Облегченный модульный прицеп Goldhofer THP/SL-L 8 P (1+1) в комбинации «бок о бок»

Облегченные тяжеловозы

Снижение собственной массы транспортного средства продиктовано экономическими соображениями, но реализуется, как правило, под давлением норм и регламентов, то есть когда в стране начинают следить за весом.

В сегменте автомобильных полуприцепов активное снижение массы стартовало в 2015 г. с ужесточения расчета компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами автомобильным дорогам РФ. Инициатором движения стала компания «Тверьстроймаш», представившая на «СТТ-2016» первые облегченные полуприцепы серии Rapid Trailer. Кроме сниженной собственной массы те могли похвастаться системой манометров для контроля нагрузок по осям.

Для европейских поставщиков полуприцепов-тяжеловозов эти вопросы давно стали обыденными, для их техники характерна минимальная собственная масса, и как правило, она оснащена системами контроля нагрузки.

Собственная масса модульных транспортных средств снижается по несколько иной логике. Масса крупногабаритного тяжеловесного груза может распределяться неравномерно, и под него можно формировать многоосную транспортную систему более гибко из модулей разной грузоподъемности, используя максимальные возможности там, где это необходимо, и экономя силы и средства там, где это возможно. Кроме того, облегченные модули с низкорамной платформой можно использовать для перево­зок сравнительно легких грузов – строительной техники и конструкций, промышленного оборудования.

Перевозчику не обязательно формировать парк полностью из модулей с нагрузкой 40–45 т на осевую линию, а можно разнообразить его более легкими и экономичными модулями. Серии модулей включают совместимые исполнения с разным числом осевых линий и нагрузок на них.

Облегченный модульный прицеп Goldhofer THP/SL-S 6 с системой опорно-поворотных устройств

Так, компания Goldhofer поставляет серию THP/SL, в которую входят модули с максимальной грузоподъемностью – с нагрузкой до 45 т на осевую линию при скорости до 1 км/ч, а также облегченные THP/SL-L с нагрузкой 26,1 т на осевую линию при скорости до 20 км/ч и легкие THP/SL-S с облегченной подвеской и нагрузкой 15,6 т на осевую линию при скорости до 20 км/ч.

Серия THP/SL – это несамоходные модули с числом осевых линий от 4 до 6 с креплением оси к раме через опорный подшипник большого диаметра. Ширина модуля – 3000 мм, межосевое расстояние – 1500 мм. У модулей максимальной грузоподъемности осевая линия составляет 8 колес размером 215/75 R17.5. У модулей средней грузоподъемности THP/SL-L также по 8 колес такого же размера. У THP/SL-S по 4 колеса на осевой линии, при этом на шинах 245/70 R17.5 допустимая нагрузка 15,6 км/ч при скорости до 20 км/ч, а на шинах 285/70 R19.5 – 23 т при скорости до 10 км/ч. Облегченные модули используют как в составе транспортной системы с модулями максимальной грузоподъемности, так и отдельно в качестве колесных тележек низкорамных полуприцепов. Серия также включает оборудование: гусаки, дышла, грузовые платформы, опорно-поворотные столы и т. д.

В сегменте автомобильных полуприцепов Goldhofer представил новую облегченную серию »STEPSTAR« с задним заездом, представляющую собой произведение инженерного искусства. Серия включает варианты с числом осей от 3 до 5 с опциональным раздвижением и опциональной нишей для экскаваторной рукояти. Максимальная грузоподъемность полуприцепов этой серии – 70 т. Полуприцепы выполнены в габарите по ширине – 2550 мм, погрузочная высота – 780 мм на шинах 205/65 R17.5 и 855 мм на шинах 245/70 R17.5. В европейской традиции такие полуприцепы считаются полунизкорамными. Для заезда техники на платформу предусмотрено несколько вариантов трапов и аппарелей.

Scheuerle UltraLightCombi. Облегченные модули серии Combi

Промышленная группа TII Group поставляет под брендами Scheuerle, KAMAG и NICOLAS несколько серий облегченных несамоходных модульных средств: Scheuerle UltralightCombi, EuroCompact, NICOLAS MDEL с нагрузкой на осевую линию 12 т на скорости до 80 км/ч и до 20 т на скорости до 10 км/ч, предназначенных для перевозок как в составе тяжелой транспортной системы, так и в составе автопоезда с грузовой платформой – то есть облегченные модули используют для решения широкого спектра транспортных задач.

