В этом году конференция прошла в антураже золотой осени

Времена года

Конференция HEAVY RUSSIA 2021

Традиционно 16–17 ноября прошла ежегодная международная конференция HEAVY RUSSIA 2021, посвященная логистике крупногабаритных тяжеловесных грузов в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. В этом году конференция прошла в антураже золотой осени, что намекало на изобилие и одновременно напоминало о близкой зиме.

Золотая осень перевозок КТГ

Во вступительном слове Сергей Евмененко, коммерческий директор Heavy World, отметил, что в случае реализации планов Правительства РФ по модернизации нефтепереработки и генерирующих мощностей для отрасли перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов (далее КТГ) будет много работы.

По данным Минэнерго, из 38 нефтеперерабатывающих заводов 24 работают более полувека. То есть с учетом срока эксплуатации НПЗ в 60 лет более половины заводов устарели и нуждаются в модернизации, предусматривающей демонтаж устаревшего оборудования и строительство современных комплексов глубокой переработки нефти, в состав которых входят технологические установки гидрокрекинга, замедленного коксования, производства серы и производства водорода. Предполагаются инвестиции около 1 трлн руб. в строительство 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6–10 лет.

В начале 2021 г. соглашения подписали четыре завода «Роснефти»: Новокуйбышевский, Сызранский, Туапсинский и Комсомольский НПЗ, два завода «Газпром нефти»: Московский и Омский НПЗ, заводы, входящие в группу «Сафмар»: Афипский и Орский НПЗ, комплекс «Татнефти» «ТАНЕКО», «Газпром нефтехим Салават», Новошахтинский ЗНП, Антипинский и Ильский НПЗ.

По сведениям Сергея Евмененко, «НОВАТЭК» заключил инвестсоглашение на более чем 50 млрд руб. на модернизацию перерабатывающих мощностей в Усть-Луге. Также инвестсоглашение подписал «Лукойл». Речь идет о модернизации Пермского НПЗ на сумму порядка 90–100 млрд руб., включающей строительство комплекса каталитического крекинга. Далее, на территории Нижегородского НПЗ в Кстово «Лукойл» запустил строительство комплекса производства полипропилена, сырьем для которого будет служить пропилен двух модернизируемых установок каталитического крекинга мощностью 4 млн т в год.

Сергей Евмененко, коммерческий директор Heavy World

В марте 2021 г. «Газпром нефть» заключила с Минэнерго инвестсоглашения по строительству комплексов глубокой переработки нефти на Московском и Омском НПЗ, которые позволят увеличить глубину переработки почти до 100%. Объем инвестиций до 2025 г. составит 700 млрд руб. Сегодня на Московском НПЗ реализуют проект строительства секции замедленного коксования. На Омском НПЗ модернизируют установки первичной и глубокой переработки, замедленного коксования. «Татнефть» намерена построить в Нижнекамске на территории комплекса «ТАНЕКО» четыре нефтеперерабатывающие установки с общим объемом инвестиций более 50 млрд руб.

Много работы перевозчикам КТГ сулит программа модернизации ТЭС, рассчитанная на 10 лет, с 2022 по 2031 гг., которая позволит привлечь 1,9 трлн руб. частных инвестиций и модернизировать до 41 ГВт установленной мощности наших сетей. Правительство гарантировало инвесторам фиксированную доходность в 14% годовых за счет повышенных платежей потребителей оптового энергорынка. Первый отбор проектов с вводом в 2022–2024 гг. прошел в 2019 г., в 2020 г. были отобраны проекты с вводом в эксплуатацию в 2025 г. Другой важный аспект этой программы – локализация энергетического оборудования, стимулирующая отечественное машиностроение.

Дальнейшее развитие российской энергетики будет связано с резким снижением угольной генерации и замещением ее низкоуглеродной при сохранении ведущей роли газовых ТЭС, доля АЭС вырастет до 25%. В 2020 г. в России, по данным Системного оператора ЕЭС (СО ЕЭС), выработка газовой генерации составила 47%, угольной – 12%, по 20% – АЭС и ГЭС. Доля ВИЭ (солнечные, ветровые и мини-ГЭС) составила всего 0,3% в общем энергобалансе. Возможно, поэтому 2-я программа поддержки развития объектов генерации, работающих на возобновляемой энергии, на период 2025–2035 гг. была сокращена с 400 до 350 млрд руб.

