«СюйГун Ру»

Восток наступает, наши работают

Ситуация на рынке ДСТ глазами специалистов

Прошел уже год с начала известных событий, и последствия глобальных перемен в экономической ситуации вообще и на рынке дорожно-строительной техники в частности проявились достаточно отчетливо. Как изменилась обстановка, как себя чувствуют участники этого рынка, каковы их ожидания и планы – обо всем этом, несомненно, будет интересно узнать нашим читателям – потребителям дорожно-строительной техники.

Сегодня мы пригласили к дискуссии опытных специалистов отрасли: Алексея Власова, руководителя направления дорожно-строительной техники официального представительства компании XCMG в России ООО «СюйГун Ру» (г. Москва); Артёма Небольсина, исполнительного директора ООО «ВЕРТЕКС» (г. Москва), и Дмитрия Санченко, руководителя департамента дорожно-строительной техники ООО «ВЕРТЕКС»; Владимира Антонова, исполнительного директора компании «ЧЕТРА» (г. Чебоксары); Ивана Юкланова, директора по продажам ООО «ДСТ-Волга» (г. Чебоксары).

«ВЕРТЕКС»
Как вы оцениваете текущую ситуацию в отрасли дорожно-строительной техники?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Конечно, как любому гражданину нашей страны, мне отрадно видеть общий тренд, направленный на развитие отечественного производства, однако в этом направлении еще предстоит огромный объем работы. С пресловутым «уходом» с рынка ряда западных производителей в данный момент наблюдается некоторый дефицит отдельных видов дорожно-строительной техники, например, асфальтоукладчиков, дорожных фрез и ресайклеров, но им на замену приходят производители из других стран, в первую очередь из Китая, и качество их машин повышается стремительно, я бы сказал – прямо на глазах. Я думаю, что в будущем, после смягчения политики вокруг России и санкционной риторики, «возвращающимся» брендам уже не представится шанса укрепиться на нашем рынке в прежней степени.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: После февральских событий 2022 г. на рынке ДСТ сложилась непростая ситуация. Ведущие производители Северной Америки, Европы и Японии, которые десятилетиями участвовали в формировании российского рынка дорожно-строительной техники, покинули нашу страну, перестали поставлять технику и запчасти, поддерживать гарантию. В то же время отечественные производства оказались не готовы заполнить освободившуюся нишу своей продукцией, прежде всего из-за слабой локализации производств. Не секрет, что российские предприятия по производству экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков получали такие важные для производства компоненты, как ДВС, гидравлические системы, компоненты гусеничного хода, трансмиссию, от ведущих западных производителей. После присоединения этих производителей к рестрикциям национальных правительств эти каналы поставок были закрыты. Понадобится время, чтобы их в полном объеме смогли заместить азиатские поставщики. Ну и конечно, мы все ждем, когда заработает оте­чественная школа инженерии, которая позволит нашим производствам не зависеть от внешних поставок.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: На российском рынке ДСТ наблюдается дефицит техники. И этот дефицит заполняют китайские производители, активно занимая рынок. Отечественное производство, к сожалению, пока не справляется с выпуском необходимых объемов продукции. А ряд отечественных производителей, использующих импортные комплектующие, и вовсе на некоторое время выпали из обоймы.

Особенно явно сейчас ощущается дефицит качественных экскаваторов-погрузчиков и телехендлеров. Рынку не хватает тяжелых высококачественных бульдозеров. Также наблюдается дефицит автомобильных кранов после ухода европейских, американских и японских производителей. Но стоит отметить, что азиатские производители поставляют на российский рынок качественные гусеничные экскаваторы.

