТ» как эксклюзивный партнер шведской компании Brodd Sweden AB представляет на российском рынке ее механические подметальные машины, самая популярная из которых – модель Scandia с погрузкой мусора в самосвал-тягач. Кстати, такая машина пригодна и для погрузки снега, требуется только установка простого «зимнего» пакета (кассетная основная щетка и конвейерная лента с лопатками). Существует и ее модифицированная версия – Europa, которую можно буксировать со скоростью до 80 км/ч вместо привычных 40 км/ч. Аналогов этой машины на рынке нет. Как опция к этой машине предлагается вакуумный узел, позволяющий всасывать мелкую пыль. Успешно используются на городских улицах прицепные к тракторам машины мод. Gothia и Twist. При уборке большого количества мусора, особенно с крупными фракциями, производительность механических машин выше, чем вакуумных.

Смоленский завод КДМ им. Калинина (ООО «Меркатор Холдинг») использует для производства машины ЭД-244КМ-08 оборудование швейцарско-германской фирмы Bucher (с 2004 г. Завод КДМ им. М.И. Калинина выступает эксклюзивным партнером швейцарского концерна Bucher-Guer AG в России). На последней модели машины, появившейся в результате кооперации отечественных и зарубежных инженеров, применена надстройка CityFant 6000 – обновленная версия популярной модели CityFant 60. Немецкие инженеры, сохранив проверенную временем базу с 6-кубовым модулем сбора пыли с приводом от автономного двигателя, привнесли ряд прогрессивных новшеств. Установив двигатель John Deere на 63 кВт, удалось снизить потребление топлива и одновременно увеличить частоту вращения турбины. В итоге ее производительность составила не менее 250 м3/мин. Внеся изменения в расположение агрегатной части, производитель смог увеличить вместимость водяного бака до 2000 л. Используя дополнительную емкость, можно довести объем запаса воды до 3000 л. Бесперебойная работа техники более 12 ч обеспечивается благодаря топливному баку на 150 л, от которого питается автономный двигатель. Чтобы облегчить выгрузку смета, увеличили размер задней двери. Оператор, управляя выгрузкой с выносного пульта, может постоянно находиться в зоне контроля. Пользователь имеет возможность одновременно вести работу с помощью двух подметально-всасывающих узлов. В дополнительной комплектации предусмотрены боковой всасывающий рукав, система высоконапорной мойки, камера заднего вида, предобогрев водяного бака, установка двигателя Mercedes-Benz и т. п.

«Арзамаскоммаш», до 2000-х гг. не выпускавший подметально-уборочных машин, наладил сотрудничество с фирмой Kobit, крупным производителем из Чехии. Результатом сотрудничества стала вакуумная ПУМ КО-316Б с чешской модульной надстройкой на шасси КамАЗ-53605. Модуль оснащен независимым двигателем IVECO на 100 кВт. Вместимость стального бункера этой модели – 7 м3, он укомплектован автоматическим самоопрокидывающимся ситом, упрощающим очистку. Всасывающий узел один. У модифицированной версии КО-316Б-01 два всасывающих узла и бункер из нержавеющей стали.

ООО «ТверьКоммаш» производит вакуумные подметально-уборочные машины с оборудованием турецкой фирмы Erdemli Makina на базе КамАЗ-53605, КамАЗ-43253, Mitsubishi CANTER, Ford. Все машины могут быть выполнены в разных вариантах комплектации, не уступающих по качеству ведущим европейским маркам, ведь турецкие машиностроители известны во всем мире и пользуются заслуженным уважением. Кстати, на некоторые модели пылесосов «ТверьКоммаш» предоставляет беспрецедентную для российского рынка гарантию – 2 года эксплуатации. Все это говорит о высоком качестве оборудования Erdemli Makina. В октябре 2011 г. «ТверьКоммаш» выводит на рынок свою новейшую разработку, которая, по словам представителей завода, приятно удивит рынок своими функциональными возможностями и соотношением цена/ качество. Пока об этой машине известно лишь то, что полный контроль и управление всеми системами «пылесоса» будут осуществляться из кабины с помощью пульта управления с цветным сенсорным экраном.

«Торфмаш» кроме ПУМ с механической загрузкой смета выпускает и линейку вакуумных машин с оборудованием иностранных фирм. Так, модель ПУМ-11 с бункером на 4 м3 включает надстройку Brock SL-140 на шасси ГАЗ-3309. Модель ПУМ-39Б (бункер 6,5 м3) создана с использованием оборудования от Schmidt и шасси МАЗ-5551. В модели ПУМ-33Б предлагается комбинация надстройки Brock и шасси КамАЗ-43253.

КДМ фактически единственной американской фирмы, продукцию которой можно изредка встретить на дорогах и улицах наших городов, – Schwarze Industries отличаются нестандартной конструкцией. В «американках» использован принцип закрытой циркуляции воздушной массы. Система подавления пыли образует водяной туман в зоне работы машины и в приемном бункере. Дилер Schwarze Industries (фирма «РАСТОМ») предлагает две модели «штатовских» машин с бункером 3,3 и 6,4 м3.

Неоспоримым достоинством представителей третьей группы – прицепных машин с вакуумной и механической загрузкой смета – является то, что для их работы не требуется дорогое автомобильное шасси.

