Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 1)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Бульдозер ТМ10.11 в стойке для проверки гидравлики

Гидравлика и электрооборудование бульдозера

Е. Калашников, коммерческий директор,
Е. Горелый, генеральный директор завода «ДСТ-Урал»,
Б. Шароглазов, технический консультант, зав. кафедрой двигателей Южно-Уральского Государственного университета

Продолжаем цикл статей о бульдозерной технике в России.

«Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России»: от механики с конца IXX века до гидростатики ГСТ в начале XXI века;

«Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров» – типы ходовой бульдозеров: жесткая, полужесткая, упругая ходовая часть;

«Дизель и бульдозер – по жизни вместе» – ДВС бульдозера, есть ли альтернатива ЯМЗу;

«Бульдозер зимой – работать надо, нельзя сломать»

И наконец, «оставленные на десерт» две важные системы бульдозера будут рассмотрены в этой статье – гидравлика и электрика бульдозера, которые обеспечивают полезное использование всей мощности машины.

Бульдозер Б11 ЧТЗ-Уралтрак

Начнем с определения: гидравлическая система (гидравлика) – это комплекс узлов и агрегатов, благодаря которому установленная мощность бульдозера реализуется в работу. Сразу отметим, почему именно гидравлика, а не, скажем, пневматика или электрика заняла всю нишу исполнительных и управляющих систем бульдозера до сегодняшнего дня – это обеспечено физическими свойствами жидкости: малая зависимость плотности от давления; высокая теплопроводность. Остальные свойства по меньшей мере не снижают эффективности гидравлических систем. Вследствие этих свойств гидравлические машины и исполнители имеют наилучшие показатели соотношения мощность/ масса.

Электрическая система становится все более значимой в системах бульдозера, например: управление потоками мощности в гидростатической трансмиссии ГСТ, электрогидросервирование при управлении поворотами и рабочим оборудованием; контроль и регистрация параметров работы всех систем бульдозера с предотвращением его поломки при работе и др. И правильное определение этой системы в настоящее время – электронно-цифровая.

Кабина бульдозера ТМ10.10 ДСТ-Урал с управлением джойстиками
Кабина бульдозера ТМ10.10 ДСТ-Урал с управлением джойстиками
Кабина бульдозера ТМ10.10 ДСТ-Урал с управлением джойстиками

Важно сохранить целостность работы этих двух систем, поддерживая требуемый уровень надежности. Именно последнее и будет далее рассмотрено в статье.

Итак, основные элементы гидравлики бульдозера:

насос – преимущественно используется двух типов: шестеренный и аксиально-поршневой. Простота конструкции первого определила его подавляющее распространение в гидравлике современных бульдозеров. Возможность регулировать производительность у второго (а значит, экономичность) и удешевление производства обеспечили нарастающий интерес к нему со стороны производителей бульдозеров. По количеству наибольшее распространение получила раздельно-агрегатная система – использование двух насосов: один на управление поворотами/ движением; второй на управление навесным оборудованием – по главному параметру он должен обеспечивать полный отбор мощности от ДВС;

• гидрораспределители золотникового типа. С момента создания бульдозера гидравлика его практически не изменилась по конструкции, переживая лишь улучшение параметров из-за более качественных материалов и механообработки при изготовлении;

• исполнительные механизмы – гидроцилиндры и сервомеханизмы, они также претерпевают лишь качественные изменения, в целом сохраняя конструкцию;

• управляющие элементы – механические и электроклапаны, а также джойстики, все больше набирающие популярность;

• вспомогательная и предохранительная аппаратура, например, клапаны, гидроаккумуляторы, фильтры и т. п., металло- и резинотрубопроводы, баки.

Бульдозер ТМ10.10 ДСТ-Урал

Надо сказать, что при всей сложности гидравлической системы бульдозера обеспечить ее надежность достаточно просто. Для этого важно соблюдать три «золотых» правила:

• эксплуатировать бульдозер только при рабочем диапазоне гидравлического масла (прогрев масла насосом при запуске допускается). При «холодном» масле разрушаются уплотнители и трубопроводы, при «горячем» страдает большинство элементов гидроаппаратуры;

• следить за состоянием и менять фильтр-элементы не реже установленных нормативов. Загрязнение гидросистемы – основная причина постепенного выхода ее из строя. Полезна периодическая промывка специальными промывочными маслами;

• использовать только качественные гидравличесие масла «гарантированных» поставщиков.

Предлагать российским организациям проводить ремонт гидроаппаратуры только в специальных сервисных центрах неправильно по причине абсолютно разной географии эксплуатации. Но использование сторонних «сервисников» набирает популярность – и это понятный «западный» путь. Здесь уместно вспомнить и вторую особенность «нашей» эксплуатации – наряду со все большим применением качественной гидроаппаратуры (производства Италии, Германии и др.) дальнейшее ее использование наталкивается на «российское» отношение. И зачастую мелкие проблемы с русским «авось» и небольшие допущения с нашим «на глазок» при обслуживании и настройке выливаются в дорогостоящий ремонт.

