Платить все равно придется
Рекомендации по повышению коэффициента технического использования экскаватора-погрузчика

Некоторые аспекты техобслуживания экскаваторов-погрузчиков имеют особенно важное значение, так как в наибольшей степени влияют на величину коэффициента технического использования (КТИ – отношение времени, когда машина исправна и готова к работе, к общему сроку службы машины). В статье мы еще раз напомним читателям об этих важных моментах и приведем несложные рекомендации и правила техобслуживания экскаватора-погрузчика, о которых часто забывают на практике.

 

Экскаватор-погрузчик – это сложная, мощная и маневренная машина, которая может использоваться для работ в ограниченном пространстве. Правила технического обслуживания экскаваторов-погрузчиков во многом аналогичны правилам обслуживания другого дорожно-строительного оборудования с дизельными двигателями, но есть и уникальные особенности, характерные только для этого вида техники.

Чтобы гарантированно уменьшить время простоев машины, следует придерживаться рекомендованных интервалов обслуживания всех систем и агрегатов машины, обеспечивая экономическую эффективность ее эксплуатации и длительный срок службы. Важно понимать, что затраты на техобслуживание – это инвестиции в увеличение срока службы оборудования. Неполное и нерегулярное проведение ТО машины неизбежно приведет к преждевременному выходу каких-либо узлов и агрегатов. Следует помнить поговорку: «Сейчас или потом, но платить все равно придется». Если сразу после покупки нового экскаватора-погрузчика владелец будет небрежно относиться к его техобслуживанию, в первую очередь (и довольно быстро) начнут выходить из строя пальцы, оси и втулки шарниров, которые испытывают высокие нагрузки, но не получают достаточного количества пластичной смазки, и владельцу придется платить за преждевременный ремонт.

 

Технические жидкости

Говоря о технических жидкостях, мы имеем в виду прежде всего смазочные материалы. В конструкции экскаваторов-погрузчиков есть много шарнирных соединений, и при нерегулярной смазке в наиболее нагруженных из них быстро износятся оси, вкладыши и подшипники. В частности, специалисты утверждают, что у экскаваторов-погрузчиков потенциально опасными зонами являются передняя ось и подшипники в узлах подвес­ки колес. Эти узлы испытывают повышенные нагрузки, например, при выемке тяжелого грунта, когда передняя ось машины буквально «подпрыгивает». Поэтому подшипники и прочие трущиеся детали в этих узлах должны тщательно смазываться.

Помните, что неправильное выполнение смазки может создать множество проблем, которые вам же и придется решать. Существует ряд сортов технических жидкостей. Следует использовать технические жидкости и фильтры только рекомендованного производителем качества и состава, чтобы обеспечить длительный срок службы наиболее нагруженным узлам машины, например, применение моторного масла нерекомендованной вязкости может привести к заклиниванию двигателя прямо во время работы. Не забывайте, что сорт смазки должен также соответствовать климату региона, где эксплуатируется машина, и условиям работы по нагрузкам. Высококачественная смазка может стоить несколько дороже обычной, но преимущества, которые предоставляет эта смазка по продлению срока службы главных изнашивающихся узлов, могут оправдать увеличение стоимости.

При проведении техобслуживания следует руководствоваться инструкцией по эксплуатации машины и обращать внимание на указательные таблички на машине, чтобы не пропустить ни одной точки смазки. Число точек смазки может достигать 50 и более. Слесарь-ремонтник должен точно знать местонахождение всех точек смазки и периодичность их обслуживания. Перед смазкой протрите ниппель ветошью, чтобы грязь не попала внутрь вместе со свежей смазкой. Необходимо заправлять в узел точно предписанное количество смазки, особенно если смазка производится ежедневно – как правило, бывает достаточно двух качков нагнетательным шприцом (солидолонагнетателем). Излишняя смазка выступит из узла наружу, и на нее будут налипать пыль и грязь, которые могут увеличить износ трущихся деталей. Помните, при нагнетании свежей смазки из смазываемого узла удаляются пыль и песок, которые попадают в зазоры между деталями во время работы. Ниппели для нагнетания смазки со временем могут засориться или быть повреждены. Это довольно распространенная неисправность экскаваторов-погрузчиков. В этом случае операторы при обслуживании часто просто переходят к смазке следующего узла, пропуская неисправный ниппель. Следует обязательно отремонтировать неисправный ниппель и выполнить смазку.

