Полосы для движения автобусов BRT

Во всех цивилизованных городах мира транспортные пробки в настоящее время преодолены за счет разумной организации дорожного движения, поощрения использования автовладельцами общественного транспорта и улучшения его работы, в частности, организации движения по выделенным полосам. В Москве разговоры о выделенных полосах ведутся не один десяток лет, а воз и ныне там. Это красноречивое свидетельство приоритетов в работе городских властей – об удобстве простых горожан никто не заботится и не задумывается.

В новой серии статей мы намерены подробнее познакомить читателей с разными аспектами организации движения транспорта по выделенным полосам (BRT, Bus Rapid Transit, Скоростные автобусные перевозки). Исследование линий BRT проводилось на основании изучения 10 подобных сетей в разных городах США.

Типы полос

Большинство линий BRT в Штатах организовано довольно просто: в них сочетаются участки, где движение происходит в общем потоке с приоритетным правом проезда автобусами BRT регулируемых перекрестков, с участками, проходящими по выделенным полосам.

Степень обособления полос движения – важнейший фактор при разработке линий BRT. Если средств на обустройство полос движения выделяется мало, используется простейшая начальная форма – это движение автобусов BRT в общем потоке транспорта. Чем больше вкладывают средств в обособление полос движения, тем больше степень обособления: выделение полос, расположение полос на другом уровне по отношению к остальной проезжей части, организация транзитного движения с преимущественным правом проезда пересечений – тем больше сокращается время поездки, повышается средняя скорость автобусов на линиях BRT по сравнению со скоростью остального транспортного потока и повышается точность соблюдения расписания. Расположенные на другом уровне транзитные линии BRT требуют самых высоких затрат, но зато обеспечивают самые высокие скорости движения, безопасность и точность соблюдения графика.

В г. Орландо (шт. Флорида) организация линии BRT Lymmo обошлась в $21 млн, т. е. $4,35 млн. за 1 км маршрута. Lymmo проходит по специально выделенным линиям на всем протяжении маршрута длиной 4,83 км. Ежегодные эксплуатационные расходы на эту линию составляют приблизительно $1 млн.

Сумма капитальных затрат на первую фазу линии BRT в Майами составила $42,9 млн. ($3,12 млн. на 1 км), из них $17 млн. пошло на приобретение землеотвода под отдельную автобусную полосу.

Способы обособления полос для движения

Необходимо всеми средствами обеспечивать неразрывность трассы BRT. Пересечения с другими видами транспорта создают задержки движения, проблемы с безопасностью, порождают конфликты. Для обособления могут быть использованы, например, барьеры или активный полицейский контроль. Реализация этой задачи требует тесного взаимодействия и сотрудничества руководства проекта BRT и полицейских властей.

Право движения по выделенной трассе BRT может быть предоставлено и другим видам транзитного транспорта, а также полиции, «скорой помощи» и пожарной охране.

Выделенные полосы для движения могут обозначаться:

  • дорожными знаками и дорожной разметкой, это основная форма обозначения полос, выделенных для линий BRT (если выделенные полосы проходят по общим магистралям, знаки устанавливают в каждом направлении на каждом перекрестке);
  • выступающими над проезжей частью элементами, которые могут быть в форме выступающей цветной линии, бордюрных камней увеличенной высоты, дорожных столбиков или валиков на проезжей части;
  • окраской дорожного покрытия выделенной полосы в особый цвет или особой текстурой, окрашенный асфальт или бетон отчетливо выделяет полосу на общей магистрали.
Частота движения автобусов на линиях BRT в разных городах мира
Страна, город Тип полос, по которым проходит маршрут Максимальное число автобусов в час
Турция, Анкара Турция, Стамбул Кот-д'Ивуар, Абиджан Полосы, выделенные разметкой 91...197
Бразилия, Куритиба Дополнительные полосы, выделенные разметкой 94
Бразилия, Порту-Алегри (2 отдельные линии) Полосы, выделенные разметкой, предназначенные только для маршрутных автобусов 260...304
Бразилия, Белу-Оризонти; Бразилия, Сан-Паулу Полосы, выделенные разметкой, с дублирующими маршрутами 216...221

Движение в общем потоке транспорта. Большинство городских автобусных линий BRT проходит в общем транспортном потоке. Конечно, при этом неизбежны какие-то помехи движению автобусов, имеют место задержки.