«Театр уж полон»

Много проектов национального масштаба связаны с Арктикой. Сюда входит строительство морского глубоководного порта в районе поселка Индига в Ненецком автономном округе, которое может начаться во второй половине 2024 г. Инвестиции в строительство порта Индига оценивают в 300 млрд руб.

Далее, проект «Белкомур» – железнодорожная магистраль Архангельск–Сыктывкар–Соликамск с объемом частных инвестиций более 700 млрд руб. Это без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске. На Ямале стартовало строительство моста через р. Обь, который станет первой ключевой частью Северного широтного хода (СШХ) – железнодорожной магистрали протяженностью 707 км по маршруту Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. Общие вложения в СШХ оцениваются в 260 млрд руб.

«НОВАТЭК» ведет крупные арктические проекты: Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), известный как Кольская верфь, строящаяся у села Белокаменка Мурманской области, с объемом инвестиций порядка 200 млрд руб., и производство сжиженного природного газа «Арктик СПГ 2» с объемом инвестиций порядка 11 млрд долларов США.

Это далеко не полный перечень проектов, который позволяет надеяться на загрузку и развитие отрасли перевозок КТГ в ближайший десяток-полтора лет.

«Ложи блещут»

А что вообще в мире делается?

По сложившейся традиции международное положение осветил Марат Яруллин, директор по проектной логистике компании FESCO. По расчетам докладчика, в 2021 г. совокупные инвестиции в основные фонды в РФ составили около 9,1 трлн руб., из них 7%, или 633 млрд руб. – это затраты на проектную логистику. Вклад добывающих отраслей в общий пирог самый крупный – 21%, за ними следует инфраструктура – 19%, химическая промышленность – 15%, деревообработка – 10%, энергетика – 6%, машиностроение – всего 4%. Оставшиеся 25% распределяются между агропромышленным комплексом, спортивными объектами и строительными материалами.

По наблюдениям докладчика, проект «живет» 7–8 лет с момента замысла до сдачи в эксплуатацию. Сейчас благодатное время, когда проекты, запланированные в 2015–2016 гг., подошли к завершению и перевозчики КТГ планируют и перевозят то, что владельцы проектов замыслили несколькими годами ранее. Такова парадигма больших проектов, на которую влияют внешние факторы. Так, заниженные ожидания 2020–2021 гг. сыграют в будущем, через 6–8 лет, негативную роль, выражающуюся в сокращении объемов перевозок.

Под влиянием пессимистических ковидных настроений не заказывали дополнительных судов, дополнительных мощностей, техники, наоборот, сокращали флоты и парки, уходили с каких-то направлений, посчитав их бесперспективными. Эта деятельность не позволила расширять узкие места, что в итоге привело к пробкам в Суэцком канале, в китайских и американских портах, где стоят суда с грузами в ожидании разгрузки, в проблемах с северным завозом. А если сокращается предложение и растет спрос, то растет и цена. Ставки фрахта с $1550 в 2019 г. поднялись до $3000 долларов в 2020 г. и до рекордных $15 000 долларов в октябре 2021 г. И грузо­владельцы платят и по более высоким ставкам – деваться некуда, а возмещают все расходы конечные потребители. Однако после китайского Нового 2022 года ожидается коррекция ставок фрахта на 15–20% в связи с охлаждением темпов роста торговли в 2022 г.

Ковид дал толчок к изменениям в географии производства, к его локализации в непосредственной близости от рынка, пусть и с большими издержками, но с меньшими рисками.

Модератором традиционно выступал ведущий РБК Юрий Таманцев

Риски и возможности

Марал Яруллин отметил, что в 2022 г. сохранятся всё те же риски, угнетающие активность всех участников глобального рынка: война санкций, конфликтные ситуации по всему миру, в первую очередь вооруженные, ковид и антиковидные ограничения, протекционизм США и КНР, истерия вокруг изменения климата, дефицит ресурсов и комплектующих – нефти, газа, угля, всех металлов, продукции микроэлектроники и т.д.

