XCMG

Дорожные катки: положение на рынке в 2024 году

О том, как изменился рынок дорожных катков за последнюю пару лет, мы поговорили с представителями поставщиков этого вида техники. В беседе приняли участие: Алексей Власов, руководитель направления дорожно-строительной техники ООО «СюйГун Ру», официального представительства XCMG в России; Александр Нетид, руководитель продукт-группы ООО «Люгонг Машинери Рус»; Артур Мугдусян, заместитель директора по коммерции ООО «Завод «Дорожных машин».
Расскажите о ситуации на рынке катков – грунтовых и асфальтовых. Как менялся рынок в течение 2022, 2023, 2024 годов? Какова, по вашему мнению, сегодня ёмкость рынка, какие типоразмеры наиболее востребованы, кто основные игроки?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Сегмент дорожных катков, как и рынок спецтехники в целом, претерпел кардинальные изменения. После исхода мировых производителей подавляющую долю в поставках заняли китайские бренды. Компания XCMG, являясь одним из старейших игроков из КНР на российском рынке, прочно занимает среди них лидирующую позицию. Если говорить о других производителях, то среди серьезных соперников мы рассматриваем такие известные бренды, как LiuGong, LGСE, Sany.

Ранее основным сдерживающим фактором при рассмотрении к покупке китайской техники являлось недоверие со стороны заказчика к надежности и, самое главное, к уровню сервиса и обеспеченности машин запасными частями по сравнению с западными производителями. Нами была проведена большая работа для исправления данной ситуации, и мы достигли значительных положительных результатов. Мы получаем все больше положительных отзывов о работе техники, о качестве и оперативности послепродажного обслуживания нашими официальными дилерами. И мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем активно работать в данном направлении.

Но, к сожалению, в последний год с появлением множества новых, зачастую малоизвестных даже на китайском рынке производителей эта проблема встает с новой силой. Зачастую главный принцип таких поставщиков можно выразить словами «продал и забыл», а клиенты остаются с проблемами один на один.

Кроме того, мы замечаем рост поставок техники мировых брендов по параллельному импорту, однако количество импортируемых машин невелико, ведь цены на них практически удвоились, а стоимость запчастей выросла еще больше.

LiuGong

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: За последние два с небольшим года рынок кардинально перестроился, на смену европейским Bomag, Hamm и Ammann пришли XCMG и LiuGong, Sany и LGCE. Сначала значительно вырос ввоз техники, достигнув величины 1100 асфальтовых и 1800 грунтовых катков, в основном XCMG и LiuGong, затем в 2023 г. наступило некоторое отрезвление со снижением до 900 машин асфальтовых и 1270 грунтовых, но тут LGCE решили, что это их звездный час и завезли втрое больше грунтовых катков, чем 360 единиц годом ранее, хотя основные игроки к тому моменту сократили завоз, кто вдвое, кто на 30–40%. Емкость рынка, как мы все понимаем, остается прежней даже с учетом ценовых флуктуаций. Похоже, скоро мы услышим о грандиозных распродажах. Кардинальных технологических изменений не произошло, поэтому и предпочтения заказчиков остались прежними.

А. Мугдусян, «Завод «Дорожных машин»: По нашим оценкам, рынок новой уплотняющей техники в России в 2023 г. составил около 3000 единиц. Рынок новых грунтовых катков в России в 2023 г. по отношению к 2022 г. снизился на 25% в количественном выражении, но традиционно остался и остается на сегодня самым емким сегментом рынка уплотняющей техники. Учитывая потребности и запросы дорожно-строительных компаний по грунтовым каткам, к наиболее востребованным моделям можно отнести машины массой 12–13,9 т и 14–15,9 т. Основными игроками в этом сегменте рынка являются производители КНР, их доля приближается к 80% в количественном выражении.

Что касается рынка новых тандемных катков массой более 6 тонн, то можно отметить незначительный рост в 3% в 2023 г. по отношению к 2022 г., в сегменте же комбинированных катков спад на 10%. Как и в прошлом году, наиболее востребованными остаются тандемные и комбинированные катки массой 7–7,9 т, 10–10,9 т и 12–12,9 т. К основным игрокам в сегменте тандемных катков мы относим Завод «Дорожных машин» и производителей из КНР, в сегменте комбинированных катков Завод «Дорожных машин» занимает лидирующую позицию.

Также можно отметить существенный спад в 2023 г. на 16% в сегменте тротуарных катков и 80% в сегменте пневмошинных катков.

Завод «Дорожных машин»
Какие модели вы вывели или планируете вывести на российский рынок в этом году? Каковы их достоинства? Над чем работаете сегодня?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Модельный ряд катков XCMG, как и всех типов дорожно-строительной техники, постоянно растет, и не только в направлении расширения предлагаемых типов машин. В последнее время мы активно выводим на рынок абсолютно новое, пятое поколение машин, объединяющее все наиболее современные тенденции развития и новейшие технологии отрасли.

