Наше зеленое богатство

Российский лесопромышленный комплекс: переживаем трудности и стремимся их преодолеть

С. Лобанов

Отечественный ЛПК под санкциями

Российский лесопромышленный комплекс (ЛПК) переживает нелегкие времена. В 2022 г. отечественные лесозаготовители столкнулись с беспрецедентным санкционным давлением, а с 10 июля 2022 г. вступили в силу санкции ЕС из 5-го пакета, предусматривающие полный запрет на ввоз продукции деревообработки из РФ. Справедливости ради следует, однако, заметить, что Европа не была основным рынком сбыта для отечественного ЛПК: например, в 2021 г. экспорт отечественных пиломатериалов в регион составил лишь 14% от общего объема экспорта (4,4 млн из 30,5 млн м3). Да только среди стран, объявивших нам санкции, не только ЕС, но и США, Япония, Южная Корея и др., и на них всех приходится 37,5% объема экспорта древесины и изделий из нее.

В свою очередь правительство РФ ввело встречный запрет на отгрузку древесины в «недружественные» страны, это тоже сказалось на сокращении экспорта древесины из России, хотя часть этих объемов наш ЛПК направил в Египет, Китай и Турцию. В качестве хорошей новости можно заметить, что КНР импортирует в девять раз больше пиломатериалов из России, чем из Швеции и Финляндии, вместе взятых. В мае в Китай ввезли из России 1,14 млн м3 пиломатериалов, а из Швеции и Финляндии только 126 000 м3.

«Петербургский машиностроительный завод»

Закрытием европейского рынка неприятности российских лесопромышленников не ограничились. Закупочные цены на продукцию ЛПК в Китае по сравнению с тем же периодом прошлого года снизились в среднем примерно на 20–30%, а транспортные расходы лесопромышленных компаний из европейской части РФ по доставке продукции в Китай выросли почти в три раза по сравнению с логистическими затратами, которые они несли при экспорте древесины в Европу в относительно благополучные времена. Сыграли свою негативную роль и снижение обменного курса рубля, проблемы с обработкой контейнеров для транспортировки и еще ряд факторов.

В результате сегодня цена продукции механической переработки древесины для многих предприятий стала ниже себестоимости ее производства. Лесопромышленники не могут работать в убыток и останавливают предприятия с последующим сокращением работников. Сокращение производства в ЛПК идет уже довольно давно. В июле 2022 г. по сравнению с июлем 2021 г. заготовка древесины снизилась на 33%, производство пиломатериалов – на 25%, фанеры – почти на 40%, снижение рублевой выручки из-за укрепления нац. валюты более чем на 20%. В целом по России в III квартале 2022 г. заготовка круглых лесоматериалов снизилась на 18%, производство пиломатериалов и фанеры снизилось на 15% и 37% соответственно.

Государствам ЕС запрещено предоставлять Российской Федерации техническую помощь и иные услуги, которые могут способствовать укреплению российского промышленного потенциала. Остановились российские производства зарубежных компаний, перерабатывающих древесину, возникли проблемы с ремонтом и техническим обслуживанием приобретенного на Западе деревообрабатывающего оборудования.

Стоимость пиломатериалов продолжает снижаться и на других экспортных рынках. Сильнее всего в июне цена российских нестроганых пиломатериалов естественной влажности из сосны упала в Египте – на 42,4% по сравнению с июнем прошлого года. Тем не менее существенное ослабление рубля к доллару и юаню в последние месяцы помогает российским экспортерам. В целом экспорт пиломатериалов из России в январе–мае, по разным данным, упал на 10–21%, до 8,4–11,5 млн м3.

УЗСТ

Проблемы в сфере переработки древесины

Обозначим и еще одну проблему ЛПК: как уже говорилось, принадлежащие западным компаниям деревоперерабатывающие комбинаты прекратили свою работу. У отечественных переработчиков древесины тоже возникли серьезные проблемы. Правительство ввело запрет на вывоз из страны необработанной древесины, а станочный парк деревообрабатывающих предприятий у нас почти на 100% импортный.