Использование чистого масла и топлива продлевает сроки службы двигателя и трансмиссии. Не менее важна чистота гидравлической жидкости, поскольку допуски в агрегатах современных гидросистем очень малы, и мельчайшие загрязнения вызывают их усиленный износ, увеличивая затраты на ремонт машины. Даже при проверке уровней жидкостей следите, чтобы мерные рейки были чистыми. Особые меры предосторожности должны предприниматься во время заправки и долива жидкостей, чтобы в систему не попала грязь. Доливать следует только свежие и абсолютно чистые технические жидкости того же сорта, что заправлены в систему и указаны в инструкции по эксплуатации. Следует правильно хранить и переносить технические жидкости, особенно гидравлическую жидкость, чтобы в них не попали грязь и влага. При переноске в открытой посуде (ведре) в жидкость также может попасть грязь.

Соблюдение этих рекомендаций позволит предотвратить преждевременный выход экскаватора-погрузчика из строя и сохранить его в работоспособном состоянии.

Ежедневный осмотр

Очень важно проводить ежедневный осмотр регулярно и в полном объеме – это поможет предотвратить внеплановые поломки и простои экскаватора-погрузчика и увеличить коэффициент технического использования машины. В инструкции по эксплуатации машины приводится подробный перечень проверочных работ, которые проводятся при ежедневном осмотре. Некоторые производители помещают табличку с перечнем ежедневных работ прямо на машине, с левой стороны, у выхода из кабины. Рекомендуется осматривать машину в конце дня сразу после работы и проводить ежедневное обслуживание утром перед работой.

Ежедневный осмотр может включать в себя около 10 проверочных работ перед пуском двигателя машины, проверки уровней жидкостей и контроль по точкам обслуживания, которые выполняет оператор. У современных машин имеются электронные системы самодиагностики, которые сами выполняют многие проверочные работы, экономя рабочее время оператора и машины. Ежедневно работающий экскаватор-погрузчик обычно бывает покрыт грязью, и работник, осматривающий машину, может не заметить неисправности некоторых важных узлов, например осей и подшипников. Поэтому очень важно по возможности мыть машину и ежедневно смазывать все точки смазки, указанные в инструкции по эксплуатации. Во время ежедневного осмотра рекомендуется носить с собой масленки со смазкой, чтобы при необходимости, не теряя времени, смазывать узлы, это поможет сэкономить время и уменьшить затраты.

Перед началом работы обойдите экскаватор-погрузчик вокруг и осмотрите его, проверьте машину снизу, слейте воду из топливного фильтра-отстойника. Проверьте, нет ли следов подтекания жидкостей. Обратите внимание на устройство поворота стрелы – не повреждены ли детали, оси или шланги.

Особое внимание следует уделять компонентам, которые при работе контактируют с грунтом: это оборудование погрузчика и экскаватора, в том числе пальцы крепления ковшей и оси шарниров, а также рукава высокого давления (РВД) экскаватора. Проверяйте, нет ли на РВД следов потертости, повреждений или подтеканий. Изношенные и поврежденные РВД являются причиной значительной части случаев выхода из строя и простоев экскаваторов-погрузчиков. При осмотре оборудования погрузчика обращайте внимание на состояние режущей кромки ковша. Если обнаружится износ кромки и повреждения от ударов, ее следует заменить, поскольку от состояния режущей кромки зависит работоспособность ковша, к тому же заменить ее намного дешевле, чем целый ковш. Все болты крепления кромки должны быть на месте и надежно затянуты. При осмотре экскаваторного оборудования следует проверить, нет ли повреждений у стрелы и рукояти, не ослабли ли, не потерялись детали крепления – болты, гайки и другие детали, исправны ли зубья ковша и надежно ли закреплены.

Проверьте моторный отсек. Поскольку машина обычно работает в запыленном воздухе, следует регулярно проверять состояние воздушного фильтра двигателя. Если на корпусе фильтра нет датчика загрязненности, следует раз в неделю извлекать фильтрующий элемент и проверять его состояние. Если датчик загрязненности есть, следите за его показаниями и без необходимости не открывайте крышку фильтра, чтобы внутрь не попала грязь. Проверьте уровни всех технических жидкостей, в том числе электролита в аккумуляторной батарее, натяжение приводного ремня вентилятора, состояние и герметичность шлангов, топливопроводов, электропроводки.