Нездоровая экономическая обстановка, которая, кстати, никогда не была и не будет здоровой, одновременно создает бизнесу возможности. Так, истерия с глобальным потеплением, эволюционировавшая в универсальную истерию с изменением климата, стимулировала целую отрасль генерации из возобновляемых ресурсов, которая в свою очередь стимулирует научные изыскания, разработку новых материалов, машиностроение, металлургию. Сейчас развивается тема водорода, и дело только за заправочной инфраструктурой, так как производство водорода в промышленных масштабах существует или возможно на многих химических производствах. Другое дело, что водородный легковой автомобиль, как и электромобиль, это не средство передвижения, а роскошь, доступная только очень зажиточному слою. Для остального, то есть всего населения предназначен электрический и водородный общественный транспорт.

Марат Яруллин, директор по проектной логистике компании FESCO

Возможности создают крупные инфраструктурные проекты, те же СМП или БАМ-2, тянут за собой инвестиции, проекты на этой нитке, к которым подтягиваются энергетика и индустриальное строительство.

Так как невозможен моментальный переход к зеленой энергетике, если таковой переход возможен в принципе, то наблюдается возврат к добыче традиционных минеральных видов топлива – к нефтедобыче вернулась Норвегия, в США растет число нефтевышек. Спрос на нефть растет, и нефтедобывающие компании реагируют на него.

В России возможности реализуются четырьмя группами проектов: угольными проектами, полимерными, водородными и перечисленными выше проектами в области переработки нефти. На фоне демонизации угольной генерации в России идет строительство шахт с обогатительными фабриками «Усинская-1» и «Обуховская-1», УК «Кузбасс­разрез-Уголь» реконструирует угольные разрезы, строят угольный морской терминал «Порт «Вера», строят специализированный угольный перегрузочный комплекс «ВаниноТрансУголь». Спрос на международном рынке настолько высок, что без угля остались Урал и Сибирь.

В группу производства полимеров входят проекты Амурского ГХК, газохимического комплекса «Газпрома» на Ямале, нефтехимического кластера в Тюменской области, этиленового комплекса Нижнекамскнефтехима.

Водородные проекты включают производство «зеленого» водорода на базе ветроэлектростанции в Мурманской области, пилотный проект на базе Кольской АЭС, водородный кластер на Сахалине, организацию железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах, поставки водорода в Японию, производство метано-водородных смесей, создание транспортировочной инфраструктуры.

Далее, существенный вклад в конкурентоспособность страны призван внести Северный морской путь (СМП), особенно в свете пробки в Суэцком канале. Для сравнения: протяженность маршрута из Азии в Северную Европу через Суэцкий канал достигает 22 000 км, а маршрута через СМП – 15 000 км. Грузопоток международных транзитных контейнерных грузов оценивается в 30  млн т в год. Но для реализации этого потенциала необходима перегрузочная и складская инфраструктура. Госкорпорация «Ростатом» и DP World реализуют проект по формированию в западной – г. Мурманск – и восточной – г. Владивосток – частях маршрута СМП транспортно-логистических узлов для обработки транзитных контейнерных грузов.

Рекламно-информационное обеспечение

Выводы и прогнозы

Совокупное воздействие ковида, противоэпидемических мероприятий и пробок в Суэцком канале, в китайских и американских портах привело к изменению парадигмы рынка, выродившегося в рынок поставщика логистической услуги. А за счет крупных слияний и поглощений меняется и лицо рынка.

Закрытые границы стимулируют развитие национальных игроков, субподрядчиков. Это отчасти дает доступ к современным технологиям, к современному уровню ведения бизнеса не только с точки зрения финансового обеспечения, но и технологических решений, стандартов безопасности, что поможет преодолеть ограничения на импорт.

Развитие инфраструктурных проектов позволит всем компаниям находить ниши и стараться предугадать время и место больших грузопотоков.

О «зеленой» повестке можно говорить много. Ведущие западные нефтяные компании, невзирая на рост котировок, отходят от традиционной добычи в пользу «зеленых» проектов. Это дает возможность занять их место в тех или иных сегментах или географических точках. За «зеленой» повесткой можно не заметить то обстоятельство, что если нефть, газ и уголь перестанут использоваться в качестве топлива, то останутся ценным сырьем для химической промышленности, потребность в котором, по прогнозам, будет только расти, а следовательно, будет расти и добыча.