Разливай по барабанам!
Автобетоносмесители на российском рынке

Даже в тяжелые времена, когда экономическая ситуация оставляет желать лучшего, а строительные объекты «замораживаются», перевозки бетона не останавливаются полностью. На рынке всегда есть и будут транспортные компании, которые прочно удерживают рынок и даже покупают новые автобетоносмесители.

Если есть заказы, то их необходимо брать, подвигая конкурентов зарабатывать на перевозке деньги. При этом, чтобы обеспечить максимальную прибыль и иметь возможность корректировать расценки на свои услуги, делая их привлекательными для клиентов, необходимо максимально снизить эксплуатационные затраты и обеспечить высокий коэффициент выхода машин на линию. Лучшие показатели, само собой разумеется, дают современные и, самое главное, новые машины. Они имеют достаточно длинный интервал по техническому обслуживанию (ТО) и, самое главное, находятся под крылом заводской гарантии. Это означает, что затраты перевозчика в первые годы эксплуатации техники (скажем, первые три года, пока действует лизинговый договор) действительно будут находиться на низком уровне. И этим необходимо пользоваться, загружая машину по максимуму.

Разумеется, выбор нового автобетоносмесителя, который заменит собой исчерпавшие свой ресурс машины, во многом диктует цена. Однако не стоит забывать и то, что первоначальные вложения в единицу техники не тот показатель, на который нужно ориентироваться слепо. Почему? Да потому, что есть и понятие остаточной стоимости транспортного средства, которая также имеет значение. Машины разных брендов со временем не одинаково падают в цене. Остаточная стоимость спецмашин зависит не только от бренда и марки бетоносмесителя, но и от технического уровня шасси. Да, ведущие европейские производители находятся по этому показателю в авангарде, но наши отечественные заводы наступают им на пятки. И тем не менее стоимость автобетоносмесителей российской сборки на вторичном рынке ниже, чем импортных аналогов.

 Liebherr

Европейские автобетоносмесители

Одним из неоспоримых лидеров в производстве автобетоносмесителей является компания Liebherr. Покупатели отмечают широкий спектр различных комплектаций оборудования, что позволяет подобрать нужное под конкретные условия работы и, что немаловажно, климат, в котором будет трудиться автобетоно­смеситель. Стоит также отметить, что собственно бетоносмесительное оборудование по желанию заказчика может быть смонтировано как на шасси, так и на полуприцепы. В качестве шасси возможно использование техники различных марок и брендов, чем достигается одномарочность парка и сокращение эксплуатационных расходов. В зависимости от технических характеристик шасси или ходовой части полуприцепа на несущую раму может быть смонтировано бетоносмесительное оборудование рабочим объемом от 6 до 15 м3. Например, младшая модель в линейке HTM 504 имеет смеситель геометрическим объемом 9,66 м3. При этом номинальный объем при заполнении барабана свежим бетоном составляет 6 м3. Важной характеристикой любой бетоносмесительной установки является ее вес. Например, масса HTM 504 с приводом от шасси грузовика составляет 3220 кг, а если привод будет осуществляться отдельным, автономным двигателем, то масса установки составит 3720 кг.

Небольшие по кубатуре смесители могут быть смонтированы на двухосные шасси грузовиков. Главное, не допустить превышения предельной нагрузки на ось. Более емкие смесители, например с номинальным объемом 7 м3, потребуют уже монтажа на трехосные шасси. Примером такой установки может служить HTM 704 со смесителем геометрическим объемом 12,34 м3. Для сравнения приведем вес смесителя с приводом от шасси и с приводом от отдельного, автономного дизеля. Он составит 3480 и 3980 кг соответственно.

Если же рассматривать установки, ориентированные на монтаж на четырехосные шасси, то ярким примером такого бетоно­смесителя может служить HTM 904, номинальный объем смесителя которого составляет 9 м3, а геометрический объем смесителя равен 15,96 м3. Примечательно, что несмотря на довольно большую кубатуру установка имеет относительно небольшую массу 4030 кг с приводом от шасси грузовика и 4660 кг с приводом от автономного двигателя.