«ЧЕТРА»

В. Антонов, «ЧЕТРА»: С введением санкций и отказом некоторых зарубежных производителей от поставок спецтехники в Россию ситуация на рынке поменялась. Если говорить о спросе на бульдозерную технику, то он остался на прежнем уровне. Хотя в первом квартале 2022 г. были опасения, что он серьезно просядет. Затем ситуация выправилась, кардинально спрос не изменился, он соответствует 2021 г. Изменения прежде всего коснулись структуры рынка и доли основных игроков. Так, сейчас серьезно выросли в продажах китайские и российские поставщики бульдозерной техники. Причем в тех сегментах, где нет отечественных производителей и весь спрос удовлетворялся импортом из недружественных стран, коллеги из Поднебесной особенно активны. При этом стоит отметить, что некоторые зарубежные партнеры, которые формально отказались от поставок техники в Россию, продолжают ее ввозить, используя разные обходные пути. Но доля их значительно упала.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Наверное, можно сказать, что отрасль сейчас на распутье. С  одной стороны, количество заказов г/г выросло, и существенно. Казалось бы, нужно вкладывать сверхприбыль в производство, увеличивать качество и объемы. С другой стороны, на рынок пришли многие производители из КНР, Южной Кореи, Индии и др. Их товар получается дешевле или по схожей цене при близких характеристиках. Мое мнение, что с помощью государства и мер по типу увеличения УТС, которое произошло в январе 2023 г., производителю стоит начать предпринимать решительные действия по увеличению локализации, решить «детские» проблемы с качеством и увеличивать сбыт. Посмотрим, что в итоге решат сами владельцы заводов-изготовителей.

«СюйГун Ру»
Говорят, что кризис – время возможностей. Скажите, сейчас для вашей компании чего стало больше: проблем или возможностей?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Безусловно, само понятие «кризис» подразумевает определенные негативные моменты, такие как нестабильность в финансовой сфере, определенные проблемы в логистике и т.д. Однако в текущей ситуации мы наблюдаем существенные изменения на рынке спецтехники, которые, безусловно, дают компании XCMG дополнительные возможности, которые мы успешно реализуем и стабильно увеличиваем объемы продаж.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Кризис – время поиска новых решений. Конечно, для VERTEX появилось больше возможностей. Одна из основных – освобождение значительной доли рынка от западных производителей, и мы имеем возможность занять эту долю. Но и проблемы никуда не исчезли. А для их решения у нас есть сформированная команда настоящих профессионалов.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Наша компания как раз относится к числу тех, кто видит для себя в этой ситуации перспективы и возможности, ведь в условиях новых реалий, в конце прошлого года, нами было организовано новое направление – поставка и сервисное сопровождение дорожно-строительной техники. Таким образом, появились новые рабочие места, мы стали открывать офисы в новых для нас регионах.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Проблем всегда было много. Часто в суете дней к ним привыкаешь, как к чему-то сопутствующему твоей деятельности. А вот окна возможностей открываются намного реже. И не всегда настолько быстро и широко, как в наши дни. Поэтому мы реализуем старые планы и активно ищем новые возможности для развития.

«ВЕРТЕКС»
После начала известных событий ассортимент предлагаемой вашей компанией техники и услуг как-то изменился? Расскажите подробнее. Может быть, появилось что-то новое? У каждой компании были планы на 2022 год – как они изменились после наступления известных событий?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Надо признать, что в некоторой мере санкции затронули ассортимент, который предлагает компания XCMG, но все ключевые планы успешно реализуются, в 2022 г. мы выводим на рынок новые группы оборудования и машин, которые очень востребованы заказчиками, и закрываем освободившиеся ниши рынка, где наблюдается дефицит предложения.

Что касается дорожно-строительной техники XCMG – продолжается вывод на рынок новейшего модельного ряда машин пятого поколения. Это автогрейдеры и полная линейка асфальтоукладчиков, в которой в первую очередь надо отметить модели самых популярных классов XCMG RP505, RP705, а также дорожные фрезы пятого поколения, среди которых выделяется тяжелая фреза XCMG XM2005K с рабочей шириной 2 м, получающая исключительно высокие оценки владельцев.

Кроме того, мы рады предложить российским покупателям новое поколение катков пятой серии – тяжелые грунтовые катки, мини-катки и пневмошинные катки. Здесь хотелось бы отдельно отметить наши передовые разработки – модели XS185S, XD120, XP265S, которые, уверен, станут флагманами в своих группах машин.

Все модели пятого поколения демонстрируют передовые технологии и функционал, которые не только соответствуют продукции конкурентов – лидеров мирового рынка, но и превосходят их, например, в электронных системах управления, в том числе дистанционных, а также в автоматизации работы. Конечно, самое пристальное внимание при разработке новейшей техники уделяется и повышению надежности машин, что является критически важным, особенно в дорожно-строительной сфере.

«ЧЕТРА»

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Как я уже сказал ранее, мы запустили направление ДСТ в конце прошлого года, пригласив в команду экспертов, ранее работавших с известным европейским брендом, покинувшим рынок России. Предварительно сделав анализ текущей ситуации, мы сконцентрировали свое внимание на товарных позициях, которые ушли с нашего рынка и по которым сложился дефицит. Одной из этих позиций стали экскаваторы-погрузчики. Дело в том, что исторически в этом сегменте рынка правят бал европейцы и американцы, а азиатские производители, кроме Японии, не предлагали интересных решений в этом направлении. Также мы предложили рынку финансирование этой техники по программе VERTEX FINANCE, которая предполагает ставки ниже среднерыночных.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Нашей компании удалось быстро перестроиться, наладить каналы поставки техники и запасных частей, открыть филиалы в разных странах, чтобы создать эти каналы.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Ежегодно наша компания выпускает на рынок несколько видов обновленной или модернизированной продукции. 2022 год не стал исключением. Мы смогли расширить ассортимент выпускаемой техники за счет производства новых и модернизированных машин. Так, мы начали выпуск Т11 с гидроповоротным отвалом, Т15 с дистанционным управлением, модернизированных тяжелых бульдозеров Т-25.02, Т-35.02, Т40, а также колесных бульдозеров ТК-25. При этом в 2022 г. мы стали активнее прорабатывать запуск новых продуктов.

Мы уже начали реализацию востребованного в отрасли горно-шахтного оборудования. Это широкая номенклатура техники: буровые самоходные машины, погрузочно-доставочные машины, анкероустановщики, шахтные самосвалы, модульные кассетные машины, транспортные и зарядные машины, а также запасные части к ним. Поставка горно-шахтного оборудования – новое направление для нашей компании. Мы внимательно изучили рынок и поняли, что это может стать серьезным источником роста для предприятия. Доля импорта горно-шахтного оборудования из стран, которые сейчас являются недружественными для России, составляла 85%. Ниша освобождается, и занять ее – наша задача.

В планах компании «ЧЕТРА» в ближайшие четыре года охватить 20% рынка горно-шахтного оборудования. Также в 2023 г. возобновится производство экскаваторов. В 2023 г. мы начнем актуализацию конструкторской документации на бульдозерную технику: суперлегкого трактора Т6 и супертяжелого Т50.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Ассортимент услуг по большей степени не изменился, а вот линейка товаров прямо сейчас находится в состоянии трансформации. Объективно многие российские изготовители техники не были готовы к такому резкому росту спроса, в том числе из-за санкций и отсутствия больших складов импортных комплектующих, что негативно сказалось на сроках поставки техники. Ввиду данного обстоятельства пришлось искать альтернативных изготовителей, в частности из КНР и Ю. Кореи. В планах на 2022 г. у компании было открытие сервисного центра в Ульяновске с целью поддержки реализованных в городе мини-погрузчиков МКСМ. Мы эту задачу выполнили. Можно сказать, что планов стало больше, но возможности не всегда за ними успевают. Например, достаточно остро стоит вопрос кредитования и привлечения инвестиций.

«ДСТ-Волга»
Вопрос, связанный с предыдущим. А изменились ли запросы потребителей рынка ДСТ после начала известных событий? Как ваша компания реагирует на эти изменения?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Компании дорожно-строительной сферы всегда отличались завидным постоянством при выборе техники, так остается и сейчас, поэтому мы не чувствуем серьезных изменений в запросах рынка. С другой стороны, наши клиенты всегда предпочитали самые лучшие машины, и с «уходом» из России некоторых именитых производителей и освобождения ниш мы видим серьезное повышение интереса к технике XCMG. Наша компания готова удовлетворить такой спрос, имея в своем портфеле серию современных машин, технически, технологически и функционально соответствующих и даже превосходящих западные аналоги.

