КДМ – машина перспективная
Всесезонные машины

Обзор КДМ отечественного производства

Использование комбинированных дорожных машин (КДМ) – широко распространенное у нас решение коммунальных организаций, с помощью которого удается, используя одно транспортное средство, убирать трассы, поливать улицы и зеленые насаждения в летнюю жару, зимой очищать дорожное полотно от снега, а также путем посыпания и смачивания обледенелых участков антигололедными веществами и реагентами освобождать от льда проезжую часть городских дорог и тротуары.

Безусловно, КДМ получили распространение благодаря целому ряду чрезвычайно полезных работникам дорожных и коммунальных служб качествам. Эти неприхотливые машины используются в широком диапазоне температур, поскольку изначально проектируются для круглогодичной эксплуатации. К преимуществам также можно отнести и то, что использование КДМ сокращает число машин в парке предприятия, а это в свою очередь позволяет не создавать больших АТП, минимизировать территории для хранения техники, справляться с ремонтом машин небольшим штатом механиков, экономить на запчастях и расходных материалах. Да и посадить за руль каждой спецмашины квалифицированного дисциплинированного водителя – задача сегодня очень непростая. Немаловажный вопрос – обеспечение машин ГСМ. В условиях постоянного роста цен на топливо и масла небольшой парк более выгоден.

В России есть немало предприятий, давно и успешно занимающихся выпуском высокопроизводительных КДМ. Среди наиболее крупных можно назвать ОАО «КОРМЗ», «Меркатор Холдинг», «Мценский завод «Коммаш», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ»), ОАО «Тосненский Механический Завод » (ТоМеЗ), а также Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина» в г. Смоленске.

Создание моделей КДМ на заводе «Меркатор Калуга» происходило с участием концерна Bucher и компании Giletta

По оценке российских экспертов, в 2015–2016 гг. в стране продавалось до 2 тыс. КДМ, но в связи с сокращением расходов на содержание трасс в регионах потребность неуклонно снижается и в этом году может упасть на 20–30% по сравнению с прошлыми годами. В то же время в целом по стране около 60% КДМ, имеющихся на вооружении коммунальных и дорожных предприятий, изношены, и вопрос обновления парка с каждым годом встает все более остро. В конкурентной борьбе на рынке КДМ сегодня выигрывают те компании, которые могут привлечь клиента, предлагая машины различной комплектации и разных ценовых диапазонов. Сегодня очень часто покупатель ориентируется на самые дешевые и простые машины. Импортная техника, ранее широко представленная на российском рынке, становится менее доступна, и нашему производителю предоставляется возможность обеспечить своего покупателя качественными и надежными машинами.

Смоленск – центр по производству КДМ?

Интересно, что в Смоленске сосредоточены сразу несколько больших предприятий, входящих в группу основных производителей КДМ. Прежде всего это головное предприятие компании «Меркатор Холдинг». Компания образовалась в 1998 г., и сегодня машины, выпускаемые «Меркатором», успешно трудятся в 73 регионах России. По данным Росстата, доля предприятия на рынке оборудования для дорожно-коммунального хозяйства составляет не менее 42%. Справедливости ради надо отметить, что основным производителем КДМ в холдинге является компания «Меркатор Калуга», торжественное открытие цехов которой состоялось в индустриальном парке «Калуга-Юг» в мае 2014 г. В создании «Меркатор Калуга» принимал непосредственное участие швейцарский концерн Bucher и его подразделение – компания Giletta из Италии.

Технологические линии компании Giletta на заводе «Меркатор Калуга» производят навесное оборудование для КДМ

Именно технологические линии компании Giletta, установленные в трех цехах нового завода, сосредоточены на производстве навесного оборудования. Проектная же мощность «Меркатор Калуга» составляет 1000–1300 машин с навесным оборудованием в год. Покупателям предлагаются КДМ на базе 2- и 3-осных шасси КамАЗ, Mercedes, Volvo, Scania и других известных брендов по желанию заказчика. Следуя требованиям времени, предприятие старается производить такие виды машин, в которых наиболее нуждаются наши коммунальные и дорожные службы. Так, сегодня предлагается линейка машин для зимнего содержания дорог, в которую входят распределители Bucher: для жидких реагентов Bucher CL, для сухих противогололедных материалов Bucher KH ;и для сухих противогололедных материалов с функцией увлажнения Bucher UH. Для зимних работ компания также подготовила фрезерно-роторные очистители Larue, подметально-вакуумные машины на коммерческом шасси Bucher CityFant в зимней комплектации, а также полный перечень навесного оборудования, плужного и щеточного.