Серию Scheuerle Ultralight Combi выпускают с габаритной шириной 2550 и 2630 мм и межосевым расстоянием 1500 мм. Используется маятниковая гидравлическая подвеска, в осевой линии 4 колеса с шинами размером 245/70 R17.5 или 285/75 R19.5. Модули UltralightCombi могут стыковаться с любыми модулями серий InterCombi.

Scheuerle UltraLightCombi. Облегченные модули серии Combi

Серия EuroCompact предназначена для формирования автопоездов под перевозку грузов массой до 105 т. В серию входят передние модульные тележки-долли с числом осевых линий от 1 до 3 и задние колесные тележки с 3–5 осевыми линиями. У тележек-долли ровная поверхность платформы, у задних тележек предусмотрена ниша для экскаваторной рукояти. Плюс к основным подкатные тележки SmartAxle в соответствующем исполнении для стыковки с долли и с задней тележкой. Таким образом, максимальная конфигурация автопоезда EuroCompact – 3+1+1+5, то есть 4 осевые линии спереди, 4 сзади, а между ними низкорамная платформа либо экскаваторная, либо периметральная, спереди гидравлический гусак или дышло.

Серия NICOLAS MDEL (Modular Europe Light) предназначена для перевозок различных грузов в составе автопоезда, для чего компания предлагает широкий выбор оборудования: низкорамные, экскаваторные, периметральные и специальные платформы, адаптеры для башни ветрогенератора, опорно-поворотные столы, а также проставки-удлинители. Предусмотрена также усиленная версия модуля MDEL R с грузоподъемностью на 30% больше.

Пятиосный Nooteboom Manoovr MPL-85-05(V)

У компании Nooteboom есть свой образец инженерного искусства – серия полунизкорамных полуприцепов Manoovr. Представленное в 2015 г. первое поколение Manoovr с числом осевых линий от 3 до 10 было благосклонно принято европейскими перевозчиками – за несколько месяцев купили 250 осевых линий.

С тех пор серия разрослась и включает полуприцепы модульного типа и полносборные полуприцепы с задним заездом для повседневных перевозок. Особенность Manoovr в хребтовой раме, состоящей из мощной центральной балки прямоугольного сечения с приваренными несущими поперечинами, между которыми вварены стальные листы, формирующие грузовую платформу. Конструкция рассчитана так, чтобы мощные ее элементы воспринимали наибольшую нагрузку, и за счет этого снижена масса других деталей.

Модули Manoovr в исполнениях с шириной платформы 2520, 2740 и 2890 мм стыкуются друг с другом, с низкорамными «постелями», вставками-удлинителями, выполняющими функцию раздвижения, с гидрофицированным гусаком или дышлом. Модули оснащены гидравлической маятниковой подвеской по 4 колеса в осевой линии с шинами размером 245/70 R17.5, при этом погрузочная высота составляет 780 мм.

Четырехосный полунизкорамный Nooteboom OSDS-58-04V

В серию Manoovr также входят облегченные полносборные полуприцепы грузоподъемностью до 100 т с числом осей от 3 до 5 на такой же маятниковой подвеске, которые используют в основном для перевозок строительной техники, для чего предусмотрена ниша под экскаваторную рукоять. В Европе полуприцепам с гидравлической маятниковой подвеской разрешена нагрузка 12 т на осевую линию, что позволяет перевозить более тяжелые грузы.

Компания не забывает о других своих сериях. Так, 4-осный полуприцеп OSDS-58-04 при собственной массе 9,6 т способен перевозить до 58 т на скорости до 20 км/ч, что отражено в наименовании модели. Грузовая платформа длиной 9000 мм раздвигается на 6800 мм. Погрузочная высота – 885 мм, а заезд выполняется по трапам или аппарелям.

Kässbohrer K.SLS 3

Kässbohrer предлагает 3- и 4-осные нераздвижные полуприцепы с задним заездом K.SLS L 3/ON-12/27 и K.SLS 4/2N-18/40 с минимальной собственной массой 7,7 и 11,18 т. Оба полуприцепа выполнены в габарите по ширине 2550 мм с грузовыми платформами длиной 9240 мм, погрузочная высота у 3-осного полуприцепа – 875 мм, у 4-осного – 890 мм на шинах 245/70 R17.5. В европейской традиции эти полуприцепы считают полунизкорамными.

Жесткость конструкции полуприцепа к изгибающим и скручивающим нагрузкам обеспечивают прочные стали ST52 (аналог 17Г1С) с пределом текучести 355 МПа и S700MC с пределом текучести 700 МПа, использованные для нагруженных элементов.