Так, в 2022 г. компания XCMG представила новые одновальцовые катки 5-го поколения массой свыше 18 тонн. В 2024 г. модельный ряд пополняется моделями самого востребованного среднего класса весом 12, 14 и 16 т. Катки унаследовали лучшие особенности предыдущей серии, такие как усовершенствованный 4-опорный двухрежимный вибромеханизм, конструкция которого отличается идеальным распределением нагрузки по ширине вальца и выдающимся сроком службы, усиленным полным приводом хода с блокировкой дифференциала и автоматической пропорциональной системой противоскольжения, перераспределяющей крутящий момент между вальцом и задней осью без участия оператора, что еще больше повышает проходимость и тяговые характеристики машин.

Уникальными особенностями помимо нового современного внешнего вида являются новейшая электронная система управления с большим многостраничным дисплеем, интегрированной системой контроля уплотнения и функцией самодиагностики, автоматическое управление вибрацией, усовершенствованная система охлаждения двигателя и многое другое.

В сегменте тяжелых тандемных катков XCMG также следует отметить новые модели 5-й серии XD85 и XD135T. Машины были разработаны «с нуля» и отличаются новой просторной кабиной, улучшенной обзорностью, в том числе на края и поверхность вальцов и форсунки орошения, полностью пересмотренной концепцией станции оператора и органов управления, электронной системой управления со множеством автоматических функций, включая контроль двигателя, управление вибрацией, регулируемый плавный разгон и торможение, ограничение скорости движения, встроенную систему контроля уплотнения, самодиагностику и множество других.

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: Асфальтовые и грунтовые катки LiuGong получили позитивные отзывы заказчиков, поэтому мы сосредоточим свои усилия на интеграции в наши машины систем контроля уплотнения и систем автоматического управления. В этом году будет обновлена линейка 8-, 10 и 12-тонных асфальтовых катков LiuGong.

А. Мугдусян, «Завод «Дорожных машин»: Учитывая потребности рынка в том, что помимо традиционных гладковальцовых моделей у дорожников есть потребность в новых пневмоколесных машинах, в этом году в рамках выставки «СТТ Expo 2024» мы планируем презентовать обновленные модели техники: пневмошинный каток DM-13-SP, комбинированный каток DM-7.7-VC, двухвальцовый каток DM-10-VD, а также статический дорожный каток DM-13-SD.

На нашем стенде № А-16 на уличной экспозиции «СТТ» будет возможность лично оценить производительность и функциональность нашей техники.

XCMG
Проводите или планируете модернизацию вашего производства катков?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Безусловно. Наши производственные мощности постоянно расширяются пропорционально устойчивому росту продаж в глобальном масштабе. Активно закупаются современные автоматизированные линии механической обработки и сварки. Для обеспечения максимальной точности и качества при сборке вибрационных вальцов также применяются автоматические сборочные линии. Внутризаводская логистика построена с применением роботизированных тележек. Отдельное внимание уделяется заботе об окружающей среде и так называемому «зеленому» производству.

Невозможно описать все инновации в двух словах, ведь благодаря многомиллиардным инвестициям производственная база дорожно-строительной техники XCMG в последние годы стала одной из самых крупных в мире.

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: Безусловно, растет уровень требований к топливной экономичности, комфорту управления, автоматизации, и это активно внедряется в функционал машин. Активно тестируются альтернативные источники питания, и скоро мы представим полностью электрические машины в беспилотном исполнении, но пока нашим заказчикам очень нравятся актуальные машины, и мы их будем привозить еще.

А. Мугдусян, «Завод «Дорожных машин»: Мы ежегодно проводим модернизацию наших машин. Получаем отзывы, обратную связь от эксплуатирующих нашу технику организаций и учитываем все просьбы, пожелания при разработке следующих моделей техники.

LiuGong
Какова судьба компактной уплотнительной техники – тротуарных катков, траншейных катков с дистанционным управлением и т.п.? Нужна ли она, и если нужна, кто ее будет поставлять?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Конечно, компания XCMG предлагает на российском рынке и компактные катки весом 3–6 т, данный класс машин традиционно весьма популярен в России. Как и в других сегментах дорожно-строительной техники, в 2023 г. мы представили новую серию тротуарных мини-катков как в двухвальцовой (модели XD120 – XD140), так и в комбинированной (модели XD120VT – XD140VT) версиях. Машины завоевали престижную международную награду в области промышленного дизайна REDDOT Award.

Основными особенностями машин являются двухрежимная вибросистема с раздельным и автоматическим управлением вибрацией, полный привод движения с функцией «крабового хода», надежная интервальная система орошения с баком для воды увеличенного объема, форсунками, защищенными от ветра и механических повреждений, комфортабельное рабочее место оператора с двумя многофункциональными джойстиками и навесом в базовой комплектации, светодиодная система освещения.

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: Рынок таких машин весьма невелик, да и с нашей точки зрения, аналоги китайских производителей ничуть не уступают именитым европейским. Думаю, дальнейшее развитие будет связано с ростом профессионализма наших строителей и квалификации рабочего персонала.

Завод «Дорожных машин»
Можете ли дать рекомендации владельцам уплотнительной техники западных брендов, как им уменьшить ущерб от ухода западных партнеров?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Одной из основных проблем я бы назвал резкий и неоправданно большой скачок цен на продукцию западных производителей, который в некоторых случаях способен поставить на грань рентабельности даже относительно крупные компании. В связи с этим я бы рекомендовал не опасаться воспринимать китайские бренды как альтернативу и рассмотреть возможность взаимовыгодного сотрудничества с ними. Необходимо лишь выбрать серьезного производителя, предлагающего действительно современную и качественную технику, соответствующую, а в чем-то превосходящую западные аналоги. Сделать это несложно, просто обратите внимание на три простых пункта.

  1. Производители бывают разные. Начиная от крупнейших государственных и частных компаний, по объемам выпуска не отстающих от мировых лидеров, и до практически неизвестных даже в Китае небольших производств. Просто загляните в мировой рейтинг Yellow Table, и все станет ясно. Например, по итогам 2023 г. компания XCMG занимает не только первое место на домашнем рынке, но и третье место в мире, уступая только таким гигантам, как Caterpillar и Komatsu.
  2. Дистрибьюторы в России и их дилерские сети тоже бывают разные. Здесь я бы отметил два критерия. Первый: объем импорта техники в год, который также легко найти на просторах интернета, покажет, насколько востребованы модели конкретного бренда, а также косвенно будет свидетельствовать о наличии запчастей, ведь если на рынок поступают считаные единицы техники, запчасти завозятся также в минимальном количестве. Второй же критерий: количество официальных дилеров и охват территории России. Ведь кто-то технику должен обслуживать, и всем хочется, чтобы это были обученные и сертифицированные специалисты. Сухая статистика опять-таки говорит о лидирующей позиции бренда XCMG теперь уже на российском рынке.
  3. Ну и наконец: конструктив, функциональность и качество изготовления самих машин также очень сильно разнится. Обратите внимание на технологии, примененные в конструкции, и оцените их современность и соответствие вашим требованиям. В отличие от легкового автопрома из Поднебесной в сфере спецтехники «современность» машин разных брендов и даже серий может отличаться на десятки лет! Перед покупкой стоит изучить машину вживую, своими глазами: оцените качество сварки и окраски, толщину металла, качество изготовления кабины, аккуратность сборки.
XCMG

Оценив сказанное выше, вы сможете уверенно остановиться на двух-трех по-настоящему интересных вариантах, но опять-таки не спешите выбирать по критерию цены. Поговорите с менеджерами по продажам, уверен, они расскажут вам еще много интересного и полезного для принятия окончательного решения.

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: Я бы не сказал, что наши заказчики понесли какие-то серьезные убытки, технически сложные машины поэтапно замещаются, геодезическое оборудование переходит на новую базу. Скорее, я бы сказал, что выбор стал больше, конкуренция поставщиков возросла, а дорог в России лет на 200 припасено.

А. Мугдусян, «Завод «Дорожных машин»: На сегодня в эксплуатации у дорожно-строительных организаций находится существенное количество уплотнительной техники западных брендов, которая требует технического обслуживания. В связи с этим Завод «Дорожных машин» готов оказать содействие по следующим направлениям:

  • провести техническое обслуживание;
  • выполнить ремонтные работы любой сложности;
  • провести замену полотна вальца;
  • осуществить поставку запчастей, расходных материалов.

На все выполненные работы предоставляем гарантию.

LiuGong
Можете ли дать прогноз по рынку катков на 2024 год?

А. Власов, «СюйГун Ру»: На наш взгляд, наметившаяся тенденция к дальнейшей сегрегации рынка уплотнительной техники, а также роста количества игроков и конкуренции в ближайшее время будет только развиваться, что серьезно увеличит риски при выборе подходящих машин и их поставщиков.

Однако, занимая устойчивое положение на российском рынке, компания XCMG совместно с партнерами – нашими заказчиками и дилерами имеет понимание путей преодоления такого рода трудностей и с оптимизмом смотрит в будущее.

А. Нетид, «Люгонг Машинери Рус»: Думаю, что по мере стабилизации рынка общая емкость немного подрастет относительно показателей 2020–2021 гг., но пока обоснованных предпосылок для очередного двукратного всплеска нет. Считаю, что рост в пределах 5–10% вполне ожидаем.

Завод «Дорожных машин»
компании из статьи
Завод «Дорожных машин»
Производство дорожной уплотняющей техники, автогрейдеров, снегопогрузчиков, компакторов для полигонов ТБО и фронтальных погрузчиков
www.dormashina.ru
компании по теме статьи
компании из статьи
Завод «Дорожных машин»
Производство дорожной уплотняющей техники, автогрейдеров, снегопогрузчиков, компакторов для полигонов ТБО и фронтальных погрузчиков
www.dormashina.ru
компании по теме статьи