Производство станков для деревообработки в нашей стране, как нетрудно догадаться, последние несколько десятилетий практически не развивалась. В 1990-е годы отечественные предприятия – изготовители деревообрабатывающих станков, а также их разработчики – отраслевые НИИ практически все прекратили существование. В результате собственных станков для деревообработки сего­дня в России практически нет. Российские лесоперерабатывающие и деревообрабатывающие компании сегодня работают на иностранной технике и оборудовании, закупленных пять–пятнадцать лет назад и, конечно, нуждающихся в полноценном техническом обслуживании и снабжении запасными частями, а также в обновлении. Специалисты говорят, что качество и долговечность китайских дерево­обрабатывающих станков пока отстает от европейского. Хорошим решением этой проблемы было бы возрождение собственного производства оборудования на современном уровне. Правда, за последний год направление производства станков для деревообработки в нашей стране показало положительную динамику, и государство готово поддерживать тех, кто намерен развивать подобные компетенции.

«Амкодор-Онего»

Что же осталось в Российской Федерации?

По данным статистики, сего­дня в лесном комплексе работает 39 тыс. единиц техники. В том числе 22 тыс. гусеничных тракторов, в основном отечественного производства, 5 тыс. импортных харвестеров и 7 тыс. форвардеров. Также в отрасли заняты 1,5 тыс. валочно-пакетирующих машин и еще 3,5 тыс. единиц другого оборудования.

На март 2022 г. доля импортной техники, которую использовали на лесозаготовках, составляла до 90%. Вся импортная техника была западного (а также американского и японского) производства. Причем ни один зарубежный производитель лесозаготовительной техники не локализовал производство в РФ, и правительство никак не побеспокоилось об этом, пока ситуация не стала критической. После начала известных событий поставки западной техники прекратились, как и поставки запасных частей для всех машин, даже для находящихся на гарантийном обслуживании. Закрыли возможность обновления через интернет программного обеспечения систем управления техникой. Прекращено сотрудничество с западными банками, поэтому прямые расчеты с поставщиками машин и запасных частей теперь невозможны. Закупки запасных частей возможны только по «серым», ненадежным схемам и по повышенным ценам.

«ЛесМаш»

Российское производство: что имеем и перспективы

Каковы же перспективы парка техники российского ЛПК? По оценке специалистов, для удовлетворения потребностей на российский рынок лесозаготовительной техники должно поступать не менее 3000 форвардеров и харвестеров в год. Частично эта проблема покрывается за счет продажи лесозаготовительной техники с пробегом. Часть спроса сегодня компенсирует техника, которую распродают прекратившие работу лесозаготовительные компании.

Специалисты отмечают, что, к сожалению, на рынке лесозаготовительной техники, в отличие от некоторых других отраслей, отсутствуют сильные самостоятельные российские компании, которые бы выпускали лесозаготовительные машины современного уровня собственной разработки, образовывали бы совместные предприятия с ведущими мировыми корпорациями наподобие тех, которые действуют в Китае.

Shantui

В России есть производство харвестеров и форвардеров на заводе «Амкодор-Онего» (г. Петрозаводск), объем которого по плану в 2024 г. должен достичь 500 ед./год. Кроме того, ПАО «КАМАЗ» осваивает производство комплекса лесных машин с харвестером и форвардером. Есть еще ООО «ТРОМ» (г. Сургут), которое выпускает форвардер ТРОМ 20 – плавающий двухпогрузочный вездеход грузоподъемностью 10 т на колесах низкого давления. АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (АО «УКБТМ», входит в структуру «Уралвагонзавода», г. Нижний Тагил) производит несколько моделей харвестеров на базе экскаватора и харвестерных агрегатов. Однако электронная «начинка» у агрегатов импортная, что создает в нынешнем положении большие проблемы, к тому же «Уралвагонзавод» перегружен сейчас заказами из другой отрасли.

Ряд компаний-дилеров предлагают харвестеры на базе китайских экскаваторов с харвестерными головками от разных иностранных производителей. Специалисты утверждают, что широкозахватные валочные машины целесообразно создавать на базе серийных гусеничных экскаваторов как с точки зрения надежности, так и с точки зрения доступности цены машин, их сервиса и запчастей. Как показала практика, производительность таких машин на базе экскаватора не меньше, чем у специализированной техники. За счет полноповоротной надстройки экскаватор меньше передвигается по участку, обзор с места оператора в поворачивающейся кабине экскаватора лучше, чем в кабине харвестера. «Лесные» экскаваторы комплектуются удлиненной ходовой частью с широкими гусеничными башмаками, обеспечивающими машинам высокую устойчивость и проходимость. Кабины оснащаются защитой FOPS/ ROPS/ OPS.