Впрочем, все чаще такое отношение оператора-механика на импортной (а вскоре и на отечественной) бульдозерной технике заканчивается четкой регистрацией параметров работы в «черном ящике» электронной системы с дальнейшей расшифровкой на компьютере и последующими «оргвыводами». И вот здесь уместно перейти ко второй части статьи – электронно-цифровой системе бульдозера.

Как и в окружающем нас мире, так и в создании бульдозеров все большую часть занимают электронно-цифровые устройства. По-видимому, уже достигнут тот критический уровень, когда процесс произойдет ступенчато и просто «с завтрашнего» дня не будут больше использоваться аналоговые приборы – переключатели, регистраторы и проч. Уже сегодня реализованы на рабочей технике отечественные разработки подобных систем: «говорливая» от «Резонанса» на Б11 (ЧТЗ-Уралтрак) до диодно-жидкокристаллической с «черным ящиком» на ТМ10 (ДСТ-Урал). При этом надежность в целом электрики бульдозера только возрастает за счет уменьшения количества контактных групп, механических элементов и т. д. А при переходе на цифровые датчики и так называемую единую шину вместо проводов (по типу офисной компьютерной сети) система станет максимально надежной и управляемой, это вопрос самое большее лет пяти.

Типовой вид панели со встроенным компьютером

Отметим детально, что несет за собой переход на электронно-цифровой тип систем управления и контроля параметров бульдозера:

  • переход на тонкопленчатые переключатели или защищенные ЖК-контактные панели увеличивает надежность не менее чем на порядок (массово используются на сельскохозяйственной технике в России, на автомобилях ведущих производителей в мире);
  • управление электрическими силовыми исполнителями через бесконтактные реле по средствам единого бортового компьютера существенно упрощает монтажную схему и обнаружение неисправностей;
  • вывод данных датчиков всех систем бульдозера на диодные указатели или ЖК-панель с контролем компьютером позволяет исключить работу бульдозера с частично неработающими датчиками, и, значит, возможно предотвратить поломку агрегата, а не «выяснять» причины в дальнейшем.

Кроме того, регистрация показаний датчиков в памяти компьютера за весь срок службы бульдозера с возможностью последующего анализа дает:

  • экономический эффект (только от контроля за расходом топлива в условиях РФ может измеряться 10% и более от соответствующих расходов);
  • изменение параметров работы ДВС в среднем за месяц (температура охлаждающей жидкости, давление масла) позволяет спланировать ремонтные и сервисные работы;
  • аналогичный контроль возможно вести за гидравликой бульдозера – состояние фильтров отслеживается по частоте срабатывания датчиков загрязнения; состояние рабочей жидкости – по рабочему давлению и температуре и т. д.;
  • руководитель получает четкую временну’ю картину рабочего дня, месяца, года;
  • для работы с сервисной компанией это позволит без «препирательств» выяснять причину гарантийного случая, а также находить правильные рекомендации по эксплуатации.
Бортовой компьютер в кабине бульдозера ТМ10 ДСТ-Урал

Что касается защиты электрики бульдозера, то опять же все рекомендации укладываются в три правила:

  • НЕ устанавливать вместо предохранителей «жучки», менять силовые реле только на аналогичные;
  • содержать аккумуляторную батарею, проводку в исправном состоянии; контролировать напряжение генератора (обычно реализовано в компьютере);
  • при проведении сварочных работ на бульдозере отключать клеммы АКБ, а при зарядке «Тарзаном» отключать «массу».

Надо отметить, что элементная база позволила как зарубежным производителям, так и отечественным создать достаточно надежные системы, да и элементная база одна – из Юго-Восточной Азии. А вот «мозги», то есть программа, по понятым причинам предпочтительна отечественная, чтобы не «бегать за каждой мелочью к соседу». Сосед, как известно, очень любит зарабатывать именно на программах. Да и странно такие простые разработки не сделать самим.

Въезд бульдозера на весы

Однако уже в ближайшей перспективе бортовому компьютеру потребуется решать задачи по 3D-системе управления бульдозерным оборудованием с навигацией GPS/ ГЛОНАСС по координатам с заранее введенными проектными данными планировочных работ. Эта система начинает приобретать распространение в Москве и ЮФО, где требуется повышенная точность (5 см) начальной планировки именно бульдозерами.

Пожалуй, делать выводы по итогу данной статьи не получится – она и есть набор выводов и рекомендаций по двум рассматриваемым системам бульдозера. Очевидно, у каждого специалиста по теме производства и эксплуатации бульдозерной техники найдется свой пуд соли по обозначенным вопросам.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, СЕРВИС УЗЛЫ, АГРЕГАТЫ, КОМПОНЕНТЫ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Е. Калашников, Е. Горелый, Б. Шароглазов Основные Средства 11'2010 9 февраля 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru