А может быть, аренда?
Применение землеройной техники в городском хозяйстве

За землеройными машинами закрепилась репутация сугубо строительной техники, которой на первый взгляд нечего делать в коммунальной сфере. Однако копать там, где уже построено, на деле приходится даже чаще, чем при возведении объекта «с нуля». Ремонт проложенных под землей теплосетей, водо- и газопровода, канализации, телефонной, радио- и кабельной связи, электричества, «археологические» городские раскопки ведутся в любое время года.

 Колесный экскаватор ЭО-33211 («Уралвагонзавод»)

А благоустройство? Ликвидация дворового газона с превращением его в цивилизованную парковку для автовладельцев, рекультивация по просьбе многодетных матерей парковки в детскую площадку, возврат парковки вместо площадки по просьбе автовладельцев, ликвидация парковки и восстановление газона по настоянию экологов… Городские пейзажи меняются сегодня так часто. Но ведь пока речь только об одном экскаваторном орудии и непосредственно о рытье почвы, а если вспомнить, что кроме стандартного ковша «обратная лопата» как на экскаваторы, так и на экскаваторы-погрузчики устанавливаются такие орудия, как гидромолот, дорожная фреза, виброплита, ямобур, грейферный, челюстной и планировочный ковши, станет ясно, что работы для таких машин в наших городах хоть отбавляй.

Только вот одна загвоздка: нет у них того масштаба, как на большой стройке, да и стабильности никакой. Сегодня прорыв раскапываем, завтра грибок вкапываем, послезавтра – еще не знаем. Большое число разных клиентов, непредсказуемость заказов вызывают серьезные трудности в снабжении подрядных организаций современной высокоэффективной техникой. Одно дело, когда строительная компания, выиграв тендер, получает подряд на строительство участка дороги или какого-нибудь большого объекта, например стадиона. Под такой госконтракт можно брать в лизинг любую технику, ведь лизинговые платежи гарантированы на несколько лет вперед. Совсем другая ситуация при ведении городского хозяйства, и чем дальше от центра, тем хуже. В итоге работают, на чем придется, не очень обращая внимание на явное несоответствие применяемой техники решаемым задачам, и кроме того, мирятся с неизбежными простоями из-за эксплуатации морально устаревшей и физически изношенной техники.

Экскаватор-погрузчик на базе МТЗ-82.1 производства «Златэкс»

Впрочем, это все наследие «светлого» советского прошлого, ведь это там, в отделах плановой экономики, решали, что большой экскаватор справится с работой среднего и малого, потому брали патент на один большой и гоняли его потом везде, не считая горючего. Но если парк старых экскаваторов, пусть и великоватых для города по размеру, достался сравнительно большой, то старых экскаваторов-погрузчиков у нас нет вовсе, ведь в СССР на базе трактора МТЗ производили в основном экскаваторы с бульдозерным отвалом. А в то же время именно благодаря разнообразному сменному оборудованию для переднего погрузчика экскаваторы-погрузчики и стали такой незаменимой техникой для городского хозяйства. К тому же экскаватор-погрузчик на собственном шасси – это далеко не одно и то же, что МТЗ. Кроме них для работы в городе оптимальными можно признать еще колесные экскаваторы до 20 тонн полной массы. Конечно, в городе спокойно могут работать и гусеничные экскаваторы до 30 тонн, а также мини-техника: мини-экскаваторы, мини-погрузчики, но для них потребуются средства доставки, что увеличит стоимость эксплуатации и потребует дополнительной траты ценного рабочего времени. А вот колесные экскаваторы по городу могут перемещаться совершенно свободно, а экскаваторы-погрузчики даже не создадут помех другому транспорту для движения (нарушители скоростного режима не в счет). 

Аренда – альтернатива покупке

Как же получить все эти замечательные машины? Первый вариант, пожалуй, самый простой – купить, в идеале новые, в самой полной комплектации, только он по понятным причинам подойдет далеко не всем. Не хватает средств на новые машины – можно рассмотреть вариант приобретения б/у. В обывательском представлении техника б/у понимается чуть ли не как лом, давно готовый к списанию. Конечно, покупать вместо приносящей прибыль рабочей машины тренажер по ремонту экскаваторов вряд ли кто захочет, равно как и ждать месяцами «родных» запчастей на редкую и давно снятую с производства модель. В то же время по финансовым мотивам спрос на недорогое только усиливается, а учитывая курс сегодняшнего рубля, недорогое – это или б/у, или Китай, третьего, как говорится, не дано.