Движение в общем потоке транспорта с участками «быстрого проезда». Движение в общем потоке можно усовершенствовать, используя с этой целью участки, где автобусы BRT могут проезжать без задержки. Участки «быстрого проезда» – это обычно короткие отрезки дорог на подходе к «узкому месту» (например, к перекрестку), предназначенные исключительно для проезда автобусов BRT и еще иногда разворачивающихся транспортных средств. Участки «быстрого проезда» позволяют автобусам BRT объехать транспортную пробку или избежать долгого ожидания на подъезде к перекрестку. В большинстве случаев участки «быстрого проезда» используются в сочетании с приоритетным правом проезда через перекрестки. Введение таких участков требует минимальных вложений: $0,1…0,29 млн. на участок «быстрого проезда» для одного пересечения, поскольку не понадобится никаких перестроек проезжей части. Конечно, минимальные затраты будут в том случае, когда существующий участок дороги просто отведут под «быстрый проезд».

Иногда для обеспечения приоритетного права проезда автобусов BRT бывает достаточно указателя и разметки на полосе

Обозначенные (зарезервированные) полосы на дорогах общего пользования. Если маршрут BRT проложен по дорогам общего пользования, выделенные полосы позволят автобусам BRT идти с высокой скоростью. Прочие транспортные средства не имеют права пользоваться выделенной полосой. Обособление подчеркивают, устанавливая барьеры и контролируя полицией.

В некоторых случаях выделенной полосой разрешается пользоваться разворачивающимся транспортным средствам и транспортным средствам с большим числом пассажиров. В таких случаях производственные показатели линии BRT несколько снижаются из-за задержек. Стоимость: $1,55...1,80 млн. на 1 км выделенной полосы.

Транзитные линии, расположенные на одном уровне с остальной проезжей частью. На городских магистралях отводятся полосы только для автобусов BRT. Выделенные полосы физически отделены от основного потока транспорта, и посторонние транспортные средства не могут въезжать на выделенную полосу. Однако на пересечениях улиц автобусы, идущие по выделенным полосам, вынуждены взаимодействовать с прочим транспортом.

В некоторых случаях есть возможность выделить лишь узкую полосу для движения в одном направлении. Если интервал движения автобусов BRT большой, можно организовать на такой полосе реверсивное движение – это дает те же преимущества, что и выделенная полоса с двусторонним движением. Если интервалы движения небольшие, могут потребоваться достаточно сложная система управления светофорами и расписание движения для организации безопасного и беспрепятственного движения автобусов BRT. Стоимость: $4,04...6,34 млн. на 1 км.

Выделенные полосы, расположенные в разных уровнях с прочей проезжей частью. Трассы такого типа могут располагаться отдельно от прочих дорог (как железнодорожное полотно) либо на общей автотранспортной магистрали (проходить или сбоку, или по середине общей магистрали, или выше общего уровня по отдельному виадуку, или ниже общего уровня – в выемке). Расположение полосы BRT в другом уровне обеспечивает максимальную безопасную скорость движения автобусов на линии и избавляет от затруднений при проезде перекрестков. Линии такого типа дают наибольшие преимущества, но и требуют максимальных затрат. Для повышения провозной способности и обеспечения возможности обгона проезжая часть должна иметь несколько полос.

Стоимость трассы, расположенной в верхнем уровне: $7,46...18,65 млн. на 1 км. Стоимость трассы, расположенной в выемке: $37,29...65,26 млн. на 1 км. Стоимость дополнительной полосы на существующей дороге: $1,55...1,86 млн. на 1 км и $4,04...6,29 млн. на 1 км отдельной дополнительной полосы.

Время поездки, скорость, точность соблюдения графика

От степени обособления полос для движения зависят остальные показатели системы BRT – средняя скорость автобусов, точность соблюдения графика, безопасность движения и эксплуатационные затраты линий BRT.