ООО «ТверьКоммаш» представляет на российском рынке единственный в своем роде вакуумный подметально-уборочный прицеп ТКМ-177, который агрегатируется с любым трактором мощностью не менее 45 кВт. Вместимость бункера для смета составляет 3 м3. Вакуумная установка приводится в действие от вала отбора мощности базового трактора. Принцип действия данного прицепа не отличается от принципа работы «пылесосов», которые устанавливают на автомобильное шасси, т. е. имеются мощный вентилятор, который создает разрежение в бункере, система увлажнения (с баком для воды из нержавеющей стали на 650 л), 4 лотковые щетки (с регулировкой давления на грунт), задний всасывающий рукав для уборки мусора из труднодоступных мест и система видеоконтроля за работой оборудования, состоящая из трех видеокамер. Управление рабочими органами прицепа осуществляют с пульта управления в кабине трактора. Эффективность уборки прицепа ТКМ-177 такая же, как и КДМ на базе автошасси, и составляет 95%. Отличительными особенностями эксплуатации данного прицепа являются его высокая маневренность и малый радиус поворота благодаря применению широкоугольного карданного вала немецкой фирмы Walterscheid.

Заметным спросом пользуется продукция Кемеровского опытного ремонтно-механического завода (КОРМЗ), где выпускают подметально-уборочную машину ПУМА. Обычно в качестве тягача для нее берут трактор МТЗ-80 или МТЗ-82 («Беларус»). С технической точки зрения ее отличие от КДМ на автошасси в том, что отбор мощности осуществляется от ВОМ трактора. По конструкции ПУМА схожа с другой техникой данного типа, в том числе есть гидропривод всех рабочих органов с системой контроля и регулирования; транспортировка смета в бункер (вместимостью 1,8 м3), который разгружается в кузов самосвала или прицеп трактора, идет механически; есть система влажной обработки убираемого участка дорожного покрытия.

Ряжский авторемонтный завод (РАРЗ) выпускает аналогичную модель КДМ, но с бункером 3 м3, получившую звучное название «ЧистоГор». Эта прицепная установка также буксируется тракторами МТЗ. Завод применил в этой модели систему управления рабочим оборудованием с использованием электроуправляемого гидрораспределителя с пропорциональными электромагнитами и системой Load-sensing, обеспечивающей независимость частоты вращения элеватора и всех щеток от нагрузки, а также позволяющей дистанционно менять частоту вращения щеток из кабины трактора.

Как отмечено выше, импортные прицепные подметально-уборочные машины с механической загрузкой смета представлены в России, как правило, продукцией шведской фирмы Brodd Sweden AB. Это машины с бункером на 1,7 м3 (Brodd-Son Twist) и 3,1 м3 (Brodd-Son Gothia), рассчитанные на работу в паре с трактором. Для модели Brodd-Son Scandia в качестве тягача требуется автосамосвал, она оснащена автономным двигателем, а собираемый машиной смет по транспортеру подается в кузов самосвала.

«Мценсккоммаш» выпускает вакуумные ПУМ и собственной конструкции, и «гибриды» с импортным оборудованием. В линейке завода есть две полностью российские модели – КО-326 на шасси МАЗ-5337А2 и ее версия КО-326-02 на шасси КамАЗ-53605 с бункером для смета на 7 м3. Обе модели разработаны в Мценске. Привод оборудования – от двигателя ММЗ. Базовая комплектация обеих моделей включает правую лотковую щетку, как опцию устанавливают подборщик для уборки мусора из труднодоступных мест.

«Мценсккоммаш» также использует оборудование Brock (Германия) в моделях КО-326-10 и КО-326-11 на шасси КамАЗ-43253. У двух российских моделей привод гидравлический, у русско-немецких «гибридов» – пневмогидравлический.

Завод «Кургандормаш» предлагает технику марки «Вихрь»: КО-318А на шасси КамАЗ-43253 и КО-318Д на шасси КамАЗ-53605. КО-318Д может быть выполнена либо с одним, либо с двумя всасывающими узлами. Как и у упомянутой выше мценской модели, у курганских машин предусмотрен ходоуменьшитель. Привод механический от автономного двигателя Д-245. Эти машины отличает наличие вентилятора повышенной мощности с производительностью 25 000 м3/ч, что позволяет всасывать тяжелые фрагменты смета, включая камни и обломки кирпича.

Для рынка подметально-уборочных машин российские предприятия предлагают и нестандартную технику. К таковой относятся машины серии МПУ производства ЭРМЗ «Спецтранс» (Санкт-Петербург) на шасси ЗИЛ и КамАЗ. У них нет бункера для смета, он поступает прямо в самосвальный кузов по транспортеру. В остальном питерские МПУ конструктивно схожи с классическими представителями семейства КДМ с механической загрузкой. Производитель МПУ позиционирует технику как средство для уборки сухого смета летом и уборки снега зимой – свежевыпавшего либо оставшегося после прохода снегопогрузчика, с самозабором в кузов и механизированной разгрузкой.

В целом ситуация на рынке коммунальной дорожной техники для летнего содержания автодорог достаточно неоднозначная. Некоторые отечественные производители полностью прекращают ее выпуск, но другие, похоже, чувствуют себя вполне уверенно. Некоторые плодотворно работают в кооперации с зарубежными партнерами. Возможно, что в итоге на отечественном рынке останутся те предприятия и фирмы-поставщики, чья продукция более полно отражает запросы потребителя как с финансовой, так и с технической стороны.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Снегоуборочная техника Уборочная техника
Д. Кравцов Основные Средства 10'2011 28 октября 2011

Комментарии (0)

Компании
AEBI SCHMIDT INTERNATIONAL AG представительство в России ООО "АЕБИ-ШМИДТ РУС" +7 (495) 363-43-35/36 www.aebi-schmidt.com
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru