Мировой рынок вилочных погрузчиков
Экспорт вилочных погрузчиков из Китая вырос на 62,4% в годовом исчислении, до 38 432 единиц (хотя отчасти это связано с более низкой базой по сравнению с тем же периодом прошлого года).
По совпадению в IV кв. 2023 г. объемы заказов на рынке Северной Америки также значительно выросли. В регионе Северной Америки в 2023 г. наблюдался исторический пик продаж, особенно машин с противовесом, продажи которых выросли на 52%.
На европейском рынке некоторые внешние факторы, включая продолжающуюся геополитическую нестабильность (о чем свидетельствует недавняя напряженность в Красном море), продолжают вносить значительную неопределенность в глобальные экономические перспективы. Из-за этого, а также из-за необычно высокого роста в период с 2020 по 2022 гг. активность мирового рынка снизилась в 2023 г., особенно в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Тем не менее в IV кв. 2023 г. все еще наблюдалось умеренное восстановление.
Результаты деятельности крупнейших мировых производителей вилочных погрузчиков в 2023 году
Toyota. Темпы роста продаж вилочных погрузчиков компании в Северной Америке намного выше, чем в целом. Согласно публичному финансовому отчету, глобальные поставки Toyota в 2023 г. увеличились на 2,6%, а продажи в Северной Америке выросли на 28,6%. Поскольку компания Toyota владеет почти одной третью рынка Северной Америки, темпы роста соответствуют показателям этого рынка.
Jungheinrich. Спрос на вилочные погрузчики за последние девять месяцев упал, а в третьем квартале 2023 г. удельные заказы (единицы) заметно снизились как по сравнению с III кв. 2022 г., так и с предыдущим кварталом 2023 г. Объем продаж вилочных погрузчиков Jungheinrich на европейском рынке превышает 80%. Динамика продаж тесно связана со взлетами и падениями европейского рынка.
KION. Количество погрузчиков, заказанных в регионе EMEA, резко сократилось в 2023 г. Снижение было еще более выраженным в регионе Северной и Южной Америки, где, по оценке KION Group, во второй половине года рост рынка снова замедлился. Напротив, в регионе Азиатско-Тихоокеанского региона зафиксирован уверенный рост, главным образом благодаря расширению нового бизнеса в Китае. В IV кв. 2023 г. новые заказы в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли на 63% в годовом исчислении и на 26% в месячном исчислении.
Heli. Годовой отчет Heli за 2023 г. еще не опубликован, но согласно общедоступной информации, расширение присутствия на зарубежных рынках, а также увеличение модельного ряда и совершенствование конструкции электрических вилочных погрузчиков являются двумя основными двигателями устойчивого роста продаж вилочных погрузчиков компании. В 2023 г. выручка от продаж электрических моделей увеличилась на 46,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в количественном исчислении продажи электрических вилочных погрузчиков (свинцово-кислотные + литий-ионные аккумуляторы) достигли 166 900 единиц, что составляет 57,17% от общего объема продаж и рост на 6,2% в годовом исчислении.
Hyster-Yale. По сравнению с 2022 г. выручка от продаж вилочных погрузчиков в IV кв. 2023 г. увеличилась примерно на 5% во многом благодаря благоприятному влиянию повышения цен, реализованного во всех регионах. Позитивный сдвиг в структуре продаж произошел в основном в сторону более дорогих вилочных погрузчиков повышенной грузоподъемности 4-й и 5-й категорий (включая вилочные погрузчики большой грузоподъемности), а также увеличение продаж комплектующих способствовало росту выручки. Однако эти преимущества частично нивелируются снижением объемов продаж вилочных погрузчиков малой грузоподъемности.
Подъем китайских брендов
Вилочные погрузчики китайских производителей в последние годы вышли на рынки Европы, Ближнего Востока и Северной Америки и, как правило, представляют собой упрощенную и более дешевую продукцию по сравнению с вилочными погрузчиками европейских и американских производителей, что также снижает затраты на техническое обслуживание. К тому же китайские вилочные погрузчики пользуются преимуществами китайской цепочки поставок литий-ионных аккумуляторов с более низкими ценами.
Рост популярности у потребителей вилочных погрузчиков китайских производителей отмечают практически все дилеры в Америке и регионе EMEA. И надо сказать, что эта проблема весьма волнует многих дилеров. В частности, одной из причин падения продаж погрузчиков европейских производителей стало то, что за последние два года (2022–2023) срок поставки многих из этих брендов составил более девяти месяцев, а китайские компании, наоборот, увеличили свои доли рынка во время пандемии из-за высокого уровня доступности (сроки поставок, как правило, намного короче по сравнению с другими европейскими брендами).
Согласно последнему отчету Interact Analysis, доля рынка (по объему поставок) китайских брендов в регионе EMEA достигла почти 15% в 2022 г. по сравнению с примерно 8% в 2020 г., при этом ключевыми игроками являются EP Equipment, Anhui Heli, Hangcha и BYD. Показатели компании ODM в этих цифрах не учитываются.
В заключение заметим, что китайские бренды заняли ~10% американского рынка (по объему поставок) в 2022 г., прежде всего бренды Anhui Heli, EP и BYD.