В США были проведены исследования скорости движения автобусов на полосах движения различного типа. Средние скорости значительно различались в зависимости от расстояния между остановками и времени стоянки автобусов на остановках, поэтому для каждого типа полос движения приводится диапазон скоростей. Тем не менее из сравнения диапазонов скоростей (см. табл. ниже) видно, что даже на городских улицах по выделенным полосам автобусы идут значительно быстрее, чем в общем потоке.

Диапазоны средних скоростей движения автобусов на полосах различного типа (при максимальной допустимой скорости 80 км/ч)
Тип полос движения Диапазон средних скоростей, км/ч
Скоростные и выделенные скоростные полосы 26...74
Выделенные полосы на улицах города 6,4...40
Полосы общего пользования (весь поток транспорта) 4,8...18

В Ванкувере (Канада) в результате введения трех линий BRT фактическое время поездки на данных маршрутах не изменилось, но точность соблюдения расписания повысилась на 40...50%. Несмотря на то, что время поездки на частном автомобиле по данному маршруту меньше, чем на автобусе BRT (28,9 мин против 42,1 мин), поездка на автобусе надежнее: среднее отклонение времени автомобильной поездки от расчетного времени составляет 5,3 мин, а поездки на автобусе – 2,8 мин.

Заключение

Опыт эксплуатации линий BRT в США свидетельствует, что по сравнению с обычными автобусными маршрутами экономия времени поездки на них составляет от 25 до 50%. По результатам исследования 12 линий BRT в Канаде, Бразилии, Эквадоре, Великобритании и Японии увеличение средней скорости автобусов по сравнению с обычными маршрутами составляет от 22 до 120%.

В г. Питтсбургe линия BRT проложена в отдельном уровне и соединяет пригородные зоны. После ее введения удалось отменить несколько обычных автобусных маршрутов, так как все перевозки стала выполнять линия BRT. В часы пик время поездки сократилось на 5...6 мин, в среднем время поездки сократилось на 8 мин при общей продолжительности  поездки 31...34 мин. Таким образом, сокращение времени поездки в часы пик составило 13...42%.

Некоторые характеристики действующих в США линий BRT*
Тип BRT Бостон Окленд Чикаго Майами Майами Гонолулу Орландо Лас-Вегас Лос-Анджелес Лос-Анджелес
Silver Line Rapid San Pablo Corridor Irving Park Express Busway Local Busway MAX City Express B LYMMO North Las Vegas MAX Metro Rapid Wilshire Metro Rapid Florence
Полоса движения
В общем потоке, км 0,3 22,5 14,5 11,3 4,7 41,4 16,6
Выделенные разметкой полосы, км 3,5 7,6
Отделенные, находящиеся на одном уровне, км 12,9 12,9 4,8
Эксплуатационные характеристики
Время поездки в часы пик, мин 9,6 63 44 27 25 44 20 32 86 53
Мин/км, часы пик 2,51 2,79 3,04 2,10 1,94 3,91 4,14 2,62 2,37 2,68
Сокращение времени поездки после введения BRT, % 26...29 17...21 25 29 35 20 0 35 н. д. 20...23

*Ни одна из рассматриваемых линий BRT не проходит по полосам, расположенным в разных уровнях с общей проезжей частью.

В Лос-Анджелесе линия BRT протяженностью 1,44 км проложена по двум выделенным полосам в одном уровне с остальной проезжей частью, отделенным бордюрами – по одной в каждую сторону. До этого автобусы шли в общем потоке транспорта. В результате время в движении сократилось в среднем на 7%, а точность соблюдения расписания повысилась на 17% (учитывались отклонения, превышающие 5%).

Интервал движения автобусов на линиях BRT зависит от пассажиропотока и составляет 5...15 мин. Наименьший интервал – на линии в Питтсбурге по выделенным полосам, он составляет приблизительно 1 мин в часы пик.

Затраты времени при движении по выделенным полосам составляют от 1,2 до 2,2 мин/км (или 27,7...48,3 км за час). При движении в общем потоке транспорта или по полосам, обозначенным разметкой, затраты времени составляют 2,2...3,1 мин/км (или 19,3...27,4 км за час). Точность соблюдения расписания соотносится примерно в такой же степени.

Сокращение затрат времени на поездку при введении линий BRT составляет 15...25%, увеличивается и точность соблюдения расписания.