Экскаватор-погрузчик Volvo BL-61

В контексте этой статьи «или» можно убрать, новую китайскую технику можно рассматривать полным аналогом бывшей в эксплуатации европейской. Сделать такое обобщающее допущение вполне возможно на основании простого примера. В реальности нельзя дать гарантию даже на официально поставляемую из Китая машину. Дилер контролирует комплектацию и качество сборки, но никто не знает, отработает ли заявленный ресурс мотор, который другой завод-поставщик выпускает сотнями тысяч для самых разных строительных и сельскохозяйственных китайских машин, будь он даже лицензионный. Так же и с б/у европейской машиной, мотор которой после 10 тыс. моточасов может накрутить «не вспотев» еще столько же, а может в короткий срок «осчастливить» владельца дорогостоящим капитальным ремонтом.

Вот говорят: там машины грамотно, по книжке эксплуатируют, а вдруг там «наш» на ней работал, сколько их туда «по­унаехало»! В то же время утверждать, что Европа нам сплавляет металлолом, неверно: во-первых, цену сырью там знают, а во-вторых, ковши их экскаваторов сделаны из такой стали, что отправлять их на переплав в нашу металлургию – то же, что золотые слитки превращать в 10-копеечные монеты. Основная причина, почему еще вполне годную технику там убирают с рынка, кроется в самой капиталистической экономике, основанной на потреблении: заводы не должны остановиться, поэтому клиенты должны покупать, даже когда у них уже все есть. Вот и придумывают новые нормы токсичности отработавших газов, давно потерявшие связь с реальностью, новые стандарты комфорта и безопасности, лишенные всякого здравого смысла.

Кроме техники, поработавшей в Европе и Японии, рынок б/у у нас в некоторых регионах пополняют «лошади», видевшие в своих кабинах лишь местных «джигитов», – это машины, реализованные по схеме оперативного лизинга, когда техника по окончании лизингового договора или передается в лизинг другому клиенту, или продается на открытых торгах. Гадать, что лучше: новый китайский экскаватор, импортный, «отпахавший» в Европе, или «состарившийся» у богатого соседа, не имеет смысла, ведь на практике работоспособность техники будет прежде всего зависеть от того, как реализующее ее предприятие организовало сервис. Как осуществляется техническое обслуживание, достаточен ли склад запасных частей, не возникнет ли серьезных проблем при необходимости большого ремонта или восстановления после аварии (есть ли соответствующие специалисты), какие сроки и условия гарантии на машину и на ремонтные работы? Если на все эти вопросы клиент найдет для себя утвердительные ответы, то смело можно брать технику хоть 1950-х годов после капремонта.

Колесный экскаватор Volvo EW180B

Впрочем, нас, журналистов, не зря упрекают за то, что мы, поместив свою страну между Европой и Китаем, больше никаких производителей спецтехники и видеть не хотим. А ведь на юге страны, где не только тепло и чай растет, выпускают строительную технику, не уступающую европейской ни в чем, кроме цены. Например, турецкие экскаваторы и экскаваторы-погрузчики марки Hidromek, которые по принципу устройства и техническим характеристикам ничем не отличаются от таких именитых брендов, как Volvo, New Holland, Terex, JCB. У топовой модели экскаватора-погрузчика HMK102S полный привод на равновеликие колеса, все колеса управляемые с «крабовым ходом» и функцией «след в след», двухчелюстной ковш погрузчика и телескопическая рукоять экскаватора. После проведенной предприятием модернизации, коснувшейся всей производственной линейки, модель получила автоматическую трансмиссию ZF, мосты Carraro, гидросистему Bosch-Rexroth на основе аксиально-поршневого насоса, позволяющую работать без потери мощности при совмещении операций. На экскаваторы-погрузчики Hidromek устанавливаются дизельные двигатели John Deere или Perkins, на экскаваторы – Cummins или Isuzu, такой выбор позволяет марке поддерживать удачное сочетание цена-качество. Обновленный модельный ряд сменил прежнюю фирменную окраску на бело-черную, но так как на нашем рынке компания работает уже давно, желтенькие «Гидромеки» встречаются пока чаще.