Kässbohrer K.SLS L3

Заезд машины на полуприцеп выполняется по трапам, а благодаря скошенной гусачной части и небольшим приставным трапам машина может проехать дальше на гусак. Полуприцепы укомплектованы всеми необходимыми для надежной фиксации груза крепежными элементами. На обоих полуприцепах использована пневматическая подвеска с фиксированными 1-й и 2-й осями и остальными самоподруливающими.

Трехосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-99064-042-02-М

Компания «Уралавтоприцеп» выпускает широкую гамму полуприцепов, прицепов и модульных транспортных средств, отдавая предпочтение конструкциям полновесным, но хорошо проработанным, испытанным в тяжелых условиях эксплуатации и доступным по цене. К облегченным можно отнести 2-осный полуприцеп ЧМЗАП 93853-037-В с пониженной грузовой платформой высотой 650 мм и задним заездом. Полуприцеп с собственной массой 8 т предназначен для перевозок колесной техники массой до 25 т. Колеса полуприцепа разнесены на 2000 мм, и между ними сделана ниша, куда помещаются колеса перевозимой машины. Такое межосевое расстояние допускает нагрузку на ось до 9,5 т. Благодаря нишам машина стоит на полуприцепе ровно, автопоезд укладывается в габаритную высоту 4 м. При необходимости ниши накрывают вставками, выравнивая заднюю площадку.

Нагруженные элементы конструкции выполнены из стали 09Г2С, для остальных деталей также использованы отечественные стали. Оси, пневматическая подвеска и шкворень – собственного производства «Уралавтоприцепа», что позволило минимизировать цену на полуприцеп.

Двухосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 93853-037-В с пониженной грузовой платформой высотой 650 мм и задним заездом

К сегодняшнему дню серия облегченных полуприцепов с задним заездом Rapid Trailer компании «Тверьстроймаш» выросла до 14 моделей, среди которых 3-, 4-, 5- и 7-осные тралы. Кроме того, в некоторых других сериях также появились облегченные представители. Например, уже доступны к заказу полуприцепы-комбайновозы (LOW) и контейнеровозы с минимальной собственной массой.

Собственная масса полуприцепов снижена за счет использования для нагруженных элементов прочных и высокопрочных сортов стали: 09Г2С, S355, SB550, QL690. Плюс к этому заказные облегченные оси. Серия Rapid Trailer предусматривает нераздвижную грузовую платформу, так как механизм раздвижения значительно прибавляет веса. Все модели выполнены в габарите по ширине 2530 мм. Уширители можно заказать отдельно.

Семиосный полуприцеп Rapid Trailer от «Тверьстроймаш»

Трехосные полуприцепы позволяют перевозить грузы в составе автопоезда с 3-осным тягачом полной массой до 44 т без оформления разрешений, если автопоезд не превышает разрешенных габаритов. Модули отличаются друг от друга длиной грузовой платформы – 8000, 8500, 10 790 и 11 000 мм – и собственной массой (от 7400 до 14 000 кг), а также комплектацией, в частности устройством заезда.

Четырехосные полуприцепы грузоподъемностью 40 т отличаются друг от друга длиной платформы, кормовой частью и устройствами заезда: у одного приставные аппарели из легкого сплава, у другого откидные треугольные трапы. Для ряда транспортных задач устанавливают стандартные механические или гидротрапы, но это, скорее, нетипичная опция для сверхлегких тралов.

Грузоподъемность 5-осного полуприцепа составляет 50 т, длина платформы – 11 000 мм. Собственная масса полуприцепа составляет всего 12 000 кг.

Семиосный полуприцеп весит несколько больше – 14 600 кг, но и перевозить может до 60 т груза, не превышая разрешенных нагрузок на оси. Подвеска, традиционно для Rapid, от компании GIGANT в специальном исполнении для отечественных дорог. Осевая формула – 2+3+2, где 3 средние оси стационарные, а 4 крайние – самоустанавливающиеся для наилучшей маневренности и управляемости.

Перевозка техники на 5-осном Rapid Trailer от «Тверьстроймаш»

Для контроля распределения нагрузок по осям и расположения груза на платформе полуприцепы Rapid Trailer оснащают системой с манометрами на каждой оси.

Среди профессиональных перевозчиков все большей популярностью пользуются системы принудительного поворота колес. Использование таких систем позволяет снизить затраты на замену шин, сократить расход топлива, увеличить интервалы ТО. Дистанционный пульт, с помощью которого производится управление, обеспечивает дополнительный комфорт для оператора.