ВЕЛМАШ

В стране также работают предприятия, выпускающие различные лесозаготовительные машины, но общий объем выпуска недостаточен и сильно зависит от ряда критически важных импортных комплектующих, прямые поставки которых прекратились: коробки передач и раздаточные коробки, ведущие мосты, компоненты гидросистем, харвестерные головки и компьютерные системы управления. Тем не менее отечественные производители расширяют линейки своей лесозаготовительной техники, постепенно избавляясь от импортозависимости. Высококачественные, мощные и надежные гидроманипуляторы – это исключительно важное оборудование многих типов лесозаготовительных машин. К счастью, в России существуют производители этого оборудования.

Поскольку в секторе лесовозной техники доля отечественных машин была несколько выше, чем в других (в 2022 г. их доля превысила 55%, здесь традиционно использовались КАМАЗы и «Уралы»), то, по оценкам специалистов отрасли, в этом сегменте российская техника без проблем заменит импортную уже в ближайшей перспективе.

Отечественные производители осваивают выпуск наиболее востребованных расходных деталей, которые быстро изнашиваются, и запасных частей: механизмов выдвижения секций стрел манипулятора, ножей харвестерных головок, поворотных колонн для комбайнов. Хотелось бы только, чтобы этот процесс шел поскорее.

К сожалению, по отзывам специалистов, продукция отечественного лесного машиностроения не всегда отличается высоким качеством, надежность отечественных гусеничных трелевочных тракторов порой оставляет желать лучшего, уровень сервисного гарантийного и постгарантийного обслуживания недостаточный, а цена российских форвардеров и харвестеров весьма высока из-за импортных комплектующих, которые еще неизвестно как заменить в случае выхода из строя, поскольку прямых поставок в РФ нет. Зато с отечественными запчастями проблем нет ни по доступности, ни по ценам.

Shantui

Традиционно: Китай поможет

Китай входит в тройку крупнейших мировых лесозаготовителей, и конечно, в этой стране освоено собственное производство многих видов лесной техники. Поэтому китайские производители стали сразу же занимать на российском рынке ниши, освобожденные западными фирмами. К тому же небольшие отечественные компании-производители не могут самостоятельно выдерживать мощную конкуренцию с партнерами с Востока. С каждым месяцем, от одной специализированной выставки до другой, китайских брендов лесозаготовительного оборудования на нашем рынке становится всё больше.

Немного статистики спроса

По результатам статистических опросов, российские лесозаготовительные компании пока не спешат обновлять парк техники: покупку техники рассматривают только около 30% из них. Большинство компаний используют импортную продукцию и по-прежнему хотели бы ее приобретать. При этом 35% все же готовы закупать лесную технику российского производства. Наиболее востребованы у отечественных потребителей харвестеры и форвардеры западного производства. Отрадно, что в тройку самых востребованных машин вошла и белорусская техника.

Относительно запасных частей опрос показал, что 33,7% компаний покупают иностранные запчасти по параллельному импорту, по 20,4% приходится на предприятия, закупающие импортные б/у запчасти и новые российские запчасти, еще 17,3% используют в качестве запчастей детали, которые снимают с имеющихся машин, и 8,2% изготавливают детали самостоятельно.

«Понссе»

Кадры решают всё

Не следует забывать, что кроме техники для успешной работы любого производства требуются грамотные специалисты, которые ее обслуживают и ремонтируют. В российском ЛПК, к счастью, сохранились некоторые центры обучения персонала с опытными инструкторами и оснащением, тренажерами. Дилеры по большей части сохранили коллективы механиков и инженеров, поддерживая парк стоящей на обслуживании техники.

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что пока тотальный дефицит лесных машин и коллапс лесопромышленного комплекса нам не грозит. Однако может очень быстро наступить то время, когда потребуется масштабное обновление парка техники и оборудования отечественного ЛПК. Конечно же хотелось бы, чтобы к этому моменту в нашей стране было восстановлено свое производство подобной техники. Жизнь уже на­учила, что надеяться на соседей хорошо, но всегда нужно иметь и свое. Как в Китае.

«Meusburger Новтрак»