«КАМАЗ-мастер» готов к ралли «Дакар-2020»

В конце сентября команда «КАМАЗ-мастер» провела ставшие уже традиционными покатушки представителей прессы и пресс-конференцию по самому важному в раллийном мире мероприятию – ралли «Дакар».

В Саудовской Аравии пройдет 42-й по счету «Дакар» – организаторы гонки подписали 5-летний контракт с королевством. По своим природным и климатическим условиям Аравийский полуостров не уступит Северной Африке, Южной Америке и пустыне Гоби – каменистые и песчаные пустыни Нефуд и Руб-эль-Хали обещают дюны высотой до 250 м, обширный горный регион Хиджаз на границе с Иорданией (максимальная отметка 2500 м) порадует извилистыми горными долинами, в которых легко заплутать. В общем, всего вдоволь, разве что кислородного голодания будет недоставать. Плюс бедуины, верблюжьи скачки и прочая ближневосточная экзотика. Песчаные участки будут преобладать, но шины берут с запасом, так как каменистые пустыни подвергают резину интенсивному износу и порезам. Аравийский полуостров знаком ветеранам «КАМАЗ-мастер», десять раз, с 1999 по 2008 гг., участвовавших в ралли Desert Challenge в Арабских Эмиратах.

Маршрут ралли «Дакар-2020» по территории Саудовской Аравии

В 2018 г. старт ралли сдвинули на 6 января, и команды получили возможность встретить Новый год в кругу семьи. Всем понравилось, и «Дакар-2019» также тронулся в путь 6 января. «Дакар-2020» стартует 4 января в Джедде на берегу Красного моря. Всем командам гораздо проще и быстрее добраться до Саудовской Аравии, нежели до Южной Америки, так что и 2020-й Новый год они встретят дома.

Со старта гонка двинется на север по гористой местности, у границы с Иорданией завернет на юго-восток по каменистым пустыням к столице королевства Эр-Рияду, где на 11 января запланирован день отдыха. Затем гонка совершит круг по песчаным и каменистым пустыням южной части королевства и финиширует 17 января в г. Киддия в 45 км от столицы. Ралли проходит по территории одной страны, что упрощает ситуацию с визами, с пересечениями границ.

Календарь гонки
5–6 декабря Технические проверки и погрузка техники на паром в порту Марселя
1–2 января Разгрузка техники в порту Джедды (Саудовская Аравия)
2–4 января Административные и технические проверки
4 января Торжественный старт, постановка машин в закрытый парк (Джедда)
5 января Первый скоростной участок
11 января День отдыха в Эр-Рияде
17 января Последний этап и торжественный финиш
18 января Погрузка техники на паром в Джедде

На пресс-конференции руководитель команды Владимир Чагин объявил пилотов, участвующих в «Дакаре»: Дмитрий Сотников, Андрей Каргинов, Эдуард Николаев и Антон Шибалов, то есть на гонку выставляют четыре машины, четыре экипажа. На пятой машине поедут Айрат Мардеев вместе с пресс-секретарем Эриком Хайруллиным и Антоном Еликовым, которые постараются вести путевые заметки по ходу ралли.

Чтобы обеспечить победу и соответствовать постоянно меняющимся техническим требованиям организаторов ралли, команда технического директора Сергея Савостина полностью модернизировала спортивные грузовики КАМАЗ-43509, начиная с двигателей. Теперь используют 6-цилиндровые рядные дизели DCEC (Dongfeng Cummins Engine Co.) объемом 13 л. В 2006 г. Dongfeng купил у Cummins лицензию на 13-литровую рядную шестерку и в сотрудничестве с Cummins начал модернизацию и производство двигателей. Конструкторы и мастера «КАМАЗ-мастер», взяв двигатели DCEC за основу, как раньше Liebherr и Cummins, подняли мощность до 1100 л.с. и уменьшили до минимума дымность выхлопов без ухудшения динамических свойств двигателя. Последние годы спортивные комиссары предъявляют жесткие требования к дымности, причем количество сажи в выхлопе определяется не инструментальным методом, а на глаз, что дает комиссарам безграничные возможности. Такова демократическая объективность.