Есть в продуктовой линейке компании и установки, предназначенные для перевозки большого объема бетона. Одна из таких – HTM 1204 имеет бетоно­смеситель номинальным объемом 12 м3 (геометрический объем 20,7 м3). Установка весом 5550 и 5930  кг с приводом от шасси и от автономного двигателя ориентирована на монтаж на крепкие, выносливые четырехосные шасси грузовиков строительного назначения. Отметим, что доля 15-кубовых установок, которые также имеются в продуктовой линейке компании, относительно невелика, следовательно, рассматривать их можно только экстраполируя на конкретный объект, к которому ведут качественные подъездные пути, допускающие высокую осевую нагрузку. В России таких объектов мало.

Самые доступные по цене автобетоносмесители созданы на отечественных шасси с российскими установками

Среди продукции европейских производителей автобетоносмесителей стоит отметить установки компании Cifa. На российском рынке клиентам предлагаются спецмашины на шасси различных брендов как именитых европейских марок, например Mercedes-Benz, так и отечественных КамАЗ. Линейка доступных установок достаточно широка: 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 м3. В зависимости от комплектации бетоносмеситель может приводиться в действие как от автономного двигателя, так и от дизеля шасси автомобиля.

Невозможно обойти вниманием и автобетоносмесители бренда Intermix. Продуктовая линейка марки состоит из установок IMI 7.1, IMI 8.1, IMI 9.1, IMI 10.1, IMI 12.1. Последний предназначен для работы на крупных строительных объектах с большим потреблением бетона. Среди особенностей техники IMI стоит отметить сравнительно небольшой вес конструкции, что положительно сказывается на ресурсе шасси и нагрузке на дорожное полотно. Отметим также, что стенки барабанов автобетоносмесителей IMI выполнены из износостойкой трехмиллиметровой стали Hardox.

 Пример полностью европейского спецавтомобиля – шасси и установка от лидеров отрасли

Китайские бренды

Серьезную конкуренцию европейским машинам, и в частности автобетоносмесителям, составляет спецтехника из Китая, которая имеет существенно более низкую первоначальную стоимость. Ярким примером машины из Поднебесной, которая предлагается российским перевозчикам, является десятикубовый автобетоносмеситель FAW 5250 (мод. CA 5250 GJBP66R2T1E4). Машина базируется на трехосном шасси с колесной формулой 6х4, которое оснащено двухместной кабиной мод. FAW J6 со спальным местом. Традиционно для машин строительного сегмента автобетоносмеситель имеет рессорную подвеску всех осей. Она, обладая отменной живучестью при работе с перегрузом и по плохим дорогам, не предъявляет никаких требований к климатическим условиям. В отличие от пневматических подвесок рессоры прекрасно работают и на трескучем морозе.

Китайские производители спецмашин даже бочки большого объема ставят на трехосные шасси грузовиков

Согласно актуальным для России требованиям по чистоте выхлопа китайский автобетоно­смеситель комплектуется дизельным двигателем CA6DL2-37E4, соответствующим нормам Euro 4. Мощности 370 л.с. и крутящего момента 1550 Н.м при оборотах коленчатого вала 1330–1500 об/мин, снимаемых с рабочего объема 8,6 л, вполне достаточно для выполнения практически всех транспортных задач, осуществляемых автобетоносмесителем. В зависимости от комплектации грузовик может быть оснащен коробками передач FAW CA10TA160M или FAST 12JSD160T. Для ошиновки могут применяться шины размерностей 12,00R20 или 315/80R22.5.

АБС-8ДО на шасси Scania

Если говорить о технике китайского производства, то нельзя не упомянуть и продукцию компании Zoomlion. Одна из перспективных для российского рынка машин, собранная на шасси опять-таки китайского автопроизводителя Shacman SX5256GJBDR384 (колесная формула 6х4), оснащается смесительным барабаном рабочим объемом 10 м3. Приобретая спецтехнику из Китая, всегда следует оценивать возможность оперативного приобретения запасных частей к ней и наличия фирменных станций технического обслуживания.