Более того, только XCMG может предложить ряд уникальных моделей, не имеющих аналогов. Это тротуарные катки повышенной массы 6 т (XCMG XMR603/ XMR603VT), сверхтяжелые грунтовые катки массой до 39 т (XCMG XS335/ XS365/ XS395), асфальтоукладчик, способный за один проход формировать полосу шириной до внушительных 24 м (XCMG RP2405), и другие.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Запросы потребителя рынка ДСТ не претерпели существенных изменений. Все хотят покупать технику из наличия, хорошего качества и по интересным ценам. Я бы сказал, что изменились возможности.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Средств для приобретения техники у участников рынка становится меньше. В условиях экономической и политической неопределенности покупатель вынужден искать наименее затратные решения, понимая, что вложенные в технику средства могут или не окупиться, или на это может уйти времени значительно больше запланированного. В этой связи нами было принято решение вступить в сотрудничество с известным китайским заводом ZOOMLION. Данная техника отличается исключительной надежностью и находится в доступной ценовой группе. Чтобы потребитель был уверен в правильности выбора, наша компания организовала сервисное присутствие в основных регионах, где реализуются крупнейшие инфраструктурные проекты страны – Восточная Сибирь, Дальний Восток, Север.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Мы отмечаем увеличение спроса на бульдозерную технику тяжелого 40-го класса. И здесь, я думаю, у «ЧЕТРЫ» есть все возможности нарастить занимаемую долю рынка, учитывая, что мы обладаем всеми необходимыми производственными мощностями. Также отмечу, что сейчас крупные потребители выбирают покупку техники с фулл-сервисом, то есть полным гарантийным и постгарантийным обслуживанием, подразумевающим присутствие сервисных специалистов и склада запчастей на местах эксплуатации. И мы, следуя тренду, постепенно трансформируемся из машиностроительной компании в международную сервисную компанию.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Мне кажется, запросы потребителей поменялись. Если раньше определенные группы клиентов «воротили нос», презрительно фыркая при упоминании о российском производителе, то теперь планка запросов чуть упала. Что говорить, год назад склады производителей техники в РФ были затарены, теперь – «гуляй-поле», пустота. Те покупатели, кто не готов принять это, замерли, «копят жирок» и ищут возможности доставки товара напрямую, например, из той же Южной Кореи. Кто-то устойчив в своих взглядах и продолжает закупать Cat, долго и дорого.

Мы, в свою очередь, первое, что сделали, приняли решение не спекулировать на росте цен и, как могли, держали цену на товарные машины. В итоге в среднем по рынку рост цен в течение февраля-марта составил примерно 14,5–22,0%, мы же продавали с ростом 4,5–7,0%. Нам повезло: у нас был запас товаров, купленных заранее, и первые три месяца 2022 г. мы его распродавали. В дальнейшем же мы пересмотрели наше товарное предложение, включив в него аналоги машин ушедших с рынка производителей, а также товары среднего ценового сегмента менее известных брендов.