Эдуард Николаев доволен своим «болидом»

Помимо оптимизации рабочих процессов двигателя работали над трассами и элементами систем впуска и выпуска. Удалось уменьшить сопротивление впускной магистрали и улучшить газодинамику выпуска, благодаря чему снизилась температура отработавших газов.

Кем-то подсчитано, что пилот порядка пяти тысяч раз выжимает педаль сцепления за время этапа. А каждый выжим сцепления – это потеря бесценных долей секунды и разрыв потока мощности. Чтобы ликвидировать оба недостатка, команда полностью перешла на автоматические коробки передач. В прошлом году только два автомобиля были с АКП.

Коробки, как и двигатели, серийные, но доведенные до требований гонок. Пилот повышает-понижает передачи лепестковым переключателем под рулем, не отпуская педаль газа, без разрыва мощности, что особенно важно на песчаных дюнах. На песке стоит на долю секунды потерять тягу – и все: грузовик вязнет, приходится откатываться назад и штурмовать дюну по новой.

Также поработали над подвеской мостов, над подвеской кабины, чтобы не сбрасывать скорость на неровных участках. Модернизировали рулевое управление для уменьшения усилия на рулевом колесе. Чтобы улучшить устойчивость и снизить центр тяжести, пересмотрели развесовку: топливные баки передвинули из задней части в середину, в центр вращения автомобиля. При этом требовалось приблизиться к минимальной разрешенной массе 8500 кг. Все модернизации испытывали на этапах чемпионата России, на ралли «Казахстан» и «Шелковый путь-2019».

На «Дакар» поедут 4 гоночных автомобиля, 6 автомобилей технической помощи, 2 вспомогательных автомобиля. Предварительный состав команды от 55 до 58 человек – это экипажи, закрепленные за экипажами механики, водители автомобилей технической помощи, специалисты по системам автомобиля, врач. Все основные команды, которые претендуют на подиум, имеют примерно такой же состав с тремя–пятью гоночными автомобилями.

Подготовка гоночных автомобилей и автомобилей сопровождения, экипажей, технического персонала к ралли, а также и само ралли требуют определенных финансовых усилий, и весомый вклад в победу вносит спонсорская поддержка, в первую очередь от партнеров ПАО «КАМАЗ». Концерн PALFINGER – пример такого сотрудничества. Две компании связаны давними партнерскими отношениями. Подъемное оборудование PALFINGER и шасси КАМАЗ – одно из самых популярных сочетаний на рынке спецтехники. На территории России компании основали два совместных предприятия по выпуску спецтехники. В декабре прошлого года концерн PALFINGER стал спонсором команды «КАМАЗ-мастер», поддержав участие команды в ралли «Дакар-2019». Сегодня гоночные автомобили с гордостью носят на своих крышах логотип PALFINGER.

Бивачный КАМАЗ с удобствами

Следующим этапом подготовки к ралли стали тренировочные сборы в Казахстане, куда команда выехала 4 октября. Европейские соперники проводят сборы в Марокко.

Что касается соперников, то главный – это команда Iveco во главе с Жераром де Роем, который сумел нанести два поражения команде «КАМАЗ-мастер» за последние восемь лет. Ожидается острая конкуренция со стороны Мартина Масика, которого на прошлом «Дакаре» постигла неудача. Но он оправился, построил новый автомобиль на базе капотного Iveco и активно на нем соревнуется. Также опасен Мартин ван ден Бринг на капотном Renault, который на «Дакаре-2019» сошел с дистанции из-за отказа техники. Кроме того, на «Дакар» приезжает много новых команд, новых участников, которые внезапно могут составить конкуренцию.

 

Подготовка к «Дакару» сопровождается серьезной пиар-компанией. При поддержке партнеров и спонсоров команды «КАМАЗ-мастер» пригласили автомобильных, спортивных и общественно-политических журналистов на полигон в Тарловку, где Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников катали их на своих машинах. Покатушки проходили в щадящем для неподготовленных журналистских организмов режиме – до 90 км/ч. Обычная тренировочная скорость – около 140 км/ч, таково ограничение гонок. Там не менее 90 км/ч на распаханной боевыми «камазами» лесной дороге оставляют сильные впечатления. Редакция «Основных Средств» благодарит компанию PALFINGER за организацию поездки на это мероприятие.

«КАМАЗ-мастер» готов к ралли «Дакар-2020»