Повышенный интерес покупателей вызывает вакуумная подметально-уборочная машина Bucher CityFant 6/6000, работающая на метане. Использование компримированного природного газа имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, снижается выброс вредных веществ, во-вторых, мощности газового двигателя хватает не только на привод шасси Iveco либо КАМАЗ, предлагаемых покупателям в качестве базовых, но и на привод навесного оборудования в полной мере. Таким образом, второй двигатель, обычно задействованный для работы дополнительного оборудования, в газомоторных моделях не устанавливается, что снижает расходы на эксплуатацию в несколько раз. При использовании в весенний и летний периоды серия уборочных машин Bucher CityFant эффективно применяется для удаления пыли, смета и других посторонних предметов с проезжей части и прилотковой зоны, а КДМ с распределителями жидких материалов Bucher отлично справляются с мойкой проезжей части дорог и водной очисткой барьерных ограждений.

КДМ от «Меркатора» с установкой Bucher UH для нанесения сухих противогололедных материалов

Более 80 лет выпускает дорожную технику Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина из Смоленска, с 1960 г. предприятие специализируется на выпуске КДМ. Конструкторское бюро предприятия внедряет технические новинки и постоянно модернизирует выпускаемый ассортимент из 54 моделей уборочных комплексов на отечественных и импортных шасси и самосвалах. Заводчане разработали 18 видов навесного оборудования, включающие полный спектр плужного и щеточного оборудования, пескоразбрасывающие и солераспределяющие устройства. Распределители противогололедных реагентов являются предметом особой гордости заводчан. Покупателям предлагается на выбор несколько видов кузовов-солераспределителей и систем автоматического регулирования, позволяющих работать с одним или несколькими противогололедными материалами одновременно без дополнительной настройки, например с пескосоляной смесью и чистой солью. К тому же использование пластиковых емкостей дает возможность совместно эксплуатировать системы по распределению жидких реагентов, оснащенные автоматическим регулированием параметров розлива, и поливомоечные установки.

Приобретение распределителей «Завода им. Калинина» позволяет покупателям сэкономить благодаря универсальной схеме, примененной в конструкции этого навесного оборудования. Их затраты, по утверждению руководства завода, снижаются примерно вдвое по сравнению с расходами, возникающими при эксплуатации распределителей конкурентов.

Отличительная черта пескоразбрасывателей завода «Смоленские машины» – большая вместимость

Еще один хорошо известный в нашей стране производитель комбинированных дорожных машин – завод «Смоленские машины» («Смолмаш»). Предприятие выпускает КДМ на базе отечественных и иностранных самосвалов. Специальная система «быстросъемности» позволяет осуществлять монтаж-демонтаж оборудования за 15 минут без применения каких-либо ПТУ. В стандартный набор предлагаемого навесного инструмента входят цистерна для воды с насосом, бункер с транспортером для песка и соли, навесные плуги, цилиндрические щетки, комплектуемые гидроприводом. На заводе рекомендуют использование в качестве базовых машин самосвалы большой грузоподъемности, отечественные и импортные. Преимуществом решения является то, что на машину можно устанавливать кузов пескосолераспределителя повышенной, до 12 м3, вместимости, что увеличивает производительность машины. По согласованию с заказчиком на КДМ может быть установлено американское пескосолеразбрасывающее оборудование SaltDogg, изготовленное из нержавеющей стали, регулировку плотности распределения ПГМ водитель может плавно осуществлять прямо из своей кабины.