Компания «Политранс» разработала облегченные модели для каждой группы полуприцепов – высокорамных повышенной проходимости, бортовых и в первую очередь низкорамных. Легкие тралы изготавливаются в 3, 4, 5, 6 и 7-осных вариантах, а также в раздвижном варианте.

Шестиосный полуприцеп ТСП 94186-0000012-0E00 грузоподъемностью 72 т

Среди трехосных полуприцепов можно выделить модель ТСП 94183-0000030-5Ж00 на пневматической подвеске грузоподъемностью 30 т. Полуприцеп имеет снаряженную массу всего 8700 кг. Таких показателей удалось добиться за счет использования в конструкции комбинированного настила на площадке и приставных алюминиевых трапов, а также стали с высокими прочностными характеристиками. В целом модельный ряд только 3-осных полуприцепов имеет более 10 модификаций тралов со снаряженной массой от 8000 кг и грузоподъемностью до 42 т. Уже в базовой комплектации полуприцепы оснащаются системами EBS, манометром и смартбордом.

Для легких 4-осных полуприцепов важной особенностью является наличие поворотных осей, трапов с гидравлическим приводом, а длина рабочей площадки может варьироваться от 9,9 до 11,1 м. Грузоподьемность 4-осных полуприцепов «Политранс» достигает 55 т, а минимальная снаряженная масса составляет всего 10 600 кг.

Пятиосный полуприцеп «Политранс» грузоподъемностью 62 т

Перевозка грузов массой свыше 60 т подразумевает использование тралов с 5, 6 или 7-ю осями. Например, 5-осный трал ТСП 9418-0000010-4Е02 на пневматической подвеске с двумя подруливающими осями способен превозить груз массой до 62 т. А 6-осный полуприцеп ТСП 94186-0000012-0E00 может везти уже 72 т. Линейка таких тяжелых тралов насчитывает около двух десятков моделей со снаряженными массами от 15 000 кг и грузоподъемностью до 94 т.

В базовой комплектации все полуприцепы оснащаются системами EBS, уширителями (в том числе и усиленными), стробоскопами, механическими или гидравлическим трапами.

В гамме прицепной техники компании «Meusburger Новтрак» есть модели облегченной конструкции. Так, 3-осный полуприцеп TP-345 с задним заездом способен перевозить до 30 т груза при собственной массе 7780 кг. Погрузочная высота 800 мм на шинах 205/65 R17.5, подвеска пневматическая, первая ось подъемная, третья – самоподруливающая. Несущие элементы конструкции выполнены из шведской стали, благодаря чему минимальная масса сочетается с высокой прочностью и устойчивостью к изгибающим и скручивающим нагрузкам. Также использованы облегченные комплектующие. Цена такого полуприцепа выше, но разница окупается при правильной организации и интенсификации его работы. Например, на нем можно перевозить контейнеры: два 20-футовых, один 40-футовый или один 20-футовый по центру, для чего грузовая платформа оснащена контейнерными замками. Также доступна комплектация полуприцепа без контейнерных замков. Систему манометров устанавливают по желанию заказчика.

Низкорамный полуприцеп «Meusburger Новтрак» ТР-345 в облегченном исполнении с задним заездом

В течение прошлого года компания работала над облегченными моделями прицепной техники: выпустили 4-осную раздвижную платформу SP-468 с вынесенной осью в облегченной модификации, а также усовершенствованный низкорамный полуприцеп с фронтальным заездом ТР-473. В текущем году также можно ожидать облегченных новинок.

 

Начав заниматься облегченными полуприцепами, отечественное машиностроение присоединилось к общеевропейскому тренду снижения массы несущих конструкций и достаточно близко приблизилось по этому параметру к европейским образцам. Следующим этапом должно стать внедрение гидравлической маятниковой подвески с принудительным гидравлическим управлением. Такие полуприцепы более маневренны, проходимы, устойчивы, то есть у них больше возможностей, но и цена на них будет ощутимо выше. Но к тому времени рынок грузоперевозок сузится, а контроль ужесточится настолько, что у грузовладельца не останется иного выбора, как согласиться на более дорогую перевозку.

«Meusburger Новтрак»
компании из статьи
Уралавтоприцеп
Производитель прицепной техники
www.cmzap.ru
TII Group
SCHEUERLE, NICOLAS, KAMAG
www.tii-group.com
компании из статьи
Уралавтоприцеп
Производитель прицепной техники
www.cmzap.ru
TII Group
SCHEUERLE, NICOLAS, KAMAG
www.tii-group.com