С большим гусеничным экскаватором в городе полно хлопот

В городском коммунальном хозяйстве тем не менее наблюдается большое разнообразие взаимодействующих сторон с разной формой собственности и разной мерой ответственности. Вот, допустим, работает небольшое частное предприятие, предоставляя услуги типа «снос-вывоз» таким же частным собственникам, в другом случае благоустройством занимается унитарное муниципальное предприятие, заказчиком которого выступает тот же муниципалитет, сын с отцом, брат с братом – известная история. Или вот управляющая компания, но там у нее еще есть гараж, но он относится... в общем, дальше лучше не продолжать, особой экономике, как говорится, особое плавание. Но где в этих экономических лабиринтах коммунального «рая» найдется место специальному транспортному средству – чуду инженерной мысли ценой в несколько миллионов рублей? Того и гляди, что «дитя» останется без фары, колеса и еще чего, что можно открутить без особого труда.

Экскаватор-погрузчик Hidromek HMK102S новой серии Maestro

В такой ситуации обеспечить коммунальное хозяйство современной техникой, не меняя ее системы, позволит аренда. Но позвольте, разве лизинг не является той самой арендой, финансовый – с правом выкупа, оперативный – без такового? Это, конечно, верно, только лизинг – аренда долгосрочная, предъявляющая довольно строгие требования к клиенту и при отсутствии стабильных заказов грозящая ему разорением. Термин же «аренда» применяют для краткосрочной сдачи в наем практически кому угодно, не сверяясь с его уставным капиталом. Теоретически технику отдают хоть на час, правда, в реальности стараются заключить договор не меньше, чем на полную рабочую смену. Арендуемая машина может подаваться как без рабочих, так и с экипажем, в последнем случае может использоваться термин «подряд». В любом случае аренда – это, как и лизинг, услуга, но в отличие от лизинга не только финансовая, а более широкого действия. При «полном пакете» арендатору не требуется ничего, кроме как внести оплату, все расходы на топливо, заработную плату, налоговые и страховые платежи арендодатель берет на себя, правда, часто клиентам предлагают заправлять машины топливом самостоятельно, чтобы не возникало подозрения, что им «накручивают». Свой маленький бизнес при помощи дилеров, предлагающих технику в аренду, можно начинать буквально с нуля, в то же время предлагая клиентам самые современные машины, какие есть на рынке. Кроме тех собственников, что по каким-либо причинам не могут покупать технику самостоятельно, аренда выручит и большие предприятия при аврале заказов, при поломках и вынужденных простоях своих машин, а также пригодится тем, кто присматривает себе новый экскаватор или экскаватор-погрузчик, но не может определиться с выбором. В этом случае стоит брать машину без экипажа, чтобы с ней познакомились свои рабочие.

Экскаватор-бульдозер ЭО-2621 на базе трактора МТЗ 80.1

С техническими характеристиками и стоимостью аренды в регионах для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, используемых при коммунальных работах, можно ознакомиться в таблицах.

Сравнение технических характеристик и стоимости аренды экскаваторов-погрузчиков Volvo, Hidromek и ЧЗКМ
Параметр ЭО-2626 ЧЗКМ Hidromek HMK102S Volvo BL-61
Базовое шасси МТЗ-82.1 Соб. шасси 4х4.4 Соб. шасси 4х4
Двигатель/ мощность, л.с. Д-243/ 81 Perkins 1104C/ 100 Volvo D4D/ 86
Вместимость экскаваторного ковша, м3 0,25 0,08–0,22 0,08–0,31
Вместимость базового ковша погрузчика, м3 0,7 1,1 1,0
Максимальный радиус копания, м 5,3 6,95 5,85
Максимальная глубина копания, м 4,1 5,7 5,37
Максимальная высота выгрузки ковшом погрузчика, м 2,52 2,83 2,63
Максимальная транспортная скорость, км/ч 20,8 35,0 38,3
Эксплуатационная масса, кг 6600 8500 8496
Стоимость 1 ч аренды (ориентировочно), руб. 800 1000 1300
Сравнение технических характеристик и стоимости аренды экскаваторов Volvo, Hidromek и «Уралвагонзавода»
Параметр ЭО-33211 УВЗ Hidromek HMK200W Volvo EW180B
Двигатель/ мощность, л.с. ЯМЗ-236М/ 150 Isuzu-AI-4HK1X/ 162 Volvo D6D EFE2/ 160
Вместимость ковша, м3 0,85; 1,05 1,0 0,4–1,1
Максимальный радиус копания, м 9,2 9,4 9,4
Максимальная глубина копания, м 5,8 5,7 6,0
Максимальная высота выгрузки ковша, м 6,5 7,1 6,6
Максимальная транспортная скорость, км/ч 25,0 31,5 35,0
Эксплуатационная масса, кг 18 000 21 800 19 800
Стоимость 1 смены аренды, руб. 10 000 12 800 14 000