На заводе «Смоленские машины» монтируют на самосвалы пескосолеразбрасывающие установки SaltDogg

ТоМеЗ – один из лидеров по объемам производства КДМ

ОАО «Тосненский механический завод», входящий с 2012 г. в холдинг «Коминвест-АКМТ», собирает около 250 ед. КДМ ежегодно. Вообще же завод производит 14 видов коммунальных дорожных машин и 60 видов сменного навесного оборудования. Снегоуборочный инструмент, поливомоечное, пескоразбрасывающее оборудование, различные виды щеток – все это проектируют заводские конструкторы. Объемов производства навесного инструмента хватает не только для оснащения продукции ТоМеЗ, но и остается для продажи «на сторону». С 2015 г. на заводе освоен выпуск КДМ на газомоторном топливе. Базовые шасси, используемые на ТоМеЗе, – это в первую очередь КамАЗ, более 10 моделей, на шасси МАЗ производится еще 2 модели КДМ. Колесные шасси Volvo предлагаются в 2 моделях, и мод. МКДУ-9 собирается на базе Mercedes-Benz.

Одной из наиболее ходовых моделей, с приводом на все колеса, является мод. МКДУ-7, базирующаяся на шасси КАМАЗ-365111 с колесной формулой 6x6. Модель имеет грузоподъемность 14,5 т и отличается высокой проходимостью, которую обеспечивает в том числе блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также двухступенчатая раздаточная коробка. В этой и других моделях КДМ водитель управляет навесным оборудованием из кабины с помощью джойстика, соединенного с бортовым компьютером.

 Навесное моечное оборудование, созданное инженерами «ТоМеЗ», монтируется на шасси КАМАЗ

КДМ – машины коммунального назначения

Эксплуатация КДМ тесно связана с работой коммунальной сферы, поэтому вполне естественно, что именно заводы, занимающиеся производством коммунальной техники, наиболее выделяются и в группе производителей комбинированных дорожных машин.

АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ») с 1990-х гг. разрабатывает и выпускает КДМ, и сегодня предприятие предлагает более полутора десятков моделей на шасси КАМАЗ. Комбинированные машины комплектуются такими основными элементами, как цистерна, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, центробежный насос с КОМ, плуг с системой навески, щетка с гидравлическим приводом, гидросистема и электрооборудование. Одной из последних разработок, не уступающей по качеству и экономичности лучшим европейским моделям уборочной техники (а «Арзамасский КОММАШ» ведет постоянную работу в направлении импортозамещения по всем товарным направлениям), стала комбинированная дорожная машина КО-829БГ. Главной особенностью новой модели является использование в конструкции газомоторного шасси. Универсальная машина предназначена для круглогодичного использования в городах и на работах по содержанию магистралей, КО-829БГ может эксплуатироваться при температурах от –20 до +40 °С.

Полноприводная мод. МКДУ-7 г/п 14,5 т на шасси КАМАЗ-365111 отличается высокой проходимостью

В этой модели заводские специалисты использовали многие удачные технические решения из отечественной и мировой практики. Так, применение конусо­образной формы диска разбрасывателя, регулируемого по высоте, и Z-образные направляющие лопатки обеспечивают равномерное распределение ПСС по ширине от 2 до 10 м. Перегрев жидкости в гидросистеме исключается благодаря использованию сливной магистрали увеличенного сечения. В качестве привода транспортера распределителя используется редуктор с гидромотором импортного производства, гидродвигатель разбрасывателя также импортный, поставляется из Болгарии. В регулировках разбрасывателя заложена возможность изменения ширины и асимметрии распределения ПСС. По всей длине кузова установлены щетки для очистки цепей и скребков, а также имеются защитные поддоны, предотвращающие попадание солевых и песчаных смесей на агрегаты шасси. Разбрасывающее устройство легко разбирается, заменить любой элемент конструкции достаточно просто, имея только ручной инструмент. Управление работой навесного оборудования осуществляется из кабины, и в случае возникновения аварийной ситуации в работе привода, например при утечке гидрожидкости из системы, водитель прямо в кабине получает визуальный сигнал.

Становление «Арзамасского КОМАШа» как одного из ведущих в стране производителя коммунальных машин, во многом обусловлено сотрудничеством с АО «Мценский завод «Коммаш», имеющим большой машиностроительный опыт. «Мценский завод коммунального машиностроения» уже более полувека производит дорожную и коммунальную технику. Сегодня предприятие предлагает покупателям 10 моделей КДМ на базе шасси КАМАЗ и МАЗ, которые выполняют самые разные функции. Их применяют в качестве пожарных машин, а также для полива зеленых насаждений, для увлажнения воздушного пространства над проезжей частью дороги с целью снижения запыленности и загазованности. Также некоторые модели мценских КДМ активно применяют для очистки канализационных сетей и труб, для скоростной, до 60 км/ч, очистки автомагистралей от снега с возможностью отбрасывания снега на 10 м и более. В КДМ используется защищенный патентом РФ привод цилиндрических щеток, автоматически гасящий вертикальные колебания. Модели могут комплектоваться навигационным оборудованием. Продукция «Мценского «Коммаша» отличается высококачественной покраской, а использование РВД, исключающих возможность разрыва и протечек масла в соединениях, повышает надежность эксплуатации техники в целом.

