Вчера Государственная Дума Российской Федерации приняла сразу во втором и третьем чтении поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и потребления». Работа над законопроектом велась с 2011 г., и члены Ассоциации производителей шин принимали активное участие в его обсуждении. Цель законопроекта состояла в реформировании системы утилизации отходов производства и потребления в России и создании экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Принятый Госдумой закон вводит обязанность производителей и импортеров различных товаров обеспечивать их утилизацию, после того как товары выбрасываются потребителями. Государство при этом будет устанавливать нормативы утилизации, по которым определяется, какое количество тех или иных товаров подлежит утилизации за год.
На данном этапе большим достижением нового регулирования является предоставление производителям и импортерам возможности выбора способа исполнения новой обязанности. Они могут заплатить экологический сбор в федеральный бюджет, а могут сами заняться утилизацией отходов товаров, в том числе поручив это подрядчикам или созданному отраслевому объединению. Члены АПШ убеждены в необходимости организации в России системы утилизации шин именно по модели самостоятельного обеспечения производителями и импортерами утилизации отходов через создание объединения. Эта система хорошо зарекомендовала себя – при ее реализации в различных странах доля переработанных шин за несколько лет возрастала в два раза.
Однако реализация данной модели в России будет зависеть от многих факторов. Закон задает общую схему создаваемой системы утилизации отходов, и многие процедуры, затрагивающие как статус производителей и импортеров, так и операторов по переработке отходов будут определены в подзаконных актах, которые еще только предстоит разработать и принять.
Очень важно, насколько реалистичные для исполнения нормативы утилизации отходов будут установлены. Согласно экспертным оценкам, ежегодно в России образуется около 1 млн. тонн изношенных шин, из которых собирается и перерабатывается около 90 тыс. тонн, т.е. менее 10%, а суммарная потребность в продуктах шин не превышает 50% общей массы перерабатываемых шин. Исполнительный директор АПШ Надежда Чурмеева отмечает: «С учетом текущих реалий в сфере переработки, первоначальный норматив утилизации по шинам должен устанавливаться на уровне 10-15% от количества выпущенных в обращение шин».
Многое будет зависеть и от того, насколько сложные, с процедурной точки зрения, схемы взаимодействия производителей и импортеров с контролирующими органами будут заложены в подзаконных актах. Важно, чтобы заявление производителей и импортеров о выборе самостоятельного обеспечения утилизации отходов носило уведомительный характер, иначе возможно появление дополнительных барьеров для бизнеса. Не менее значимо, как будет проходить процедура представления деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров, а также представление отчетности о выполнении нормативов.
В качестве главного недостатка принятого закона следует отметить перенос сроков вступления нового регулирования с 1 января 2016 г. на 1 января 2015 г. Члены АПШ убеждены, что после принятия законопроекта потребуется не менее одного года переходного периода для проведения подготовительных аналитических и практических шагов, необходимых для реализации положений закона. Требуется принятие предусмотренных нормативных правовых актов по самостоятельной утилизации, нормативам, экологическому сбору и другим вопросам. Производители и импортеры шин также должны подготовиться к самостоятельному исполнению своей обязанности: скоординировать свои действия по созданию отраслевого объединения, установить договорные отношения с операторами по обращению с отходами, организовать пункты приема и временного хранения изношенных шин, разработать и принять единые правила приема шин и т.д. Безусловно, поставленные перед необходимостью осуществления всех указанных мероприятий в столь сжатые сроки, представители шинной индустрии оказываются в очень сложной ситуации.