12.11.2014

В октябре в России прошла сельскохозяйственная неделя. Уже много лет одним из ключевых ее событий является «АГРОСАЛОН» — мероприятие, где представлены новейшие технологические решения для сельского хозяйства, и весь аграрный сектор обсуждает актуальные проблемы отрасли. Так совпало, что 8 октября, когда Правительство Российской Федерации утвердило правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, на «АГРОСАЛОНЕ» прошел Круглый стол, посвященный той же газомоторной технике, только в сельском хозяйстве.

В мероприятии приняли участие представители Министерства сельского хозяйства РФ, ООО «Газпром газомоторное топливо», группы компаний «КАМАЗ», ЗАО «Газпромнефть — Альтернативное топливо», «Группы ГАЗ» и компании AGCO-RM. Эксперты отметили, что государство понимает необходимость в экологически безопасной технике и поддерживает ее закупки, но пока это распространяется не на все отрасли, которые в этом нуждаются. Так, например, в условиях санкций и веденных ограничений на импорт продовольствия субсидии фермерам помогли бы им сделать свои хозяйства более производительными и эффективными.

Директор по развитию завода Valtra Алексей Кутин, говоря о низких затратах на эксплуатацию газомоторной сельхозтехники, уточняет: «Практика показала, что владелец такой техники может сэкономить до 450 000 рублей в год. В России запасы компримированного природного газа (метана), на котором работает техника, значительны, к тому же, он намного экологичнее обычного топлива».

Многие знают о преимуществах газомоторной техники, но их останавливают возможные трудности, связанные с применением газа в качестве топлива. На это специалист коммерческого отдела «Газпром газомоторное топливо» Борис Ранетов ответил: «Объём вводимой газомоторной инфраструктуры увеличивается, количество заправочных станций растет, в том числе за счёт использования мобильных объектов, которые «Газпром газомоторное топливо» производит совместно с Московским газоперерабатывающим заводом».

Борис Ранетов подчеркнул, что при средней стоимости компримированного природного газа по ЦФО на уровне 13 рублей и дизельного топлива на уровне 32 рублей экономия при использовании газо-дизельного цикла на тестируемом газомоторном тракторе по сравнению с дизельным аналогом составляет до 46 %. Кроме того, экологическое преимущество метана над бензином и дизельным топливом очевидно: уровень выбросов вредных веществ в атмосферу от 1000 тракторов снижается до 600 тонн в год, до 27%.

В настоящее время существуют комплексные решения для газомоторной отрасли — они объединяют заправочную инфраструктуру, транспорт и сельхозтехнику. Среди компаний, активно использующих газ в качестве топлива, — КАМАЗ. Он выпускает 3 модели грузовиков для сельского хозяйства, 2 модели тягачей и более 20 моделей спецтехники, которые работают на метане. КАМАЗ располагает также 24 сервисными центрами, обслуживающими газомоторную технику на территории России.

Эксперт промышленной группы «ГАЗ» Максим Головнов анонсировал появление в 2015 году газомоторных автомобилей Next и начало серийного производства «Газель Next» и грузового фургона «Газон Next», работающих на метане.

Алексей Кутин привел в пример газомоторной сельхозтехники двухтопливный трактор Valtra Dual Fuel N103.4H3, который даёт возможность использовать до 80 % газа и 20% дизельного топлива. «Двухтопливный трактор способен работать до 8 часов, а если газ заканчивается, автоматика переключает машину на дизель», — отметил Алексей, обратив внимание на то, что такой трактор дороже дизельного всего лишь на 7%, и эта разница быстро окупается. К слову, экономия при 12-часовом использовании двухтопливного трактора по сравнению с дизельным составит 464 640 рублей в год.

Фермеры заинтересованы в покупке газомоторной техники, однако аграрному сектору необходима содействие государства в данном направлении, не в меньшей степени, чем сектору ЖКХ и транспорта. Степан Плиско, руководитель Департамента GR AGCO-RM, комментирует: «К сожалению, пока государство поддерживает в большей степени закупки газомоторной техники в городах. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.1013 № 767 — р, к 2020 году доля использования газомоторной муниципальной техники в городах должна составить до 50 %. И с этой целью уже сегодня создаётся необходимая инфраструктура».

И есть шанс, что аграриев услышат. Представитель Минсельхоза Елена Щукиной, отметила, что «Минсельхоз России считает важным обновление парка сельскохозяйственной техники и стимулирование приобретения машин, работающих именно на природном газе. Государственную программу внедрения газомоторной техники, в том числе для сельского хозяйства, разрабатывает Минтранс России, и мы уже направили им свои предложения».

Стоит отметить, что согласно действующим правилам предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, государство поддерживает закупки газомоторной техники, произведённой не ранее 2014 года в Белоруссии, Казахстане и России, то есть на территории единого экономического пространства (ЕЭП). Государство обращает особое внимание на социальный аспект субсидий: все закупаемые автобусы категории M3 длиной более 12 метров должны быть оборудованы средствами для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий финансовый год, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации на обновления техники для ЖКХ.

Чтобы получить субсидию, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан предоставить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 22 октября соответствующего финансового года документы:

а) заявку о предоставлении субсидии, содержащую сведения о марке, модели, категории техники и количестве приобретаемой газомоторной техники согласно приложению, а также расчет размера субсидии,

б) выписку из бюджета субъекта или муниципального образования на текущий финансовый год, заверенную уполномоченным лицом и подтверждающую объём финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации на обновление парка техники,

в) справку о наличии и планах развития инфраструктуры (в том числе автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) для эксплуатации газомоторной техники.

Контроль над соблюдением субъектами порядка и условий предоставления субсидий осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В случае использования субсидии не по целевому назначению средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка закупок газомоторной сельхозтехники — долгожданное решение, которое поможет развитию сельского хозяйства страны, выведет его на новый технологический уровень, что в конечном счете позволит фермерам производить качественную продукцию и снизить ее себестоимость.

Участники Круглого стола подготовили и направили в Правительство Российской Федерации предложения по расширению использования газомоторной техники для нужд современного сельского хозяйства России.