 

Межсервисные интервалы

Можно составить график, отсчитывая межсервисные интервалы в моточасах или просто по календарным срокам, если машина работает более-менее регулярно и равномерно. Большинство производителей рекомендуют проводить осмотры и обслуживание через 10 моточасов (ежедневно), 50 моточасов (еженедельно), 100 моточасов (ежемесячно), 500 моточасов (6 месяцев), 1000 моточасов (ежегодно) и 2000 моточасов (каждые два года).

Смазочные материалы, фильтры и конструкции машин совершенствуются, поэтому с каждым новым поколением продуктов межсервисные интервалы увеличиваются. Примерно 10 лет назад моторное масло рекомендовали менять через 200 моточасов, сегодня этот срок вырос до 500 моточасов. В результате суммарные затраты на обслуживание за весь срок службы машины уменьшаются.

После первого месяца работы производители обычно просят клиентов представить машины дилеру на первое 100-часовое обслуживание. После этого в список работ ежемесячного обслуживания включается проверка затяжки болтов крепления опор двигателя, РВД, уровня масла в картерах мостов, подшипников ступиц передних колес, карданного вала, регулировка углов установки и люфтов управляемых колес, шкворней управляемых колес и рулевых тяг, фильтр гидронасоса трансмиссии, фильтр на входе в маслобак, гидроцилиндры, стояночный тормоз и клеммы аккумуляторной батареи. Рекомендуется также ежемесячно проверять исправность дверных замков и сиденья в кабине.

Списки полугодовых и ежегодных сервисных работ включают в себя все предыдущие пункты в увеличенном объ­еме. После двухлетнего периода работы экскаватора-погрузчика следует заменить тормозную жидкость и проверить состояние еще нескольких деталей сверх обычного списка, например, манжетов масломерных штоков.

Конечно, если условия работы машины очень тяжелые, моторное масло рекомендуется менять чаще, например, через 250 моточасов или три месяца. Воздушный фильтр рекомендуется менять ежегодно, но если машина работает в сильно запыленном воздухе, лучше менять фильтрующий элемент почаще.

 

Обслуживание оборудования экскаватора

Специалисты считают, что именно экскаваторное оборудование машины требует особого внимания. Устройство поворота стрелы экскаватора является одним из наиболее нагруженных компонентов машины. Внутреннее состояние этого узла проверить сложно, поэтому необходимо постоянно следить за тем, чтобы оси и подшипники в нем были хорошо смазаны, чтобы в узле постоянно находилось достаточное количество пластичной смазки, которую нужно регулярно заправлять. Обычно признаком наличия износа является шум при работе. Когда износ трущихся деталей этого узла становится очевиден, его разбирают и проверяют.

Также одним из наиболее подверженных неисправностям компонентов экскаватора-погрузчика считается телескопическая рукоять с гидравлическим приводом. Она работает в экстремальных условиях и подвергается действию огромных нагрузок. В процессе работы зазоры в соединениях ее деталей постоянно увеличиваются, при этом ухудшается точность работы экскаватора. Необходимо регулярно осматривать рукоять и устранять чрезмерный люфт. На рукоятях экскаваторов-погрузчиков ведущих производителей имеются специальные регулировочные узлы, позволяющие снаружи быстро и точно отрегулировать зазоры между деталями телескопической рукояти. Для устранения люфта требуется не более двух минут. Регулировка зазоров и подбор сменных вкладышей в соединениях телескопической рукояти имеют очень большое значение для обеспечения плавной работы и длительного срока службы компонента.

 

Обслуживание шин

Следует регулярно осматривать шины, и не только снаружи, проверяя, не спустила ли шина, нет ли порезов и других явных повреждений, но и регулярно измерять давление в них.

Если шина эксплуатируется с правильным давлением, ее износ минимален и, следовательно, срок службы будет максимальным. При правильном давлении сцепление шины с грунтом и устойчивость машины достигают максимальной величины, то есть экскаватор-погрузчик работает с наибольшей производительностью и наименьшими эксплуатационными затратами. На недокачанных шинах устойчивость и скорость движения экскаватора-погрузчика уменьшаются, боковины шин быстрее изнашиваются. Если давление в шинах слишком большое, они плохо амортизируют, ход машин становится жестким, уровень шума повышается – оператор будет больше уставать. Ускоряется износ средней зоны рисунка протектора. Тяговое усилие машины понижается, поскольку уменьшается пятно контакта шины с грунтом.