Универсальная машина Арзамасского завода «Коммаш» КО-829БГ работает на газомоторном топливе

Одной из наиболее популярных моделей, недавно разработанных заводом, является многофункциональная КДМ КО-848, созданная на базе шасси КАМАЗ-65115 с самосвальным кузовом. Производитель предлагает для комплектации модели до 20 видов быстросъемного инструмента, с помощью которого машина в зимний период может выполнять патрульную и скоростную снегоочистку, удалять шугу, наледь, спрессованный снег. Возможна установка распределителя ПГМ и химических реагентов с механизмом регулировки ширины и плотности нанесения реагента. В теплое время года модель эффективна при сметании мусора, удалении земли и глины с дорожных покрытий, для мойки дорожного полотна, дорожных знаков и барьеров. В КДМ используется гидравлическое оборудование Binotto. Установка и снятие плужного оборудования и распределителей реагентов производится без использования грузоподъемных механизмов. Распределительное оборудование оснащено 7-кубовым бункером, механизмом разбрасывания и ленточно-цепным транспортером, причем тяговые цепи полностью защищены от контакта с реагентами.

ВНИИСтройдормаш

Московское предприятие ЗАО «ВНИИСтройдормаш» не входит в число лидеров по производству КДМ, однако таких предприятий, выпускающих одну-две удачных модели, немало. Сего­дня покупателями КДМ для скоростной очистки дорог, выпускаемой «ВНИИСтройдормаш», стали департамент ЖКХ и благоустройства г. Москвы, ГУП «Кольцевые магистрали», ГУП «Мосгортранс» и даже Управление делами Президента РФ, а также многие коммунальные и производственные предприятия России. Как правило, для выполнения многочисленных функций, возложенных на современные КДМ, подбирают 2- или 3-осные шасси с колесной формулой 4х2, 6х4, 6х6. Шасси обычно заднеприводные, поскольку они более дешевые, но встречаются и полноприводные КДМ, которые, безусловно, лучше подходят на роль техники для круглогодичного содержания дорог и городских территорий.

КДМ КО-848 на базе шасси КАМАЗ-65115 с самосвальным кузовом от «Мценского Коммаша»

Мод. КО-845 создана на базе очень мощного 400-сильного 3-осного полноприводного шасси МЗКТ-65274. Машина особенно эффективна при скоростной, до 50 км/ч, очистке дорог от снега. Для этого в арсенале КО-845 фронтальный и боковой снегоуборочные отвалы, а также снежная фронтальная щетка – этот инструмент позволяет за один проход очищать полосу шириной почти в 6 м. Для использования сухих реагентов машина комплектуется бункером вместимостью 8 м3, а для увлажнения монтируются баки объемом 2,2 тыс. л. Для запаса жидких реагентов также имеются резервуары общей емкостью в 6 тыс. л. В летний период КО-845 отлично справляется с мойкой дорожного полотна и барьерных ограждений, для воды также предусмотрены баки на 13,4 тыс. л. Моечная рейка рассчитана на захват полосы шириной в 2,7 м, при этом плотность распределения водяного потока составляет 0,4 л/м2.

 

Итак, КДМ – это всесезонные машины, они удобны для выполнения отдельных операций при строительстве больших объектов, нередко используются ремонтными службами, незаменимы при уборке дворов и улиц. Вложение денег в такой транспорт – очень правильное и выгодное решение. К сожалению, отечественные шасси наших КДМ не всегда соответствуют надежности нашего же навесного инструмента. Но конкуренция заставляет неуклонно повышать качество российской техники, так что будем надеяться, что изменение ситуации – близкая реальность.

КДМ КО-823 на шасси КАМАЗ-65115 от «Мценского Коммаша» может комплектоваться разнообразныи навесным оборудованием