«СюйГун Ру»
Существенно изменился и финансовый сектор: с одной стороны, ряд банков попал под санкции, с другой – изменился курс рубля. Как все это сказывается на деятельности вашей компании?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Нестабильность курса рубля (не важно, падение или рост) всегда приводила к локальным спадам продаж. Мы давно привыкли и научились справляться с таким негативным фактором. Одновременно с этим в 2022 г. мы наблюдали кратное повышение ключевой ставки Центробанка, приведшее к пропорциональному росту стоимости кредитов и лизинговых услуг, что дополнительно сильно затормозило продажи на какое-то время. Однако объемы дорожного строительства, а следовательно, и потребности в технике не уменьшились, что привело к эффекту отложенного спроса. Это позволило компании XCMG успешно пройти данный негативный этап и даже показать значительный рост в годовом выражении.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Ряд западных производителей позволяли работать их финансовыми инструментами, поставляя технику и запчасти под реализацию и компенсируя издержки по поддержанию гарантийных обязательств на поставленные машины. Все эти цепочки и механизмы отрабатывались десятилетиями, а теперь, при выходе на рынок новых азиатских производителей техники, подобные цепочки необходимо строить с нуля, что занимает время и требует финансовых вливаний.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Поскольку продукция импортная и оплачивается в национальной валюте поставщика, всегда возникают валютные риски. Российский рубль ведет себя относительно стабильно, без сильных колебаний по отношению к китайскому юаню, чего нельзя сказать про евро и доллар США. Практически всегда валютные колебания ложатся на плечи покупателя, так как он вынужден приобретать импортную продукцию у поставщика в валюте по курсу Центробанка РФ. Тенденция последних месяцев говорит о том, что рубль слабеет по отношению к основным валютам, другими словами, товар для заказчика становится более дорогим в рублях, и это, безусловно, негативно сказывается на операционной деятельности компании-поставщика.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Да, безусловно, крепкий рубль не играет на руку российским экспортерам, однако техника ЧЕТРА по-прежнему остается конкурентоспособной на зарубежных рынках, прежде всего за счет высокой надежности и высокого уровня послепродажного обслуживания.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Основной удар по нам пришелся в период с февраля по май 2022 г., когда резко было приостановлено кредитование ввиду взлетевшей ключевой ставки ЦБ. Три мучительных месяца мы пытались привлечь финансирование. Оказывается, предприятия торговли у банков находятся в «красной» зоне, особенно в периоды неопределенности. В итоге, конечно, остались смешанные чувства: с одной стороны, деньги мы все-таки получили, с другой стороны, количество затраченных усилий и времени, а также согласованная процентная ставка и «допы» всё больше подводят нас к мысли о поиске частных инвестиций без привлечения финансовых институтов. Издержки на обслуживание кредитных средств значительно выросли, примерно в 2–3 раза по сравнению с 2021 г.

«ВЕРТЕКС»
На отмену санкций, очевидно, в скором времени рассчитывать не приходится. В связи с этим как вы считаете, нынешние участники российского рынка ДСТ (производители и импортеры) смогут обеспечить потребности отечественных потребителей этой техники всем необходимым или требуются какие-то дополнительные меры для насыщения рынка?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Очевидно, что с «уходом» с российского рынка целого ряда лидирующих мировых производителей спецтехники на рынке наблюдается очевидный дефицит новой дорожно-строительной техники, существенно выросли цены на машины с наработкой. Компания XCMG в настоящее время способна удовлетворить любые запросы потребителей, мы продолжаем предлагать как уже проверенную временем технику, так и планомерно выводим на рынок новейшие модели, которые, уверен, не разочаруют самых взыскательных покупателей, имеющих в своем парке самые лучшие и современные образцы.

По моему мнению, самые большие хлопоты сейчас доставляет логистика: техника подолгу ожидает на границе, стоимость перевозки увеличилась в разы, и в обозримом будущем тенденций и причин к ее снижению не видно. Однако ситуация понемногу исправляется, и если не будет каких-либо новых серьезных потрясений, к началу нового строительного сезона 2023 г. компания XCMG подошла в полной готовности поставить любую необходимую технику и запчасти к ней в кратчайшие сроки.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Безусловно, запуск новых отечественных производств является важнейшей задачей государства для обеспечения технологического суверенитета страны. Государство предпринимает конкретные шаги – запускает программы субсидирования покупки техники ДСТ оте­чественных производителей и производителей дружественных стран. Уверен, отечественный потребитель получит новые интересные решения и не останется без высокопроизводительной техники.