 Одна из задач конструкторов – удобно разместить запасное колесо на четырехосных автобетоносмесителях

Отечественные производители

Стоимость национальной валюты по отношению к доллару и евро делает продукцию отечественных заводов весьма и весьма привлекательной для транспортных компаний и эксплуатирующих организаций. Одним из российских заводов, занимающихся выпуском автобетоносмесителей, является ЗАО «КОМЗ-Экспорт». Автобетоносмесители, выпускаемые под маркой «Тигарбо», хорошо известны во всех уголках РФ и пользуются заслуженным уважением. Продуктовая линейка завода по автобетоносмесителям перекрывает все потребности перевозчиков. Например, у предприятия есть «младшие» модели, максимальный объем перевозимой бетонной смеси которых равен 4 м3. Речь идет об автобетоносмесителе 4DO, созданном на шасси грузовика МАЗ-5337А2. Согласно технической документации максимальная масса перевозимой бетонной смеси (с полным баком для воды) равняется 6900 кг. Примечательно, что привод установки выполнен от дизеля шасси, что существенно снижает уровень шума и затраты на топливо.

Китайские спецмашины поставляются в комплекте. Их цена намного ниже европейских аналогов

Как и у импортных моделей автобетоносмесителей, у отечественных машин есть варианты с автономными приводными двигателями. Например, аналогичная описанной выше модель автобетоносмесителя 4DA на шасси все того же МАЗ-5337А2 имеет автономный приводной ДВС. Поскольку установка обладает большим собственным весом, то максимальная масса перевозимой бетонной смеси (с полным баком для воды) составляет уже 6800 кг, то есть на 100 кг меньше, чем у модели, описанной выше. Примечательно, что для того, чтобы удовлетворить требования любого клиента, компания создала линейку автобетоносмесителей с объемом перевозимой смеси от 4 до 12 м3 с шагом между моделями в 1 м3.

Отметим также, что под каждую из установок инженеры подобрали оптимальное шасси, это обеспечило требуемый ресурс комплектной машины и позволило оптимизировать ее по стоимости. Например, восьмикубовый автобетоносмеситель 8DA с приводом от автономного двигателя может быть построен на шасси китайских грузовиков CAMC HN3250P34C6MJ или Dong Feng DFL3251А. Eсть также варианты монтажа на шасси известных европейских и японских брендов. Лучшим тому примером служат спецмашины, построенные на шасси Ford 3430D и Isuzu CYZ51K (привод от автономного двигателя) или Scania P380CB6x4EHZ (привод от шасси).

Разумеется, отечественный завод имеет и большое количество модификаций автобетоно­смесителей, собранных на шасси российского производства, как-то: КамАЗ-6520 и Урал-63685 с колесной формулой 6х4 или полноприводного КамАЗ-65222. Есть интересные варианты автобетоносмесителей и на шасси минского автозавода: МАЗ-650105, МАЗ-631208, МАЗ-5516А5. Что касается «тяжелой артиллерии», то 12-кубовые установки могут быть смонтированы как на шасси четырех­осных грузовиков, например КамАЗ-65201, Shacman 3316, Gloros А4302С 8х4, так и на ходовую часть полуприцепа. В последнем случае речь идет об автобетоносмесителе 12DA с приводом от автономного двигателя, в качестве ходовой части для которого используется продукция российского завода «Сеспель».

Для того чтобы снизить износ резины при порожних рейсах, четвертая ось может быть подъемной

Если продолжить разговор об отечественных производителях автобетоносмесителей, то нельзя пройти мимо продукции ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов». В производственной гамме компании есть более десятка различных моделей автобетоносмесителей полезной емкостью от 5 до 12 м3. Оборудование монтируется на шасси грузовиков КамАЗ экологического класса Euro 4, что делает спецмашины весьма привлекательными по стоимости. Для того чтобы сделать технику максимально надежной, завод широко применяет компоненты известных западных производителей: итальянские планетарные редукторы и маслоохладители со встроенным электровентилятором, карданный вал фирмы GKN и эластичную муфту-демпфер привода гидронасоса компании Centa (Германия). В качестве автономных приводных ДВС могут применяться белорусские дизели Д-242, Д-243, Д-245 или немецкие силовые агрегаты Hatz и Deutz. В каждом конкретном случае комплектация автобетоновоза обсуждается с клиентом.

Вариант размещения запасного колеса на задней траверсе рамы. Белая бочка как белый лист – готова к нанесению логотипа компании-перевозчика