Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Крановые стрелы
В поисках компромисса
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?

Рынок запасных частей к грузовым автомобилям

В. Салыгин

Ситуация на рынке запасных частей остается достаточно стабильной. В сентябре-октябре отмечено некоторое оживление продаж, связанное с рядом сезонных факторов, в том числе с ростом объемов автоперевозок и более интенсивным использованием автотранспорта, а также плановым техническим обслуживанием и переходом на зимний период эксплуатации. Устойчивый спрос на запасные части к грузовым автомобилям способствует постоянному росту цен на них. Темпы подорожания запчастей остаются ниже темпов роста цен на грузовые автомобили, что свидетельствует об определенном насыщении рынка агрегатов, узлов и деталей к основным маркам машин.

В этих условиях производство компонентов автомобильной техники, ставшее весьма чувствительным к ситуации на рынке, по ряду показателей снизило выпуск. Особенно это заметно по изготовлению дизельных двигателей. Так, по итогам I полугодия производство двигателей заводом ОАО «КАМАЗ-Дизель» сократилось почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ярославским «Автодизелем»–на 4,7%. Резко сократился выпуск Новоуральского ЗАО «УАМЗ» (как дизельных семейства ЗИЛ-645, так и бензиновых ЗИЛ-508).

Следует заметить, что во второй половине текущего года предприятия по производству двигателей стали наращивать темп. Так, Ульяновский моторный завод (ОАО «Волжские моторы») в июле-августе вдвое увеличил производство двигателей на запасные части. Подшипниковые предприятия в целом сохранили темп прошлого года. При этом выпуск подшипников для грузовых автомобилей сократился (в рублевом выражении на 15–20% по итогам I полугодия), в то время как для легковых автомобилей он заметно вырос. Производство радиаторов и гидравлики по данным «АСМ-Холдинг» осталось практически на прежнем уровне. В то же время вырос выпуск топливной аппаратуры. В частности, Ярославский завод топливной аппаратуры в I полугодии вчетверо увеличил производство топливных насосов высокого давления в запчасти.

Динамика рыночных цен на запасные части к грузовым автомобилям носила волнообразный характер. После заметного подорожания запчастей в начале текущего года цены длительное время оставались неизменными, а по некоторым позициям (аккумуляторные батареи, отопители, тормозная аппаратура) было отмечено даже некоторое их снижение. В мае вновь начался рост цен, ускорившийся в сентябре. За 9 месяцев текущего года наибольший прирост цен (8–12%) отмечен по запасным частям группы 10 (двигатель). Медленнее росли цены на изделия групп 11, 17 (система питания, КПП). Прирост цен по ним составил 5–7%. По подавляющему большинству изделий других групп увеличение цен колебалось от 1–2 до 4–6%. Имеющаяся статистика по продажам запчастей показывает, что повышенным спросом по-прежнему пользуются детали двигателя (в том числе поршни, головки цилиндров, коленчатые валы), системы питания (топливные насосы, распылители, форсунки, топливные фильтры), системы охлаждения (насосы водяные, крыльчатки вентиляторов), а также элементы электрооборудования.

В течение 9 месяцев 2002 г. произошли заметные изменения по отдельным статьям эксплуатационных расходов на автомобили, используемые для грузоперевозок. В связи с ростом цен на бензин и дизельное топливо затраты на них заметно выросли (оценочно на 10–12%). Медленнее росли затраты на заработную плату водителей (до 8%). Эксплуатационные расходы на техническое обслуживание и ремонт (включая стоимость запчастей) фактически остались на прежнем уровне. Несколько сократились общехозяйственные затраты, видимо, за счет экономии на коммунальных услугах и сокращения обслуживающего персонала.

На развитие отечественного рынка запасных частей, помимо производства, влияет и ряд других факторов, в том числе социальных. Один из них–форма собственности грузового автомобиля. Исследования специалистов, в том числе и Минтранса РФ, показывают, что условия эксплуатации и технического обслуживания автотранспортных средств, находящихся в государственной и частной собственности существенно отличаются друг от друга. В частности, коэффициенты использования парка грузовых автомобилей КамАЗ и ЗИЛ, арендуемых или находящихся в частном владении, в 2–2,5 раза выше государственных, а наработка до отказа больше на 30–50%.

Более высокая надежность арендуемых и частных транспортных средств достигается, как показывает анализ, за счет качественного техобслуживания и ремонта (своевременная диагностика, качественные запчасти и материалы, достаточная квалификация технического персонала). Обслуживание транспортных средств на фирменных технических центрах повышает эксплуатационные расходы, но и увеличивает реальные годовые и общие ресурсы грузовых автомобилей и таким образом затраты окупаются дополнительной прибылью. В результате медленно, но необратимо, меняется структура продаж запчастей: растет доля систем и механизмов более качественных, надежность которых гарантирует производитель или дилер. Кроме того, расширяется ассортимент применяемого современного диагностического оборудования и приборов, новейшего оборудования для обслуживания и ремонта автотехники.

В текущем году заметно усилилась тенденция вытеснения мелких торговцев запасными частями к грузовым автомобилям более крупными посредниками – официальными дилерами (дистрибьюторами) заводов. Среди них можно выделить две большие группы. Первая – это фирмы, специализирующиеся на продаже определенных групп систем и механизмов, в том числе двигателей, топливной аппаратуры, радиаторов, тормозных систем и т.д. Как правило, они тесно связаны с заводами-производителями соответствующих систем, их продукция достаточно качественна, цены – заводские или близкие к ним. К второй группе следует отнести оптовые склады запасных частей. Они отличаются широким ассортиментом изделий на основные марки отечественных, а также белорусских и украинских грузовиков. Качество запчастей здесь может быть самым различным (изделия от разных производителей) и цены могут быть значительно ниже.

В последнее время сами заводы-изготовители запчастей стали более активно включаться в продажу своей продукции. Сбытовые службы обеспечивают отгрузку железнодорожным транспортом, принимают часто любую форму оплаты, используют гибкую систему скидок. Все более широко используется «заказ» и непосредственно от потребителя, и через посредника в регионе (населенном пункте). Срок реализации заказа в Европейской части страны составляет от 2–3 до 10 дней, доставка по городу часто бесплатная. Центрам технического обслуживания (СТО) предлагается централизованная поставка запасных частей или размещение в центрах склада для расширения объема реализации.

В целях совершенствования сбыта заводы и дилеры стремятся использовать опыт зарубежных компаний по организации эффективных товаропроводящих систем. Широкое применение компьютеров и средств электронной связи создают благоприятные возможности для осуществления заказов, учета поставок, хранения и реализации запчастей. Большинство крупных фирм имеют сайты в Интернете, но используются они пока преимущественно для рекламы.

Возвращаясь к ценам на запасные части к грузовым автомобилям, заметим, что в целом динамика рыночных цен на них пока отстает от уровня инфляции в стране. Это дает основание полагать, что в годовом исчислении рост цен не будет выше прошлогоднего и может составить в среднем 10–12%.



В. Салыгин Основные Средства 11'2002 26 января 2005

Комментарии (0)