«ВЕРТЕКС»

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Если рассматривать рынок на примере сегмента бульдозерной техники, то проектная мощность только одного завода, производящего ЧЕТРА, со значительным запасом перекрывает существующий и перспективный спрос. Да, отечественные комплектующие, которые в текущих условиях приходится использовать при производстве техники, не по всем параметрам сопоставимы с мировыми лидерами, и именно в этом направлении еще предстоит выполнить значительный объем работы, но эта задача вполне по силам российскому машиностроению.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: При всем уважении, производство российского рынка ДСТ не покрывает потребности обычной дорожно-строительной компании. Взять, к примеру, фрезы или асфальтоукладчики: все импортное, своего конкурентоспособного продукта на рынке РФ нет. Уже сегодня все заводы-изготовители работают с превышением плана, а это еще только начало, многие еще ждут что все вернется на круги своя. Дальше, если владельцы этих заводов и фабрик примут единственно верное стратегическое решение оставить заработанные сверхприбыли за I квартал 2022 г. в бизнесе, у нас есть шанс качественно вырасти всей отраслью. Если же нет, если все оставить на таком же уровне, но при этом пытаться выжать максимум, дефицит будет сохраняться, а возможно, даже нарастать, и качество будет портиться с каждой сданной с производства машиной. Да, спрос резко, скачкообразно возрос, но с тех пор прошло уже пять месяцев, было время принять все необходимые решения. Посмотрим, как будут развиваться события.

«ЧЕТРА»
Поставки запчастей и расходных материалов теперь прервались, или сильно изменились сроки и цены. Как это отразилось на сервисном обслуживании техники, представляемой вашей компанией?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Цены на расходные материалы растут, что, конечно, сказывается на стоимости обслуживания техники. Это общий тренд на российском рынке в нынешней действительности. Однако у компании XCMG подход в этой области несколько иной. Мы стремимся к обеспечению наших машин только оригинальными расходными материалами и запасными частями, которые получаем непосредственно с заводов XCMG по фиксированным ценам, а в случае укрепления рубля мы можем наблюдать даже обратный эффект: некоторое снижение цен!

Что касается сроков – такой подход XCMG также положительно влияет на процесс регулярного обслуживания техники. Запчасти распределяются в необходимом количестве по складам официальных дилеров XCMG во всех ключевых регионах страны и, таким образом, всегда находятся, так сказать, под рукой. При должном заблаговременном планировании это позволяет нам удерживать сроки проведения обслуживания на минимальном уровне.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Компания VERTEX всегда уделяла и уделяет большое внимание технической поддержке и наличию запасных частей на складе. Мы понимаем, что любая техника требует обслуживания и ремонта, поэтому до всех текущих событий нами была проведена большая работа по проработке цепочек поставок запчастей и комплектующих напрямую от производителей с целью оптимизации цены и сроков поставок. И в 2022 г. мы просто расширили каналы, которые были проработаны ранее.

На данный момент проблема больше заключается не в каналах поставки, а в наличии запасных частей у поставщиков и производителей техники. Ряда комплектующих просто нет на заводах из-за того, что мировые производители до сих пор полностью не восстановились из-за ковидных ограничений.

«ВЕРТЕКС»

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Мы продолжаем выполнять наши гарантийные обязательства в рамках действующих контрактов. Склады компании «ВЕРТЕКС» имеют достаточный запас по основным позициям запасных частей, чтобы удовлетворить потребности заказчиков на ближайшую перспективу.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Изменившиеся цены на рынке – это уже объективная реальность, но мы по-прежнему соблюдаем все внутренние нормы по срокам поставки запасных частей и расходных материалов.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Да, действительно, есть трудности с поставками импортных и специализированных масел. Смешно говорить, но первые два месяца в стране был дефицит пластиковых туб для смазок. Заказать объем больше 1000 штук в одном месте было просто нереально. В линейке своих сервисных услуг мы уже давно разработали, так скажем, два варианта их предоставления. Импортные масла и расходные материалы и их отечественные аналоги. Поэтому, когда часть поставщиков перестала исполнять свои обязательства, мы переориентировали наших покупателей на оте­чественные аналоги, и это в целом на нас никак не отразилось. С другой стороны, есть очевидные трудности с импортными запасными частями по определенным редким позициям. Знаем случаи, когда техника простаивает уже более трех месяцев в ожидании прибытия запасных частей.

«СюйГун Ру»
Ощущает ли ваша компания какую-либо помощь Правительства РФ в пре­одолении возникших трудностей? Какие меры стоило бы принять, чтобы помочь компаниям – участникам рынка ДСТ стабилизировать ситуацию и полнее удовлетворять спрос?

