Трансграничная канатная дорога Благовещенск-Хэйхэ
Опоры трансграничной канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ над рекой Амур уже начали соединять тросами. Строительство канатной дороги - совместный проект России и Китая с бюджетом 13,2 млрд руб. Управляет проектом этого строительства «Агентство развития проектных инициатив» (ООО «АРПИ», входит в ГК «РЕГИОН»).
Эта канатная дорога протяженностью 976 м – первая в мире дорога такого рода между городами двух разных стран. Среди ее преимуществ – возможность покрыть большое расстояние без применения дополнительных опор – только две опоры, по одной на каждом берегу. Также среди плюсов – непрерывность перевозки пассажиров при техобслуживании и возникновении поломок, долговечность и вместительность кабин. Попасть в соседнюю страну можно будет за 2,5 минуты. Канатная дорога будет состоять из двух линий, по которым будут перемещаться две кабины. Кабины поставят из Китая. Они смогут вмещать до 110 человек – такого в России еще не было. Пересекать границу по канатке смогут до 457 человек в час и 2,5 млн человек в год в обоих направлениях. Добраться из Благовещенска в Хэйхэ и обратно за 5 минут можно будет за 3 тыс. руб. (с китайской стороны — эквивалент в юанях). Работать транспортный коридор будет с 7:00 до 22:00.
Монтаж ведут китайские специалисты совместно с экспертами ООО «АРПИ». Впервые в мире две страны строят трансграничную канатную дорогу с использованием самых инновационных технологий. На высоте 70 м будут натянуты толстые канаты весом 30 т каждый, выдерживающие кабину на 110 человек. Дорога будет очень устойчивой, что позволит эксплуатацию при высокой силе ветра до 30 м/с и обеспечить более высокую скорость перемещения кабин до 12 м/с. При обрыве тягового каната будут срабатывать тормозные механизмы, предотвращающие риски схода кабины с несущих канатов. В период монтажа акваторию реки Амур будут временно перекрывать для судоходства в ночные, утренние и вечерние часы. Монтаж канатов планируется завершить в январе 2026 г.
На российской стороне строят уникальный четырехуровневый пассажирский терминал общей площадью 26 тыс. м2 со значительным остеклением. Его готовность уже составляет 70%. Здесь, под одной крышей, разместят станцию, платформу и технологическое оборудование канатной дороги, пункт пропуска через государственную границу РФ, торговые и развлекательные объекты. Пассажиры будущей уникальной трансграничной канатной дороги в Благовещенске и Хэйхэ будут садится в кабину в разных условиях. В Китае терминал и посадка в кабину разделены, поэтому посадка будет проходить на улице под открытым небом.
Уникальность проекта состоит именно в стыковке систем взаимодействия двух стран – РФ и КНР, ведь требования государственных органов к вводу в эксплуатацию и к работе канатных дорог разнятся. Необходимо сформировать единый подход, когда обе страны введут объект в эксплуатацию синхронно.
Запустить канатку в эксплуатацию рассчитывают в мае 2026 г.