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: Рынок привык к высокому качеству дорожно-строительной техники. Переход на продукцию, поставляемую с азиатских рынков, требует времени. При этом многие наши клиенты до сих пор предпочитают продукцию, производимую в недружественных странах, и ищут возможности ее купить. Компания «ВЕРТЕКС» занимается поставкой дорожно-строительной техники известных мировых производителей в рамках параллельного импорта и предлагает сервисные и гарантийные контракты на поставляемую продукцию. Для клиентов важно, чтобы техника работала и не простаивала – мы помогаем им в этом. С точки зрения работы правительства, на мой взгляд, необходимо обеспечить максимально прозрачную систему работы программы параллельного импорта, дать возможность без бюрократичных проволочек завозить товар, проводить таможенную очистку и оформлять технику в соответствующих органах.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Мера, которая поможет стабилизировать ситуацию и полнее удовлетворять спрос потребителя на рынке ДСТ, – снизить стоимость денег.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Для обеспечения высоких темпов импортозамещения требуется поддержка государства. При этом ключевыми, переломными моментами могут стать совершенно конкретные шаги:

  • стимулирование внутреннего спроса на приобретение российской техники путем увеличения объемов финансирования программы льготного лизинга;
  • стимулирование внешнего спроса на приобретение российской техники путем увеличения объема финансирования программ поддержки экспорта, например, механизм обратного выкупа (Постановление Правительства № 1269 от 24.10.2018);
  • содействие в создании сервисных центров для обслуживания российского оборудования за рубежом;
  • предоставление займов из ФРП под низкий процент на длительный срок для модернизации производства, нацеленной как на освоение новых типоразмеров продукции, так и на расширение текущих мощностей.

Считаем, что необходимо пресечь недобросовестную конкуренцию, когда нам недоступны высокотехнологические компоненты и одновременно иностранные конкуренты поставляют готовые машины с данными компонентами. Как следствие, из-за ограниченности выбора комплектующих для отечественных производителей и игнорирования собственных санкций со стороны европейских производителей создается нечестная конкуренция на российском рынке. Если компонент запрещен недружественными странами к поставке в РФ, то и готовые машины с данными компонентами поставляться не должны.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Все мы знаем знаменитый анекдот из фильма «ДМБ» про суслика. Вот тут точно так же. Первое. Лично мое мнение, что правительству пора начать исполнять свое обещание и реализовать программу утилизации по ДСТ. Вот уже несколько лет мы все дружно платим утилизационный сбор. Где эти деньги? Нам говорили, что сейчас вот мы деньги соберем, а потом запустим программу на эти деньги, будем субсидировать новые покупки техники за счет утилизации у производителя. Деньги мы платим, а результат на сегодняшний день просто ноль.

Второе. У нас худо-бедно работала в 2021 г. программа субсидирования лизинга при покупке техники отечественного производителя. В 2022 г., когда как раз нужно было придавать импульс ускорению, ее бюджет был срезан, она закончилась, не успев начаться. Тоже не могу понять, почему приняли такое решение. Есть благоприятные моменты на рынке, а есть моменты шторма и бури. Так вот сейчас благоприятный момент, чтобы «не бросать своих», для этого можно даже не придумывать новое, хотя неплохо было бы, а всего лишь реализовать старое, ранее уже работавшее.

«ВЕРТЕКС»
С какими финансовыми показателями ваша компания закончила 2022 год?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Результат 2022 г. хотелось бы обозначить одной фразой: стабильный, существенный рост, превосходящий все запланированные показатели. По статистике импорта, мы добились лидирующих показателей с отрывом от ближайших конкурентов в несколько раз в таких категориях техники, как дорожные катки, фрезы и ресайклеры. Кроме того, в 2022 г. мы создали большое количество новых рабочих мест – российский штат нашей компании увеличился более чем в два раза. И я уверен, что данный тренд будет успешно продолжен и далее, ведь у нас есть всё для реализации этого плана.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: Компания закончила 2022 г. с хорошими результатами. Мы вышли на показатели, которые планировались по году.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: Несмотря на санкционное давление на Россию, компания «ЧЕТРА» в 2022 г. смогла улучшить финансовые показатели. Выручка компании в сравнении с 2021 г. увеличилась: в продажах гусеничной техники (бульдозеров, трубоукладчиков) на 51%, коммунальной техники (мини-погрузчиков) на 72%, запасных частей под брендом ЧАЗ – на 14%. И это несмотря на дефицит материалов и комплектующих. Компания «ЧЕТРА» – один из немногих поставщиков карьерной и горной техники, сумевших не просто сохранить, а нарастить объемы продаж. «ЧЕТРА» стала одним из основных поставщиков тяжелой гусеничной техники для предприятий «Газпрома», заключила контракты на поставку бульдозеров с отечественными гигантами, такими как АК «Алроса», УК «Кузбассразрезуголь», ДТК «Ямал» и др. Также мы открыли новое экспортное направление – Перу. В эту латиноамериканскую страну была отгружена бульдозерная техника 11-го тягового класса. У нас появился партнер в Индонезии. Компания «ЧЕТРА» в 2022 г. поставила крупную партию мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ серии М (более 100 ед.) коммунальным предприятиям Уфы и Санкт-Петербурга.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Промежуточные итоги по состоянию на 31.01.23 г. говорят о росте выручки на 30% г/г, в целом за последние три года наша организация по выручке выросла в 2,5 раза при практически не меняющемся количестве персонала. На 2023 г. также смотрим позитивно: с начала года мы подписали два крупных дилерских соглашения с брендами из КНР и Индии, тем самым планируем усилить наше предложение на рынке спецтехники РФ.

«ЧЕТРА»
Каков ваш прогноз развития ситуации на рынке ДСТ?

А. Власов, «СюйГун Ру»: Рынок ДСТ тесно связан с ситуацией в отрасли и объемом дорожного строительства в целом по стране, а поддержка правительства и такие программы, как «Безопасные и качественные дороги», проводимые как на федеральном, так и региональном уровнях, обеспечат стабильное развитие и в будущем. Именно поэтому российский рынок спецтехники в целом и рынок ДСТ в частности является одним из приоритетных зарубежных рынков для компании XCMG.

А. Небольсин, «ВЕРТЕКС»: В связи с тем, что 2022 г. был годом борьбы с проблемами поставок техники на рынок, рынок явно недополучил ту технику, которая ему необходима. Мы прогнозируем, что в 2023 г. будет рост рынка ДСТ, так как на дефицит техники наложится отложенный спрос и старт крупных строительных проектов.

Д. Санченко, «ВЕРТЕКС»: На мой взгляд, в 2023 г. на рынке дорожно-строительной техники будет относительный рост по сравнению с показателями 2022 г. Уже сейчас появляются новые игроки из Китая и Индии и предлагают товар на любой кошелек. В рамках программ строительства крупных инфраструктурных проектов на ближайшие годы в РФ дорожно-строительная техника будет востребована.

В. Антонов, «ЧЕТРА»: По нашим оценкам, общий спрос на спецтехнику в 2023 г. будет ниже, чем в 2022 г., на 15–20%. Также активны будут китайские поставщики спецтехники, которые продолжат наращивать свою долю на рынке, а российские компании станут занимать ниши, освободившиеся в связи с уходом зарубежных игроков, и увеличивать объем и качество сервисных услуг.

И. Юкланов, «ДСТ-Волга»: Импорт будет сокращаться вместе с экспортом. Если рубль так и будет сильным, на рынок хлынет дешевый и качественный товар из Китая. Сам рынок спецтехники в России будет расти, а предложение будет сужаться. Если мы сможем «оградить» и предвосхитить этот момент, российский изготовитель будет чувствовать себя отлично, лучше, чем когда-либо до этого. В то же время нельзя допустить ситуации, при которой могут возникнуть естественные монополии в отрасли, а также ситуации, в которой нашим изготовителям не с кем будет конкурировать по тем или иным причинам.